Согласно общим положениям овладения профессиональной деятельностью, основная роль в этом процессе отводится механизму психологической регуляции, так как степень его развития обеспечивает комплексное функционирование всех сфер личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационно-деятельностной) [2, с. 3].
В психологической науке, проблема психологической регуляции деятельности недостаточно освещена (О. А. Конопкин, В. А. Зобков, А. К. Оскицкий и др.) практически отсутствуют работы, раскрывающие роль целостного личностного механизма регуляции деятельности художников.
Другой круг вопросов, связанных с проблемой личности и деятельности художника. Касается личностных характеристик, участвующих в регуляции деятельности и присущих художникам разной художественной направленности, в частности портретистам и художникам пишущих натюрморт [2, с. 5]. Вероятно художественная направленность обусловлена особенностями мотивации, самооценки, системы, черт, качеств, характеризующих интеллектуальную, коммуникативную, эмоционально-волевую сферы личности художника, позволяющие ему активно и гибко реализовывать свои способности в соответствии с требованиями деятельности и объективным условиям.
С. Л. Рубинштейн, подчеркивая необходимость изучить деятельность человека в ее психологическом составе, изучать психологические функции процессы, в тоже время, предостерегал от сведения деятельности только к изучению процессов, деятельность в психологическом плане не исчерпывается ими, она должна изучать в связи с личностными свойствами, так как в ней выявляется конкретное отношение человека к действительности. В этом отношении выявляются реальные свойства личности [7, с. 257].
Объект исследования личность и деятельность художников-портретистов и художников, пишущих натюрморт.
Предмет исследования— психологические особенности художников-портретистов и художников, пишущих натюрморт, в процессе создания целостной картины.
Целью исследования изучить личностные особенности художников-портретистов и художников, пишущих натюрморт.
Теоретическую основу исследования составили работы, Г. В. Беда, В. В. Визер, В. А. Зобкова, В. С. Кузина, А. Н. Леонтьева, Д. Г. Левицкого, Н. Я. Маслова, А. И. Ростовцева, А. М. Игнатьева А. П. Радищева, П. П. Ревякина, И. Е. Репина, А. П. Сапожникова и других.
В исследовании использовались следующие методы: анализ теоретических источников, тестовые методы, методы математической статистики.
Для исследования использовалась следующие методики:
- Методика многофакторного исследования личности Кэттелла
Текст опросника (форма 13PF).
- Опросник Х. Шмишека
- Личностный опросник А. Т. Джерлсайд
- Методика Дембо-Рубинштейн.
В исследовании приняли участие студенты ВлГУ института искусств и художественного образования кафедры изобразительного искусства и дизайна. Всего составило 30 испытуемых, 15 художников портретистов и 15 художников пишущих натюрморт.
Выбор студентов третьего курса определяется тем, что в связи с выбором бедующий дипломной работы они выбирают направление в той или иной тематике выпускной квалификационной работы. Студенты третьего курса, занимающие портретом в живописи, и студенты пишущие натюрморт, отличаются по личностным характеристикам друг от друга. У тех и у других возникают небольшие проблемы касающиеся того или иного направления, так как к третьему курсу сформировывается направленность в направлении искусства. Сложность портрета и натюрморта в живописи является постановка, как натуры, так и натюрморта. Как правило, портрет сложнее написать художнику, так как сам художник вживается в роль натуры, что и составляет сложность для художника.
Что касается живописи — это одно целое направление в искусстве, но разные тематики, например портретная живопись, натюрморт, натюрморт с портретом, пленэр, и многое другое. Нами выбрано направление портретная живопись и живопись натюрморта.
Как правило, портрет сложнее написать художнику-студенту. Нужно вжиться в роль натуры, понять её характер, темперамент, настроение, что и составляет сложность для художника — студента, и для профессионального художника. [1, с. 112]
Обратимся к работам такого художника как Илья Ефимович Репин. Он пишет работы: «Бурлаков», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Портрет Гоголя», «Автопортрет», «Блондинка» — любая из его больших работ — изобразительный роман, продуманный и согласованный во взаимодействии всех деталей. Репин не иллюстрирует сюжет, а психологически обосновывает, выстраивает его смысловую композицию.
Сочиненные им композиции обладают убедительностью реальной жизни. Репин с увлечением описывает неповторимость внешнего облика каждого человека. Он не задается обычно целью дать всесторонний психологический анализ его внутреннего мира, нюансы душевных порывов. Внутренняя жизнь, несомненно, сказывается в яркости и сочности внешнего своеобразия героя, который выступает чаще всего как определенный социальный и психологический тип. [6, с. 40.]
Натюрморт в живописи. Особенность этого направления состоит в композиции и тематике. Художник Виллем Клас Хеда писал натюрморты: «Ванитас», «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой», «Сирень», Тематика натюрмортов обширна, например цветочные натюрморты, изображение завтраков, сервированных столов, учёных натюрмортов, на которых изображались книги и другие предметы человеческой деятельности. Сложность в том, как составить композицию того или иного натюрморта, передача светотени, задача не простая. В картинах художника Хеда заметно, виртуозное мастерство в передаче обычных, повседневных предметов быта. Он так изображает их, что очевидно, сам любуется ими, создаётся ощущения осязаемости каждого из предметов, такие непростые задачи стоят перед студентами. [6, с. 21.]
Опираясь на авторов Зобкова В.А и Прониной Е.В «Творчество. Отношение. Деятельность» в разделе «Содержательные характеристики морально-нравственных объективно-психологических проявлений творческого отношения человека к деятельности», отметим что, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, организованность ответственность и результативность одни из первых в учебной деятельности студента.
Аккуратность –в предметную область наблюдения за проявлениями аккуратности могут входить: организация порядка на рабочем месте, четко и логично выстроенное оформление результатов работы, умение содержать в порядке рабочие материалы, умение тщательно записывать, оформлять результаты учебной деятельности, адекватное отражение времени и пространства.
Дисциплинированность — объективный морально-нравственный показатель отношения детей и учащийся молодежи к своим учебным обязанностям, включает в себя подчинение личности нормам и правилам, принятым в социальной среде. Предметом наблюдения в данном случае может выступать: отсутствие опоздания на учебные занятия, наличие на занятиях учебных принадлежностей, отсутствие отвлечений в процессе учебных занятий, своевременное выполнение учебных заданий, качественное выполнение учебных операций и действий, тактичность по отношению к учащимся и преподавателям.
Трудолюбие — специфическая нравственная характеристика личности, проявляющаяся в готовности к умственному и физическому труду, в позитивном отношении к учебно-трудовой деятельности, в стремлении добиться оптимальных результатов деятельности. Отметим следующую область наблюдения: правильное выполнение поручений, добросовестность, выполнение учебно-творческих работ не только по указаниям преподавателя, но и по собственной инициативе, умение планировать процесс работы и т. д.
Организованность — нравственный критерий личности, характеризующий психофункциональную готовность к продуктивной учебно-трудовой деятельности, умение подчинить, а также жизнедеятельность определенному плану. В предметную область наблюдения могут входить: планирование учебно-рабочего дня, действие согласно намеченному плану, учет выполненных дел.
Ответственность – нравственный показатель личности, характеризующий сознательное соблюдение моральных принципов и правовых норм в процессе выполнении деятельности. Отметим область наблюдения: обязательное выполнение учебно-трудовых заданий, предоставление выполненного задания единства слова и дела.
Результативность — интегрированный нравственный показатель отношения ребенка, учащегося, студента к выполняемой деятельности. В данном случае предметом наблюдения могут выступать: для студентов — результативность как в целом, так и в отдельных видах учебной деятельности в дисциплине художественно-эстетического цикла, цикла специальных дисциплин, трудового обучения». [2, с. 88]
Выше изложенный текст по разделам отношения человека к деятельности, а в частности студентов института искусств и художественного образования, видим, как важны все разделы для студентов, структурная организация элементов и компонентов психологической регуляции отношения студентов к творческой деятельности может определятся на основании корреляционного и факторного анализа.
Портреты и натюрморты, безусловно, достойны изучения. Они дают яркую характеристику художественного вкуса и представление об основных направлениях живописи. Портреты и натюрморты имеют художественную и историческую ценность и достойны внимательного изучения.
Литература:
- Государственный Русский музей. Живопись XVIII- начало XX века. Каталог. — Ленинград: Аврора-Искусство, — 1980. – С. 448–112.
- В. А. Зобков, Е. В. Пронина. — Творчество. Отношение. Деятельность. Теоретико-методологические аспекты. Владимир: «Собор», 2008, С. 5–164. Коллективная монография, ISBN 5–94002–789–8. — 2008.
- В. А. Зобков — Личность и деятельность в теории отношения В. Н. Мясищева // психологический журнал. – 2013. – т. 34. – № 4. – С. 16–29.
- В. А. Зобков, — Генезис отношения человека к жизнедеятельности. – Владимир: Транзит-НКС, 2016. С. 7–97.
- Калмыкова В., Тёмкин В. Немецко-австрийская живопись VIII-XIX века. – Белый город, 2014. С. 129.
- Меркулова Т. Н. Живописные и миниатюрные портреты XVIII — начала XX века в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. – Владимир: Каталог ГВСМЗ, 2015. С. 40–198.
- С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. — СПб: Издательство «Питер», 2000 — С. 257–712. (Серия «Мастера психологии»). — ISBN 5–314–00016–4