Автор: Флусова Наталья Геннадьевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 4000 раз

Библиографическое описание:

Флусова Н. Г. Производственные риски // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 179-181.

Риск сопутствует любой предпринимательской деятельности. В сфере производства риск является наиболее вероятным по сравнению с любым другим видом деятельности.

Производственные риски – это такой вид рисков, которые возникают в процессе НИОКР, производства, реализации и послереализационного обслуживания продукции.

Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства [3].

Производственный риск возникает из-за основных причин, к которым относятся:

-                   снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;

-                   снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;

-                   увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;

-                   рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

-                   увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;

-                   низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;

-                   физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий [3].

По определениям производственные риски могут быть подразделены на следующие категории:

1.      Риски НИОКР (технические риски). Базируются на том, что в ходе проведения данных работ всегда существует вероятность не достижения желаемых результатов. Считается, что данная группа рисков может быть вызвана двумя основными группами факторов: объективными и субъективными.

К объективным факторам относятся те факторы, решение которых находиться в компетенции фирмы (проблемы с финансированием проводимых работ и т.д.)

Субъективные  факторы обусловлены причинами, не зависящими от предприятия (получение отрицательных результатов после проведения работ и профинансированных фирмой; не достижение запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок; получение результатов опережающих технические и технологические возможности производства; возникновение при использовании новых технологий и продуктов побочных или отсроченных по времени проявлений проблем, которые не могут быть решены на современном уровне развития науки и техники)

Уровень технических рисков может быть уменьшен, главным образом, за счет привлечения к инновационным проектам максимального внешнего информационного потенциала, контрагентов из числа лучших научно-технических центров, наиболее передовых производственных, инжиниринговых, сервисных и консалтинговых фирм.

Основным ограничением для снижения уровня технических рисков являются финансовые и информационные ограничения [2].

2.      Непосредственно производственные риски.

Сами производственные риски, которые представляют собой основную группу производственных рисков, состоят из:

-         рисков в процессе разработки стратегии;

-         снабженческих рисков;

-         рисков нарушения плановых сроков;

-        рисков конфликтов с интересами поддержания текущей деятельности предприятия и других ее направлений.

Группа рисков, возникающих в процессе разработки стратегии фирмы, состоит из таких:

-        риски необоснованного определения приоритетов общей экономической и рыночной стратегии фирмы;

-        риски неправильного прогноза конъюнктуры на всех или отдельных рынках капитальных закупок и снабжения;

-        риски неадекватной оценки потребности сферы потребления и собственного производства.

Снабженческие риски в свою очередь состоят из рисков:

-        не нахождение поставщиков уникальных ресурсов, требуемых для проведения данного направления предпринимательской деятельности;

-        не нахождение поставщиков при проектируемых ценах закупок;

-        отказ планировавшихся поставщиков от заключения контрактов на поставку;

-        необходимости заключения контрактов на условиях, которые отличаются от наиболее приемлемых, либо обычных для фирмы и отрасли;

-        затягивание кампании по организации закупок;

-     заключение контрактов на объемы текущего снабжения производства, не обеспеченные сбытом готовой продукции.

Группа рисков нарушения плановых сроков состоит из рисков:

-        несоблюдения запланированного графика расходов;

-        невыдерживания намечавшегося графика доходов.

Риски, связанные с конфликтами интересов поддержания текущей деятельности фирмы и ее других направлений, состоят из несистемных рисков и основным источником возникновения подобных рисков является вероятность того, что в процессе хозяйственной деятельности, несмотря на наличие приоритетных направлений, в силу ряда причин может произойти перераспределение средств финансирования текущих операций фирм, покрытие текущих дефицитов, финансирования других видов деятельности [1].

3.      Транспортные риски.

Транспортные риски представляют собой особенный интерес из-за их присутствия практически во всех видах  и на всех этапах предпринимательской деятельности. Существует международный стандарт их классификации по ответственности, который был разработан Международной Торговой палатой в Париже в 1919 году.

Первая группа – риски связанные с хранением поставщиком товара предназначенного для внешнего использования на собственном складе.

Вторая группа – риски связанны со спецификой момента передачи товара от продавца к покупателю (риск и ответственность продавца переносится на покупателя в момент передачи товар в предварительно установленном месте; риск и ответственность переносится в предварительно установленном порту; риск и ответственность переносится в момент выгрузки товара с борта корабля).

Третья группа – включает ситуацию, когда продавец и покупатель заключают договор на транспортировку товара, но при этом не принимают на себя риска (продавец оплачивает транспортировку, но риск несет покупатель; как и в первом случае, только плюс к этому продавец должен оформить страховку на транспортировку; продавец и покупатель делят риск от транспортировки между собой; риск переходит в определенном промежуточном пункте транспортировки).

Четвертая группа – предусматривает такие ситуации, в которых все риски, связанные с транспортировкой товара, ложатся на продавца (продавец несет риск до определенной государственной границы; передача рисков происходит на борту корабля; передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт выгрузки; продавец несет все риски до момента отгрузки товара на склад покупателя; продавец несет ответственность за риски до определенного места на территории покупателя, и покупатель оплачивает страховку)[1].

4.      Реализационные риски – это такой вид рисков, который связан с вероятностью возникновения потерь во время сбыта продукции, а также в процессе взаимодействия с контрагентами и партнерами с целью организации продаж. Их можно классифицировать на:

-         Сбытовые риски (возникающие на этапе сбыта продукции: недостаточная сегментация рынков сбыта, ошибочный выбор целевого сегмента рынка, ошибочная стратегия продаж, неверные маркетинговые исследования, неудачная организация сети сбыта).

-         Риски взаимодействия (неэффективность рекламы, вхождение в договор с недееспособными партнерами, задержки партнерами выполнения своих обязательств).

-         Риски непосредственной конкуренции, возникновение которых возможно в силу свободы предпринимательской деятельности (вход на рынок фирм из других отраслей – диверсифицированных фирм; новые фирмы-конкуренты экспансия на местный ранок со стороны зарубежных экспортеров; конкуренция со стороны аналогов продаваемого фирмой продукта [2].

Ни одно предприятие не застраховано от возникновения и негативного влияния экономических рисков. Единственное, что может помочь Вам в наибольшей мере избежать катастрофических последствий, – это предусмотрительное выявление потенциально возможных для Вашего производства рисков, их оценка и анализ, а также разработка программы по предупреждению, минимизации и ликвидации последствий их пагубного воздействия.

Литература:

  1. Шапкин А. С., Шапкин В. А. Экономические и финансовые риски. – 7-е издание. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 544с.
  2. http://www.cfin.ru/
  3. http://www.risk24.ru/proizriski.htm

 

Основные термины (генерируются автоматически): Производственные риски, производственные риски, предпринимательской деятельности, Транспортные риски, вид рисков, технических рисков, передача рисков, Производственный риск, определениям производственные риски, потерь рабочего времени, возникновения подобных рисков, технические риски, Уровень технических рисков, уровня технических рисков, рисков нарушения плановых, Производственный риск связан, финансовые риски, группу производственных рисков, сфере производства риск, влияния экономических рисков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос