В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, агрессивностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной тормозимостью, истощаемостью, препятствующими реализации их потенциальных возможностей в обучении и их социальной адаптации.
Теоретический анализ научных исследований свидетельствует о том, что эмоционально-личностное развитие детей с психосоматическими расстройствами может значительно отличаться от детей в норме. (Ананьев Б.Г., Власова Т.А., Валовик В.М., Певзнер М.С., Лебединский В.В. и др.). Среди них повышено число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, агрессивностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной тормозимостью, препятствующими реализации их потенциальных возможностей в обучении [3, с 89].
Эмоциональная сфера ребёнка, будучи тонким уровнем психической организации человека, оказывается очень чуткой ко всякого рода неблагополучиям, а в данном случае тяжёлой соматической болезни и ее осознанию [2, с. 72].
Малая изученность проблемы, а также потребность педагогической практики в научно обоснованных технологиях коррекции эмоциональных нарушений у детей данной категории обусловили выбор темы настоящего исследования. Целью является изучение особенностей эмоциональной сферы детей с врожденными пороками сердца и определение педагогических условий оптимизации коррекционно-образовательного процесса в условиях кардиоревматологического санатория.
Формулировка цели позволила нам выдвинуть следующие задачи исследования:
-на основе анализа медицинской и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме тревожных состояний раскрыть подходы к изучению особенностей и коррекции эмоциональной сферы у детей с врождённой патологией сердечно-сосудистой системы;
-изучить особенности эмоциональной сферы детей с врождёнными пороками сердца;
-разработать комплекс специальных методик, способствующих выявлению особенностей эмоционально-личностного развития и провести эксперимент;
-разработать рекомендации по оптимизации коррекционно-образовательного процесса и профилактике школьной дезадаптации, которые могут быть использованы специалистами в условиях детского санатория;
-разработать рекомендации по профилактике и преодолению тревожных состояний у детей с врождённой патологией сердца в специально организованных условиях санатория и условиях семьи.
Исследование проводилось на базе детского кардиоревматологического санатория №20 «Красная Пахра». В экспериментальную группу вошло 20 детей в возрасте 10-11 лет. Все 20 человек с врождённым пороком сердца, из них 10 прооперированы, 6-х планируется прооперировать в ближайшие полгода и 4 в операции не нуждаются. 10 детей от общего количества из неблагополучных и неполных семей.
Нами были использованы методики, применявшиеся ранее для изучения личностной и школьной тревожности, так как данный санаторий работает по системе «Лесной школы» («Тест школьной тревожности Филипса» и «Диагностики тревожных состояний у детей (CMAS)») [1,с. 29-34]
Методики были модифицированы в соответствии с задачами исследования и особенностями психофизического развития испытуемых.
По результатам эксперимента, изучению личных дел и в процессе наблюдения за детьми в разных видах деятельности было установлено:
-среди обследованных детей большинство были слабоуспевающими и с общей нервной ослабленностью, вызванной врожденными пороками сердца (соматогенной астенией);
-у большинства детей, в связи с неправильным воспитанием в семье по типу гиперопеки наблюдался психофизический инфантилизм. Распределение детей с астеническими состояниями по факторам обучаемости фактически оказалось близким к группе задержек;
-дети, у которых в процессе обследования был выявлен высокий и повышенный уровень школьной тревожности, заметно отставали в учёбе от сверстников, были мене усидчивы на уроках;
-у детей с высоким и повышенным уровнем тревожности отмечались затруднения в общении с взрослыми и сверстниками, их поведение характеризовалось либо замкнутым, либо наоборот стремлением к лидерству, проявлялась агрессивность в общении.
Большинство обследованных детей были слабоуспевающими с общей нервной и соматической ослабленностью, вызванной врожденными пороками сердца (соматогенной астенией).
У многих детей с соматогенной астенией в анамнезе отмечалось соответствие норме всех сроков раннего и дошкольного развития. В то же время из историй болезней следует, что в дошкольном и младшем школьном возрасте эти дети часто болели ангинами, бронхитами, ОРЗ и простудными заболеваниями. Также у большинства детей отмечались отклонения в физическом развитии. Они находились под наблюдением ревматологов, кардиологов.
Распределение детей с астеническими состояниями по уровню обучаемости фактически оказалось близким к группам задержек.
Результаты исследования показывают, что психофизические особенности детей с пороками сердца, обуславливают возникновение негативных эмоционально-личностных проявлений, личностной и школьной тревожности и способствуют их закреплению при неблагоприятных условиях воспитания и обучения.
По результатам исследования было установлено, в группу детей с высоким и повышенным уровнями тревожности вошли не только дети, которым предстоит операция, но и дети, которые уже прооперированы.
Изучение причин возникновения повышенной тревожности, позволило разработать рекомендации по созданию педагогических условий для проведения коррекционно-педагогической работы в условиях санатория и семьи, направленные на снижение тревожности, улучшение соматического состояния и обучаемости, формирование адекватного поведения у детей с врождёнными пороками сердца.
Особенности эмоциональной сферы и соматического состояния, астения, возникающая у детей с врожденными пороками сердца, и связанные с ними трудности в обучении, определяют необходимость создания благоприятных психолого-педагогических условий в учреждении санаторного типа:
- астенизированным детям с врожденными пороками сердца необходим индивидуально-личностный подход со стороны педагогов и воспитателей, щадящий режим, эффективное общеукрепляющее и специальное лечение.
- создание щадящего и охранительного режима, учитывающего колебания работоспособности и повышенную утомляемость.
- при наиболее тяжёлых астенических состояниях по рекомендации врачей необходимо предусматривать в режиме дополнительный выходной день, чтобы создавать условия для нормализации работы в последующие дни.
- не следует перегружать астенизированных, отстающих в учебе детей большим объемом заданий, дополнительными занятиями,
- необходимо обеспечить более длительный и полноценный отдых, восстанавливающий работоспособность;
- к трудным темам следует подходить через усвоение облегченных заданий и усложнять материал постепенно;
- учитывая неуверенность, повышенную тревожность и страхи астенизированных детей перед опросом, проверочными, контрольными работами, необходимо стремиться доброжелательным отношением снимать напряженность, мешающую проявлять имеющиеся у них возможности для правильного выполнения указанных работ;
- учитывая болезненное отношение самого ребенка к своим неудачам, не следует делать замечания при сверстниках и, наоборот, малейшие успехи и продвижения в работе поощрять публично;
- сократить время выполнения домашних заданий за счет обучения детей приемам рациональной работы и умения ценить время
- при повышенной напряженности, страхах, необходимо наметить совместно с врачами и родителями срочные меры по их устранению (определить единые требования и способы работы с ребенком, неукоснительно выполнять все назначения врача);
- при наличии тревожности и страхов положительный эффект достигается с помощью психотерапии: индивидуальной игровой и семейной;
- эффективным методом снижения уровня тревожности является арттерапия, музыкотерапия, изотерапия, программы психокоррекции;
- для формирования полноценной, здоровой личности ребенка необходимо оказывать активную поддержку интересов, увлечений, и других способов его самораскрытия, повышать его уверенность в себе.
Список литературы
1. Костева Л. М. Методы диагностики тревожности, СПб. 2005 г.
2. Лебединский В. В. «Нарушения психического развития у детей». М., 1985г.
3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва- Воронеж, 2000 г.