В данной работе мы будем анализировать законодательство РФ, учитывая его исторический аспект (1990-2009гг), в области семейного права.
Можно составить небольшую схему, характеризующую наиболее важные периоды в развитии семейного законодательства:
1991г. |
1994г. (международный год семьи) |
1995-1996гг. |
создание научно- исследовательского института семьи; |
укрепление семейных ценностей, семейного образа жизни, активизацию существенной работы по поддержке семьи в регионах, осуществлялся комплекс информационных и организационных мер по решению семейных проблем[1;572] |
принятие Семейного кодекса Российской Федерации, который установил условия и порядок вступления, прекращения и признание его недействительным, определял личные неимущественные и имущественные отношения членов семьи |
Важным прорывом является рассмотрение семьи, как субъекта права, в некоторых государственных документах. В частности, хотя к теме это и отношения не имеет, но в контексте трансформирующегося отношения к семье о следующих изменениях стоит упомянуть, таким статусом в 1995 г. наделялись семьи вынужденных переселенцев (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 1278)[13]. В 1996 г. правовой статус получили фермерские семьи и семьи, переселяющиеся в сельскую местность (постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. № 135)[5]. Данная тенденция прослеживается и в жилищном законодательстве: по Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (от 12.01.96 № 9-ФЗ)[6] размер расходов на оплату жилья связан с совокупным доходом семьи на одного человека, причем компенсации (субсидии) предусматриваются, если доход не превышает установленный прожиточный минимум. Так же в законе РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ)[4] «семейное образование признается одной из форм «системы образования». В статье 52 «Права и обязанности родителей» это отражается в том, что родители «имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье».
Исследуя тему монородительства, нельзя не разобрать подробно Семейный кодекс. К тому же у него оказывается весьма интересная история, дело в том, что он не сразу был принят. Как оказалось сначала в нем права отцов настолько ущемлялись, что ассоциация «Отцы и дети» с Григорием Тюриным во главе подала официальный протест, так как там крайне ущемлялись права мужчин, и президент Борис Ельцин наложил вето. После того, как Дума его приняла, по инициативе этой ассоциации было наложено президентское вето. После переработки кодекса он все еще не имел оптимальной и равноправной, по мнению ассоциации «Отцы и дети», формы. Однако, несмотря на это, Госдума приняла этот законопроект, и на него вновь было наложено президентское вето. И только третий вариант вступил в силу, именно он и является Семейным кодексом РФ.
Далее этот законопроект модернизировался и дополнялся поправками. С поры принятия кодекса поправки вносились и мне хотелось бы подчеркнуть те, которые перекликаются с темой диссертационной работы. Вообще можно сказать, что столь частое изменение кодекса (поправки вносятся практически каждый год) говорит о его несовершенстве либо об изменениях в социальных традициях. В 1998г. и 2004г. в основном поправки касались редактирования системы усыновления: суд наделялся большей свободой в решении вопросов в данной системе (статьи 122, 124, 125, 126, 127, 129, 165, 135, 166), в 2006г. модернизировался механизм защиты семьи, права каждого из супругов на собственность, отнятие ребенка, если возникает непосредственный риск его жизни (статьи 8, 36, 77, 121), а в 2008г. произошли самые интересные, в аспекте темы диссертации, события, так как были затронуты почти все главы Семейного кодекса, что, скорее всего, было связано с назначением 2008 года, годом семьи (статьи 57, 66, 69, 70, 73, 75, 79, 84, 115, 121, 122, 123, 129, 131, 145, а так же некоторые статьи были упразднены).
Интересно отметить 2 поправки, которые рассматривались в 2008 году: первая касается того, чтобы решение о том, отобрать ли ребенка у родителей или у опекунов, теперь принимал суд, а не органы опеки, а вторая – один из разведенных родителей, с которым проживает ребенок после развода, имеет право представлять его интересы без ведома второго, заниматься воспитанием, не учитывая мнение второго родителя. Что по сути своей лишит родительских прав большое количество разведенных отцов, но с другой стороны это помогло бы одиноким родителям решать вопросы насущные без учета голоса второго родителя, который ребенком не особо интересуется.
Зато поправка, касающаяся разделения полномочий органов опеки и попечительство с судом, может иметь ощутимые результаты. По словам Георгия Тюрина, «тетеньки-опекунши» ничего не проверяют», мало того, у них существует определенная доля предвзятости: если заявление о лишении прав принесли «от матери, значит это правд, а если от отца – нет»p[11]. Его слова естественно не могут быть истинной в последней инстанции, однако он почетный адвокат России, с богатой юридической практикой в данной области. Так как теперь будет происходить более тщательное расследование материалов, суд действительно будет проверять, есть ли нарушения прав ребенка, а если таковые присутствуют, то мировой судья вынесет решение в соответствии с действующим законодательством.
Вообще, затрагивая тему отцовства, можно отметить, что до сих пор его права ущемляются. Начиная с того, что, если ребенок остается с отцом после развода, то мать алименты «как бы» и не обязана платить, разыскивать и взыскивать с нее деньги никто не будет, то есть в практике такое встречается редко, однако теоретически законодательство предусматривает выплату алиментов женщиной. Вообще в законодательстве, конституции, трудовом и семейном кодексе гарантируется равноправие, но в обществе существуют стереотипы и стигмы, которые зачастую перевешивают чашу весов, на другом конце которых находиться «буква закона».
Затронув тему алиментов, стоит отметить, что в недавней поправке к Семейному кодексу (ст.115 п.2) принятой государственной думой 11.06.2008, говориться о повышении суммы неустойки за задержку уплаты алиментов в 5 раз, раньше она составляла 0,1%, а сейчас 0,5%. Подобные суровые меры были вызваны количеством судебных дел, спровоцированных невыплатой законных средств разведенному родителю.
В Трудовом кодексе РФ, так же как и в семейном и конституции РФ, отсутствует дискриминация, что можно подчеркнуть в ст.264 ТК РФ, гласящей, что отцы имеют права на все льготы и гарантии, которое предназначаются матерям, то есть «ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами»[12]. Отец также имеет право на отпуск по уходу за ребенком, что гарантируется в статье 256.
Необходимо отметить и изменяющиеся тенденции в отношении детей и женщин. В этой области социальной политики был принят ряд нормативных актов, предусматривающих меры, адресованные семье, и могут рассматриваться семейной политики. В этой связи следует выделить такие документы, определяющие политику в отношении детей: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. №942 «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 28 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995— 1997 годы», ряд указов Президента Российской Федерации по вопросам президентской федеральной целевой программы «Дети России», в частности, Указ Президента Российской Федерации «О продлении действия президентской программы «Дети России» от 19 февраля 1996 г. №210[9].
В конце 90-х семейная политика определилась на государственном уровне. Она входит в общее понятие социальной политики и обеспечивает необходимые условия для реализации функций семьи и повышение ее качества жизни. В наше время функции семейной политики официально не включены в государственную структуру, собственно говоря, сам термин «семейная политика» не используется в государственных документах. Поэтому она подразумевается как «совокупность общесоциальных мер, влияющих на жизнедеятельность семьи, женщин, детей»[10]. В результате предмет семейной политики расширяется настолько, что теряет свои границы и специфику самостоятельного направления деятельности.
Можно обрисовать проблемное поле, на котором находиться современная российская семья: низкое материальное состояние семей с детьми, повышения заболеваемости, смертности населения и снижение уровня здоровья, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации. А столь значительные факторы означают, что у семейной политики еще чрезвычайно большое поле для модернизации уже существующих практик и создание принципиально новых.
Все же нельзя не отметить очевидные сдвиги в социальной защите семьи. Сейчас социальная политика выглядит более многоуровневой, сложной, в хорошем смысле этого слова, включает различные группы населения и структурируется по различным общественным организациям, ведомствам и министерствам, а законодательные акты более становятся более проработанными.
Литература
1. Антонова А.И. Социология семьи. — 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2010.
2. База документов Гарант http://base.garant.ru/1548725.htm Дата обращения к ресурсу 12.01.11
3. Вишневский А.Г. Эволюция семьи и семейной политики СССР М: Наука 1992. Доступ в Интернете: http://demoscope.ru/weekly/knigi/jevoljucija/jevoljucija.html Дата обращения к ресурсу 13.01.10
4. Департамент международного сотрудничества в образовании и науке http://dic.edu.ru/documets/laws/fs/ Дата обращения к ресурсу 11.01.10
5. Информационный сайт http://www.etaz.ru/?p=law&num=10007552&id=211&sort=&type=gov Дата обращения в ресурсу 11.01.10
6. Информационный сайт http://www.eip.ru/info/laws/?dop=8 Дата обращения в ресурсу 11.01.10
7. Информационный сайт http://www.gzt.ru/print/281313.html Дата обращения к ресурсу 11.01.10
8. Ловцова Н.И. "Здоровая, благополучная семья - опора государства?" //Журнал исследования социальной политики 2003. Т. 1. № 3/4.
9. Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей: Сборник материалов и нормативных документов. – М.: Институт социальной работы, 1997.
10. Пьянов А.И. К вопросу о дефиниции государственной семейной политики в Российской Федерации на современном этапе Доступ в Интернете http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=1&ved=0CAcQFjAA&url=http%3A%2F%2Fscience.ncstu.ru%2Farticles%2Fhs%2F07%2Fsocio%2F15.pdf%2Ffile_download&ei=7lRSS8nIMYzt-Ab_8IjyDg&usg=AFQjCNEanZlUWHL7pzEeHJFOyE4JQAc1zg&sig2=sGbvm0VcPHYggnuDISi0nQ Дата обращения к ресурсу 16.01.10
11. Торочешникова М. Какие поправки готовятся для внесения в Семейный кодекс. Интервью Г.Тюрина Доступ в Интернете http://menalmanah.narod.ru/rnet/turin.html Дата обращения к ресурсу 16.01.10
12. Трудовой Кодекс РФ Доступ в Интернете http://www.trkodeks.ru/ Дата обращения к ресурсу 16.01.10
13. Федеральное законодательство. Право России: http://law7.ru/regions/national-1995/index.htm Дата обращения в ресурсу 11.01.10