Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой и Зульфии Исроиловой) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 6166 раз

Библиографическое описание:

Исмоилова, М. А. Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой и Зульфии Исроиловой) / М. А. Исмоилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1609-1611. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19677/ (дата обращения: 21.11.2024).

В статье рассматриваются вопросы воздействия картин природы на душевное состояние лирического героя.

Ключевые слова: природа, лирический герой, зима, снег, осень, разлука, скорбь.

 

Человек и природа, человек и литература, литература и пейзаж — все эти понятия настолько тесно переплелись, что представить их в разрозненном состоянии практически невозможно. Если говорить о человеке как о неотделимой части природы, то и в его формировании как личности роль общества велика.

Лирика, являясь продуктом взаимосвязи природы и общества, нежнейшей трелью соловья затрагивает самые сокровенные уголки души человека. И появляется вопрос: о чем она? Взаимосвязь человека и природы вопрос не столько философский, сколько экологический, эстетический и этический. Этот последний приближает проблему к художественной литературе, в частности, поэзии. Человек сам часть природы и живет в стихии природы. «Когда творческая личность начинает творить свои произведения, она вдохновляется природными явлениями, получает импульс от их чарующих красот, но здесь все — таки первенствует душа и дух творческой личности, ибо и объект соответствующей поэзии, есть бесконечное царство духа», [1] — писал Гегель. Здесь же он подчеркивает, что «подлинный предмет поэзии составляют не солнце, не горы, не лес, не пейзаж и не внешний облик человека, кровь, нервы, мускулы, а духовные интересы…. Поэтому весь этот круг только в той мере входит в поэзию, в какой дух обнаруживает в них стимул или материал для своей деятельности…». Естественно, что все это индивидуально и зависит от художника, его мастерства, его видения мира. «Человек, будучи неотделимой частью природы, независимо от своих желаний, живет во взаимосвязи с ней. В пейзажной лирике герой, восхищаясь красотой природы, ее богатством, разнообразием и мощью, передает всю эту гамму чувств».

Если обратиться к классической литературе, то можно пронаблюдать что явления природы, либо какие — то ее детали, либо сравнения, либо символы были использованы в пейзажной лирике для воссоздания душевных переживаний героя. Общеизвестно, что природа каждого края индивидуальна, своеобразна. Ее воздействие на поэта и его творения мы решили проследить на творчестве русской поэтессы Анны Ахматовой (1889–1966) и народной поэтессы Узбекистана Зульфии (1915–1997). Следует отметить, что судьбы этих двух великих женщин объединяет горечь разлуки, тоска по любимому. И естественно, что это отразилось на творчестве.

Сила поэзии Анны Ахматовой, прежде всего в том, что перед читателем воспроизводятся картины природы и все, что связано с ней. Но если добраться до самой сути, то можно наблюдать как в действительности силы природы и все, что связано с ними, находят полную гармонию с внутренними переживаниями героев. Например, в ее поэзии часто встречаются образы осени, зимы, весны, неба, солнца, луны, звезд, рассвета, ночи, сада, полей, снега, деревьев, льда, холода, мороза, птиц и т. д.

Возьмем для примера следующее стихотворение поэтессы:

Память о солнце в сердце слабеет,

Желтеет трава.

Ветер снежинками ранними веет,

Едва — едва.

В узких каналах уже не струится, стынет вода.

Здесь никогда ничего не случиться,

О, никогда!

Ива на небе пустом распластала

Ветер сквозной.

Может быть, лучше что я не стала

Вашей женой.

Память о солнце в сердце слабеет.

Что это? Тьма?

Может быть!... За ночь придти успеет Зима.

(Анализ стихотворения Анны Ахматовой проведен на узбекском переводе)

 

Стихотворение, являясь изображением природы в конце осени и начале зимы, только дважды делает намек на то, что в сердце героя господствует осень. В первый раз мы это ощущаем, когда поэтесса говорит о памяти, где солнце слабеет. Образ солнца не олицетворяет физическое явление, распространяющее вокруг свет, а напротив — оно стынет. А это значит, что в душе поэта также происходит угасание чувств. Во второй строке «трава желтеет» душа сравнивается с полем, где жизнь постепенно угасает, она сродни природе, где трава желтеет неумолимо. Обычно в лирике желтый цвет олицетворяет лицо, пожелтевшее от горя и глубоких переживаний. «Угасли красные оттенки, остались на лице шафрановые краски…» (А.Навои «Чудеса молодости», — 394 с.). А.Ахматова для полного раскрытия этого качества, углубляя его значение использует его как символ души.

Следующие строки стихотворения еще больше обостряют это состояние: не только снег, но и ветер, бушующий в сердце, обещает сильный буран. Очевиден вопрос: откуда, в только, что пожелтевшей душе снег? Мы уже отмечали, что речь идет о последних днях осени. Поэтесса употребляет сочетание «первый снег». Наступает зима. Переживания души идут в унисон с погодными условиями. Небо заволакивают тучи. Это намек, что весь внутренний мир героя обволакивается темными предчувствиями. Речка покрылась льдом, заглохли песни птиц, оголились деревья. Все говорит об омертвелой душе. Следующие слова: «Может быть лучше, что я не стала Вашей женой» проясняют, что увядание природы — это не столько относится к осеннему пейзажу, сколько к внутреннему состоянию героя. С самого начала стих навевает тоску. Но внутри этой грусти пробивается маленький лучик надежды — света. Лирический герой старается успокоить себя тем, что «не стала вашей женой». То есть, говоря словами Миркарима Осима «ищет луч света во тьме». За следующей строкой повторяется первая, и взволнованный голос поэтессы восклицает: «Что это? Тьма?» Лирический герой вроде спокоен, так как приход зимы констатирует очень спокойно. Образ холодной, заснеженной зимы у Ахматовой проходит как символ тоски, разлуки, грусти. Это наблюдается во многих стихотворениях поэтессы. Как отмечает поэт Хуршид Даврон: «В ее характере в состоянии покоя скрыты волны сильной бури» Действительно, какое бы стихотворение Ахматовой мы не читали нас, окутывает грусть, покой и тишина. Но в какое — то мгновение нас пронзает мысль, возбуждающая сердце. Словно это именно та буря, о которой говорил Х.Даврон.

Обратимся к поэзии узбекской поэтессы Зульфии. При чтении ее стихов нас одолевает страсть и сила. Появляется чувство борьбы и сопереживания. За этим кроется едва уловимое чувство грусти и печали. В творчестве этих двух великих женщин можно найти общность, схожесть в описании природы, времен года, рассвета, дня, вечера.

Остановимся на вопросе о роли природы в творчестве Зульфии. В отличие от Анны Ахматовой в ее поэзии времена года описываются последовательно, в приподнятом настроении. Например, проанализируем следующий отрывок из ее стихотворения «Твой рассвет»:

На снегу гарцует январь,

На снегу серебро луны.

Ты спишь, на твоем широком лбу

Сверкает улыбка судьбы

Ты спишь, январский мороз

В ход пустил умелые руки

Приветствуя тебя, на окне

Нарисовал нежнейшие нарциссы.

 

Поэтесса изящным рисунком создает образ зимы, находя в нем наслаждение и упоение счастьем. Если в поэзии Анна Ахматова олицетворяются грусть (Сердце мучает разлука, печаль и снег всю зиму давил тяжестью большой), а в поэзии Зульфии снег — это символ чистоты и надежды. Цветок, нарисованный январским морозом на окне, говорит о светлом мировидении поэтессы. Увидеть в лютом морозе нечто удивительно прекрасное — это талант.

В стихотворении поэтессы «Разлука» она описывает осенний холодный вечер. Название — разлука, объект изображения — осень, тема — разлука с любимым. Но лирический герой горд как созданный им образ. Он верит, после разлуки будет встреча, что у лютой зимы есть жаркое лето. Это стихотворение было написано в 1942 году, и для женщин, проводивших на войну мужей, оно было большой опорой. «Тает снег» — это стихотворение из пейзажной лирики. В стихотворении «Золотая осень» воспеваются и золотые дни. Лирический герой, признаваясь в любви к осени дает пояснение этому великому чувству. Поэта привлекают и дождливый вечер, и солнечное утро, бархатная природа, разноцветная одежда деревьев, покрытые золотом сады, желтеющая трава, переливы серебряного хлопчатника, танцы белых журавлей. Несмотря на то что в поэзии не только А.Ахматовой но и других талантливых писателей осень олицетворяет увядание, безверие. В поэзии Зульфии — это время года изображается совершенно по-другому. Она писала:

Я не смотрю печально-

В душе моей весна,

И не устаю глядеть

На желтую листву…

 

«Стремление к свету — это самое большое желание сильной личности и литературные герои так же используют этот источник» — отмечает литературовед Улугбек Хамдам. Или вспомним слова поэта Миртимира: «Свет для глаз моих, свет для слов моих, душе своей прощу с рассвета…»

В большинстве своих произведениях Зульфия придерживается этой тенденции, но из всего вышеуказанного не надо делать скоротечных выводов, что поэзия Анны Ахматовой соткана из духа пессимизма. В ее поэзии невидимая луна проливает лучи надежды, это чувствуется в каждом душевном переживании поэтессы:

Например, в стихотворениях, где центральным объектом является сердце:

«Да ты очень устало,

Мою душу пронзила печаль

Знаешь я читала –

Душа не умирает никогда»

 

Обе поэтессы умели передать самые тонкие душевные переживания в соответствии с природой.

 

Литература:

 

1.      Гегель В. П. Эстетика. В 4-х, Т. 1, — М., 1971. — С. 355.

2.      Навои А. «Чудеса молодости», — 394 с.

3.      Зульфия. «Твой рассвет».

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, ваша жена, пейзажная лирика, поэзия, снег, стихотворение поэтессы, Душ, осень, поэтесса, творческая личность.


Ключевые слова

природа, лирический герой, зима, снег, осень, разлука, скорбь., скорбь

Похожие статьи

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина

В данной статье рассмотрена духовно-нравственная проблема сохранения жизни на Земле, проблема ответственности человека и общества за сохранение природы. Проанализированы рассказы М. М. Пришвина «Лесной царь», «Сухостойное дерево», «Паутинка».

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой

В статье выявлены особенности художественной индивидуальности тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики пейзажей в рамках эстетической классификации М. Н. Эпштейна и определены функции, которые выполняет пейзаж в поэзии художницы.

Поэтика контраста в поэзии А. Фета (на примере анализа стихотворений «Печальная береза» и «Кот поет, глаза прищуря»)

В статье выявляется мастерство А. Фета как художника-импрессиониста, сумевшего с помощью приема контраста отразить идеи Красоты и гармонии в мире.

Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского

В статье раскрываются особенности онейропоэтики поэзии Я. П. Полонского на основе выявления значимости вставных сновидческих эпизодов в сюжетах стихотворений «Зимний путь» и «Колокольчик».

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

В статье предпринимается попытка анализа концепции любви в дебютном сборнике Бенедикта Лившица. Таким образом, любовь для поэта — это не возвышенные и светлые чувства, а сражение, битва и тяжелое испытание. Б. К. Лившиц раскрывает свою концепцию чере...

Цветовая палитра в творчестве Н. Д. Ющенко

В статье раскрываются особенности цветовой палитры в творчестве ишимской поэтессы Н. Д. Ющенко на основе исследования участия белого и синего цветов в формировании художественной картины мира.

Философия и поэтика любви в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…»

В статье предлагается опыт анализа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…» (1837), в котором акцентирована философия и поэтика любовного чувства поэта, связанного с его богоборческим бунтарством.

Детство и природа в повести «Детство Никиты»

Всем известно, А. Н. Толстой является одним из самых известных писателей 20 века. Повесть «Детство Никиты» была написана в эмиграции в 1920 году. Повесть по праву считается одной из лучших отечественных книг для детей. В произведении описываются осно...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур («Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России»)

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя. Особое внимание уделяется языковым ха...

Похожие статьи

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина

В данной статье рассмотрена духовно-нравственная проблема сохранения жизни на Земле, проблема ответственности человека и общества за сохранение природы. Проанализированы рассказы М. М. Пришвина «Лесной царь», «Сухостойное дерево», «Паутинка».

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой

В статье выявлены особенности художественной индивидуальности тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики пейзажей в рамках эстетической классификации М. Н. Эпштейна и определены функции, которые выполняет пейзаж в поэзии художницы.

Поэтика контраста в поэзии А. Фета (на примере анализа стихотворений «Печальная береза» и «Кот поет, глаза прищуря»)

В статье выявляется мастерство А. Фета как художника-импрессиониста, сумевшего с помощью приема контраста отразить идеи Красоты и гармонии в мире.

Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского

В статье раскрываются особенности онейропоэтики поэзии Я. П. Полонского на основе выявления значимости вставных сновидческих эпизодов в сюжетах стихотворений «Зимний путь» и «Колокольчик».

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

В статье предпринимается попытка анализа концепции любви в дебютном сборнике Бенедикта Лившица. Таким образом, любовь для поэта — это не возвышенные и светлые чувства, а сражение, битва и тяжелое испытание. Б. К. Лившиц раскрывает свою концепцию чере...

Цветовая палитра в творчестве Н. Д. Ющенко

В статье раскрываются особенности цветовой палитры в творчестве ишимской поэтессы Н. Д. Ющенко на основе исследования участия белого и синего цветов в формировании художественной картины мира.

Философия и поэтика любви в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…»

В статье предлагается опыт анализа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…» (1837), в котором акцентирована философия и поэтика любовного чувства поэта, связанного с его богоборческим бунтарством.

Детство и природа в повести «Детство Никиты»

Всем известно, А. Н. Толстой является одним из самых известных писателей 20 века. Повесть «Детство Никиты» была написана в эмиграции в 1920 году. Повесть по праву считается одной из лучших отечественных книг для детей. В произведении описываются осно...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур («Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России»)

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя. Особое внимание уделяется языковым ха...

Задать вопрос