Весенний праздник чувашей Башкортостана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Кобцева, Н. Е. Весенний праздник чувашей Башкортостана / Н. Е. Кобцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 395-398. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1460/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье предлагается поэзия весеннего праздника, с его обычаями и ритуалами. Раскрывается красота и уникальность древнего праздника. Первая часть праздника носила религиозно-магический характер и включала в себя значительный цикл обрядов. В основе этих обрядов лежало древнее архаическое представление о бракосочетании или брачном союзе земли с плугом.

Ключевые слова: религиозно-магический характер, земледелие, брачный союз, жертвоприношение, гадания, игры, гимн.

In the article, the poetry of the spring holiday is suggested, nit its traditions ant customs. The beauty and unicity of the ancient holiday is opened up. The first part of the holiday had a religious- magical character and included a considerable number of rites. In the basis of these rites there was the ancient perception of marriage or matrimonial alliance of the earth and the plough.

Keywords:

Religious-magical character, сultivation, marriage, sacrifice, fovrhine - felling, games, anthem.

Наиболее интересным предметом изучения стал весенний праздник, посвященный земледелию. Он объединяет целый цикл обрядов и ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Акатуй – дословно «свадьба плуга», но гораздо правильнее будет перевести это слово как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящен завершению весенних полевых работ. Существуют и другие названия этого земледельческого праздника. Сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник стали называть сухату (праздник сохи), а низовые – сапан туйе (свадьба плуга). Слово «сапан» (плуг) тюркского происхождения, заимствовано, по-видимому, у татар или башкир. Акатуй – это всенародный праздник чувашей. В старину этот праздник продолжался целую неделю. Он состоял из двух частей. Первая часть праздника носила религиозно-магический характер и включала в себя группу обрядов. В основе этих обрядов лежало представление о мифическом бракосочетании земли с плугом.

 Для проведения ритуальной части праздника акатуй родственники собирались в доме главы рода (самого старого человека в роду). Накануне, как полагалось, все мылись в бане и надевали чистую одежду. Чистое тело и чистая одежда, как и в других обрядовых праздниках, символизировали обновление природы и человека.

Когда все приглашённые собирались в доме, начиналось моление. Распорядитель моления всем присутствующим раздавал по ломтику хлеб (хлеб у крестьян считался самым главным продуктом питания, отсюда и  поговорка  «=акёртан асли =ук»- нет ничего главнее хлеба), кусочку сыра или масла. Затем пели; «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня – вековечное дело наше»). Это был гимн земледельчеству и труду земледельца. Распорядитель начинал моление, в котором от Всевышнего (Турё) и других божеств испрашивал для всех добрый урожай, богатство, здоровье, достаток. Вот образец молитвы:

«Уроди ты, Боже, хлеба нам безобидно,

Хватило бы его нам на год круглый,

Посеяв в поле семи видов зерна хлеба,

Просим господи, Боже, от каждого

Посеянного зерна получить тысячу зёрен.

Посеянный хлеб да будет густ, ствол, как

Горох! От зноя вечернего, от холода утреннего

Сохрани, сбереги, Боже! От гадов - насекомых,

От ветра-бури вредного, от беды, дождя бурного

Сохрани, сбереги, Боже!

От красного палящего солнца,

От грома, молнии, пожара,

От действия духа злобы, от злого глаза,

Гнева-ярости сохрани, сбереги, Боже!

От навета, клеветы человеческой,

От врага-ненавистника,

От вора - лиходея сохрани,

Сбереги, Боже!

Аминь, помилуй, Боже!

Посадив несколько зернышек, крестьяне хотели получить много зерна, т.е. богатый урожай, и молились, чтобы не было засухи. Просили об этом «всевышнего» в обрядовой молитве.

По завершении молитвы все усаживались за стол, съедали ритуальную пищу, выпивали кружку пива. Ритуальная часть праздника завершалась выходом всех празднично одетых домочадцев и родственников с обрядовыми кушаньями в поле, они шли с песнями на свое поле, где устраивалось коллективное моление в честь божества земли. Совершали моление, непременно обратившись лицом на восток. Хлеб с сыром несли на резной тарелке, а тарелку держали перед собой на богато вышитом ритуальном полотенце. Брали с собой покрытое полотенцем ведёрко с пивом, а дети – яйца и палки. После моления все члены рода выливали на землю пиво, разбрасывали хлеб и сыр. Почему использовались именно эти продукты? Потому что хлеб, сыр, пиво являются ритуальной пищей у чувашей со времен их язычества. Чуваши приносили в жертву эти же продукты и перед каждым обрядом поминовения умерших родственников.

После завершения молитвы в поле молодёжь начинала гадание на яйцах и палках. Ребята бросали в поле яйца и смотрели, у кого яйцо разбилось, а у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай яровых хлебов.

Дурным признаком считалось, если палки, бросаемые малыми детьми,  ложились по линии с запада на восток, т.е. в положении, в каком хоронили покойников.

После гаданий в поле начинались пляски, веселье. Пели песни:

Никам та =ук ик .м.р пурёнакан:            Жизнь никому дважды не дается:

никам та =ук ик т.нче тытакан:               Никто две жизни не живет?

Атьёр к.р те тёвар: шав:                          Давайте жить и веселиться:

.=ер-=ияр: тёван: выляр-кулар              Есть-пить: играть и плясать:

Аслё ака туя чыс тёвар…                        Радостно встречать акатуй

Уя-к.р тухсан м.н хавас? _                      Когда выходишь в поле что веселит? _

Ака-суха сасси пит хавас…                   Голос посева веселит?

Хёртна-п.р пырсан м.н хавас?               Во время летней страды что веселит?-

+ава-=урла сасси пит хавас…              Звон косы и серпа очень радостный?

Анкартине к.рсен м.н хавас?                 Когда заходишь в гумно что веселит?

Тапачсен сасси пит хавас…                  Голос работников веселит?

Киле - п.р к.рсен м.н хавас?                   Когда заходишь домой что веселит?

Ывёл-х.р сасси пит хавас…                   Голос дочки-сына веселит?

Участие в этих ритуалах было обязательным для каждого члена рода. Несоблюдение их могло вызвать непогоду – засуху, холод. Со временем магический характер, ритуальная часть обряда акатуй вытеснялись. В сознании современников сохранились только воспоминания о соревнованиях по различным видам народного спорта и о художественных выступлениях участников обряда.

После окончания всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника. По улицам, готовясь завоевать призы и награды, гарцевала верхом на лошадях молодежь. На длинный шест девушки привязывали свои рукоделия (вышитые полотенца и тканые пояса). Юноши несли плетёные сумки для сбора яиц. Почти каждая семья делилась какой-нибудь вещью, тканью, платками, рубашками, полотенцами, яйцами, а богатые даже деньгами.

Все эти вещи были предназначены для участников соревнований, а на собранные деньги приобретали реквизит для оформления праздника и шили костюмы. В день акатуя деревня преображалась. Кругом стояла праздничная атмосфера. Праздник проходил всегда у реки и леса за околицей (эта традиция сохранилась в современном празднике башкир и татар – сабантуе).

Открытие праздника было очень торжественным. Это было целое театрализованное действие с торжественным шествием. Впереди всех шли почтенные старики, их сопровождал верхом на коне молодой человек с длинным шестом, на котором было привязано полотенце – эмблема праздника. За ним следовали празднично украшенные подводы и тарантасы, гривы лошадей привлекали глаз разноцветными лентами из шерстяной ткани. Всё это придавало празднику удивительную красоту [1, 196].

          Затем на почетном месте у опушки леса усаживались старики, около них вкапывали в землю шеста с флагом акатуя. После этого начинались состязания: бег, прыжки, борьба, стрельба из лука. Победители получали десять яиц. Самым популярным было соревнование борцов с поясами. Победитель получал титул богатыря (паттёр). Его награждали бараном. Были также шутливые состязания: «Бег в мешке», «Бег на трёх ногах», «Разбивание горшка», «Молодушки с коромыслом». Игры воспитывают сплоченность, выдержку людей; требуют точности, внимания и смекалки.

Девушки в национальных костюмах соревнуются в грации, в умении держать осанку и демонстрировать великолепную походку, при этом они должны стараться, чтобы вода из ведра не выплескивалась. Силу и ловкость можно показать в таких играх, как бой с мешками на бревне, перетягивание каната и т.д.

Подобные виды народного спорта, которые были только что упомянуты, уходят своими корнями в древность. Их смысл, в старину имел ритуальное значение.

Кульминационным моментом праздника акатуй были скачки. Победители получали вышитые полотенца, их привязывали к шеям лошадей. Все победители получали титул богатыря. Таким демократичным и эффективным способом выбирали предводителей родов и племен: на период сезонных летних кочевок эти богатыри становились во главе родов.

У каждого народа Республики Башкортостан этот весенний праздник, посвященный земледелию, имеет своё название: у татар и у башкир – сабантуй, у мордвы – кереть озке, у марийцев – ага пайрам [1,197].

Сегодня этот праздник полностью совпадает с башкирским сабантуем. Он объединяет все национальности нашей республики, тем самым, подчёркивая крепкие дружеские связи между этносами.

Праздник по своей сути не утратил древних традиций и ритуалов. Даже после почти полной утраты кочевнических традиций многие состязания, игры как важное средство и условие постоянной готовности к сохранению благополучия рода выжили, удержались и органически вошли в состав земледельческих праздников и устойчиво оберегают всё то - хорошее, что было у наших предков.

Примечательной особенностью праздника акатуй – сабантуй в последнее время является награждение передовиков производства, выступления мастеров искусства, самодеятельных художественных коллективов, соревнования по современным видам спорта (мотогонки), показательные выступления парашютистов, спортсменов-наездников, выездная торговля и т.д. В сегодняшнем празднике, проводимом также и в городах, очень много лишних мероприятий, не совсем оправдывающих себя. Иногда праздник превращается в массовое пьянство. Из-за этого затушевывается и сглаживается его национальная специфика, исчезает поэтическая самобытность. С другой стороны, отрадно наблюдать в духовных и культурных устремлениях каждого народа тенденцию к сохранению национальных традиций. Башкиры сохранили свои традиции, чуваши – свои. Отсюда можно с уверенностью сказать, что народы нашей республики возвращаются к своим истокам. Поэтому, видимо, и акатуй следует проводить, стараясь сохранять всё лучшее от традиционного язычества и заимствуя все позитивное из современности.

У чувашей, по утверждению П.В. Денисова, праздник акатуй, который назывался по-другому «срень», был посвящен окончанию весенних полевых работ, хотя бытует мнение, что иногда они проводили его до посева, т.к. у бедняков к апрелю не оставалось запасов зерна. Надо полагать, что праздник акатуй у чувашей проводился повсеместно, но в разное время – где-то до сева, а где-то и после. У татар и луговых марийцев (по данным Г. Яковлева) он приурочивался к началу весенне-полевых работ или к севу яровых.

В словаре Н.И. Ашмарина об акатуе написано мало, имеется всего два упоминания, что естественно не свидетельствует о широком его распространении. Праздник весенней пашни праздновался чувашами, живущими ближе к татарам, его праздновали после Пасхи. Таким образом, в настоящее время не представляется возможным говорить о конкретной зоне и времени бытования праздника. Его составной частью было коллективное моление в поле с последующим угощением. Упоминается о гулянии, песнях, плаче, в ряде случаев – о скачках, беге, борьбе и в основном, в чувашских деревнях, близлежащих к татарским. Возможно, чуваши позаимствовали у соседних народов (у татар) скачки, борьбу и игры. А вот моление в поле – чисто чувашский языческий обряд. Чуваши Бижбулякского района небезуспешно стремятся возродить этот ритуал, для чего приглашают к участию в нем гостей из других деревень.

Аналогичные игры были в далеком прошлом и у ногайцев. Катанье яиц было распространено у русских, белорусов и европейских народов. Популярность его объясняется, как уже отмечалось выше тем, что в древности яйцо являлось символом зарождающейся жизни и могло вызывать прилив растительных сил.

По данным исследователя С.И. Руденко, у башкир сабантуй праздновался до сева (в западной и северо-западной части исторического Башкортостана, которая находилась в тесном контакте с татарами) либо после сева (в основном у башкир, живущих на исконной территории края).

Таким образом, обнаруживается много общих элементов в данном обрядовом весеннем празднике у народов Поволжья и Башкортостана. Вместе с тем в нем явно проявляется присущее каждому народу национальное своеобразие. Не исключено, что у истоков этого календарного праздника находился древний языческий обряд, который был общим для племен и родов, населяющих Поволжье и Башкортостан. В пользу такого предположения свидетельствует то, что эти национальные праздники у народов Волго-Уральского региона и в частности Башкортостана, разделяют друг с другом весьма специфические особенности и в то же время общие:

1. Акатуй (Сабантуй-у башкир) праздновался как до сева, так и после него.

2.Одним из важных актов праздника являлось общественное моление в поле (у чувашей, марийцев, удмуртов).

3. Угощение родственников примерно одними и теми же кушаньями и блюдами.

4. В празднике у перечисленных народов сохранились языческие обряды (приготовление каши из сборных продуктов, различные манипуляции с яйцами).

5. Составной частью праздника были также скачки и различные состязания в народных видах спорта и развлечений.

6. Сохраняется национальное название праздника.

 7. Праздник был и остается по бытованию и исполнению чисто деревенским.

Сегодня акатуй - это всенародный праздник чувашей Башкортостана, который возродился вновь и получил второе рождение. Историография проблемы изучения чувашской обрядовой культуры позволяет утверждать, что чуваши-переселенцы Башкортостана, будучи в известном отрыве от исторической родины, устойчиво сохраняют некоторые языческие основы древних праздников и обрядов. Этот весенний праздник, состоящий из цикла обрядов, стал в Башкортостане одним из самых любимых и ярких всенародных гуляний.

Литература:

1.Культура чувашского края. Учебное пособие. Часть1./Составитель: М.И. Скворцов - Чебоксары, 1995.-349с

 

                                     

 

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, Башкортостан, весенний праздник, пол, религиозно-магический характер, чуваш, коллективное моление, народный спорт, ритуальная часть праздника, чистая одежда.


Ключевые слова

религиозно-магический характер, земледелие, брачный союз, жертвоприношение, гадания, игры, гимн

Похожие статьи

Ритуал открытия винного кувшина в традиционной религии абхазов

В данной статье по итогам полевых, экспедиционных работ, проходивших в ряде абхазских сел, даётся детальное описание обрядовых действий, связанных с религиозным кувшином – Амшапы хапшьа. Ритуал «запечатывания» и «распечатывания» кувшина с натуральным...

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка (на материале якутской литературы)

В данной статье рассматривается отражение в якутской литературе обрядов, связанных с рождением ребёнка. У народа саха выделяются обычаи, посвящённые отношению к беременной женщине, закапыванию плаценты, а также наблюдается культ богини Айыысыт. Особо...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала

В данной статье рассмотрены религиозные представления малочисленных коренных народов Севера. Определены специфические черты мировоззрения, свойственные данным народам. Приведены примеры обрядов и жертвоприношений, существующие в каждой системе верова...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Мантика как неотъемлемая часть религиозно-философской культуры Китая

Статья выявляет основные причины широкого обращения в Китае к предсказаниям. В ней делается вывод о том, что Китай представляет такое общество, в котором издревле присутствовали различные системы гадания, оказавшие огромное влияние на развитие религи...

Традиционный орнамент в культурном ландшафте современного г. Якутска

Орнамент — является большим достижением художественного фольклора народного творчества человека и его народа. Он имеет свой собственный язык и несет в себе информацию о деятельности данного этноса. С изменением традиционного уклада жизни якутов, част...

Художественное оформление массовых праздников Киева советского периода (60–80 года ХХ века)

В статье исследуются особенности художественного оформления массовых праздников Киева 60–80-х гг. ХХ века. Установлено, что массовые праздники в данный период в Киеве имели преимущественно государственно-официальный характер. В связи с этим художеств...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Мифологические сюжеты о грифонах и их эпические интерпретации в узбекском фольклоре

В статье анализируются отголоски древних мифологических представлений и архаических сюжетов о грифонах, сохранившимися в реликтовой форме в узбекском фольклоре. На основе сравнительного анализа фольклорных, археологических и лингвистических материало...

Похожие статьи

Ритуал открытия винного кувшина в традиционной религии абхазов

В данной статье по итогам полевых, экспедиционных работ, проходивших в ряде абхазских сел, даётся детальное описание обрядовых действий, связанных с религиозным кувшином – Амшапы хапшьа. Ритуал «запечатывания» и «распечатывания» кувшина с натуральным...

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка (на материале якутской литературы)

В данной статье рассматривается отражение в якутской литературе обрядов, связанных с рождением ребёнка. У народа саха выделяются обычаи, посвящённые отношению к беременной женщине, закапыванию плаценты, а также наблюдается культ богини Айыысыт. Особо...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала

В данной статье рассмотрены религиозные представления малочисленных коренных народов Севера. Определены специфические черты мировоззрения, свойственные данным народам. Приведены примеры обрядов и жертвоприношений, существующие в каждой системе верова...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Мантика как неотъемлемая часть религиозно-философской культуры Китая

Статья выявляет основные причины широкого обращения в Китае к предсказаниям. В ней делается вывод о том, что Китай представляет такое общество, в котором издревле присутствовали различные системы гадания, оказавшие огромное влияние на развитие религи...

Традиционный орнамент в культурном ландшафте современного г. Якутска

Орнамент — является большим достижением художественного фольклора народного творчества человека и его народа. Он имеет свой собственный язык и несет в себе информацию о деятельности данного этноса. С изменением традиционного уклада жизни якутов, част...

Художественное оформление массовых праздников Киева советского периода (60–80 года ХХ века)

В статье исследуются особенности художественного оформления массовых праздников Киева 60–80-х гг. ХХ века. Установлено, что массовые праздники в данный период в Киеве имели преимущественно государственно-официальный характер. В связи с этим художеств...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Мифологические сюжеты о грифонах и их эпические интерпретации в узбекском фольклоре

В статье анализируются отголоски древних мифологических представлений и архаических сюжетов о грифонах, сохранившимися в реликтовой форме в узбекском фольклоре. На основе сравнительного анализа фольклорных, археологических и лингвистических материало...

Задать вопрос