Моя педагогическая философия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 19.04.2017

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Воробьева Т. В. Моя педагогическая философия // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 560-563. — URL https://moluch.ru/archive/149/42343/ (дата обращения: 23.09.2018).



Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Написанное много лет назад, это стихотворение сохраняет свою актуальность и поныне. Меняются поколения, но учитель до сих пор играет огромную роль в становлении ребенка. Конечно, современные ФГОС вырабатывают инновационные методы, появляется все больше возможностей для предоставления информации, но самым главным звеном в образовательном процессе был и будет учитель.

Педагогическая деятельность сложна и многообразна. В ней неизбежны трудности, а подчас и разочарования. Только по прошествии нескольких лет ко мне пришло понимание, что плакать от собственной боли не трудно, трудней плакать от боли за других, что истинный педагог начинается тогда, когда в центре всех событий он видит ребенка, а не себя. Руководствуясь принципом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Самый лучший педагог тот, который живет своими мыслями и чувствами других», смотрю на каждого ученика как на отдельную личность со своими особенностями и предпочтениями, а так же со своими проблемами и трудностями.

По истечении нескольких лет, ко мне пришло осознание того, что педагогом родиться нельзя, им надо стать в процессе деятельности, самовоспитания и самообразования. Еще Антон Семенович Макаренко утверждал, что «…в педагогической деятельности главное не только талант, но и мастерство, основанное на умении, на квалификации, на постоянном самосовершенствовании».

Да…, профессия учителя особенная, не сравнимая ни с каким другим делом. Многие думают, что наша обязанность это воспитать детей, а дело у всех нас только одно: делать жизнь, делать так, чтобы она была цельным, разумным, хорошим делом.

Ведь мы связаны с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни — с Детьми. От нас, от нашего умения, мастерства и мудрости зависит будущее ребенка, его место и роль в жизни. Конечный результат педагогического труда мы увидим не сегодня, и не завтра, а через продолжительное время. Чешский педагог Ян Амос Коменский образно сравнивал труд учителя с трудом садовника, архитектора, полководца. В своей работе я выступаю по отношению к детям в роли советчика, вдохновителя, наставника. В разных ситуациях, в разных видах деятельности эти роли, безусловно, меняются: я могу быть актером, исследователем, организатором и даже родителем. Все это свидельствует о том, что профессия учителя комплексная и многоплановая.

Попытка рефлексировать над тем, каков, на мой взгляд, должен быть настоящий учитель далась нелегко — это рассуждение о себе, о своей жизни, о методах воспитания и обучения детей. Приходящий в класс ребенок — полноценная личность, личность от природы жаждущая знаний, и только от учителя зависит, сможет ли он подать информацию так, что эта жажда знаний не угаснет, а разовьется в полноценный поиск, стремление к знанию.

Об этом написана не одна книга, и все равно учитель не создается по книгам — это призвание, создаваемое годами. История не знает прославившегося в 20 лет педагога. Эта титаническая работа — дело всей жизни. И учитель должен пройти большую школу жизни, чтобы найти себя в профессии и найти своих учеников. А для этого нужен не один год.

Каждый человек, который рассуждает над вечными вопросами, априори философ. Однако, учитель становится философом вдвойне. Связано это с рем, что, помимо сложнейших вопросов вроде «Кто мы?» и «Куда мы идем», учитель ставит перед собой еще один, не менее сложный — «Как развить, не разрушив то, что заложено от природы». Ведь этот вопрос — один из самых важных. Недостаточно дать знание, нужно еще и провести человека своим путем.

И я не ошибусь, если скажу, что именно учитель ведет по ступенькам взросления врача, рабочего, космонавта, воина. Но для этого учитель должен быть «хорошим». Я часто вынуждена задавать себе вопрос о том, какого учителя можно назвать хорошим по современным меркам. Ведь время накладывает свой отпечаток и на преподавание.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. А это значит, что меняется требование и к учителю.

«Учитель — первый, кто зажигает свою свечу от свечи философа, социолога и исследователя», и его задача передать этот свет своим ученикам. Это старое, как мир правило, сохраняет свое значение до сих пор.

Каждый день, приходя в школу, прекрасно понимаю, что я общаюсь с детьми 21 века, и таким ученикам будет скучно получать готовые формулы знаний и проверенные жизненные истины. Им хочется видеть во мне современного учителя — новатора, исследователя, постоянно находящегося в поиске чего-то нового и неизведанного, готового не только учить их, но и самому постоянно учиться. Ведь сегодняшние наши ученики — это будущие взрослые.

И от того, насколько успешна и интересна им ученическая жизнь сегодня, зависит их взрослая жизнь завтра. А самое главное, чтобы она стала для них успешной: с интересной и увлекательной работой, с полноценной и крепкой семьей, с умными и счастливыми детьми. Заметьте, с детьми сегодняшних наших учеников. Вот почему так важно учить детей жизни сегодня, когда они сами находятся в школе, чтобы следующее поколение были успешными и счастливыми. Это и есть основная и главная миссия педагога. Это и есть основной закон жизни!

А потому, заглядывая в глаза детей, я должна ответить себе на вопрос — чем живет современное поколение, что им интересно, какие проблемы для него важны. А проблем у этого поколения немало. Даже в таком юном возрасте. Эти дети воспитываются в век потребительства, когда материальные ценности заменяют духовное, когда о человеке судят не по его характеру или достижениям, а по брендовой одежде или последней марке айфона. В этом мире очень мало места для душевной теплоты, искренней дружбы и понимания. А так хочется, чтобы дети смогли вынести из детства нетронутое чистое чувство дружбы, погрузились на уроках в чувство умиротворения, попытались стать мечтателями и романтиками.

Этому помогает эмпатия как одно из важнейших требований педагогического мастерства. Психология определяет эмпатию как способность одного человека постичь и понять эмоции другого, представить себя на его месте, почувствовать его ощущения и мысли. Это интуитивное понимание психологического настроя, умение принять на себя роль другого человека, понять его скрытые мотивы, душевные метания, отождествление своих чувств с эмоциям другого и вместе с тем осознание их исключительности, индивидуальности.

Но за сухим определением скрывается важнейшее человеческое качество — слышать, понимать и сочувствовать. Сегодня мы столкнулись с серьезнейшей проблемой — подрастает второе поколение «недолюбленных» детей. Реформы общества, распад страны и другие социальные потрясения не могли не сказаться на самом важном — детях. Им уделялось меньше внимания, в большинстве своем ранее они были предоставлены двору. Сегодня же мы сталкиваемся уже не с детьми 90х, потерянного поколения, а с их детьми, имеющими установки родителей и их переживания и стремящихся к тому же — быть услышанными.

Однако, все чаще они остаются с проблемами один на один. Сегодня коренным образом меняется система взаимодействия между школой и семьей. Как правило, практически все проблемы развития детей и их воспитания родителями перекладываются на школу. Аморфность, неготовность и нежелание участвовать в жизни ребенка обрекает его на интернет. Ребенок хочет быть услышан, но, зачастую, родители эмпатией не обладают.

И в этом жестоком мире, где растет количество неполных семей, где мама бьется с жизненными трудностями, а дети зачастую отданы на воспитание бабушкам и дедушкам, растет роль учителя. Учитель становится теперь не только предметником, человеком, дающим знание ребенку, но и заботливой мамой, готовой поддержать и выслушать. Именно эмпатия ставит перед учителем один из серьезнейших вопросов современности — как в таких непростых условиях воспитать личность?

Да, безусловно, сегодня предпринимаются серьезные попытки в исправлении ситуации, в оказании помощи в образовании и воспитании молодого поколения. Министерством образования разработано несколько программ по выходу из критической ситуации, сложившейся в нашей стране в сфере образования, это и Национальная инициатива «Наша новая школа», введение новых образовательных стандартов и другие. На инновации указывает и вышедший в 2013 году Закон об образовании. Сегодня учитель должен выпускать инициативных детей, готовых не ломаться под натиском скорости современного мира и применять знания на практике, не храня их как ценный, но бесполезный груз.

Мой педагогический стаж позволяет судить о том, что мы живем в эпоху перемен. И в этой ситуации учитель, несомненно, оказывается в ситуации, когда он должен научиться применять инновации. А это зависит от его компетентности и от его креативности. Жить в эпоху перемен не только трудно, но и безумно интересно. Скажу точно, что принятая сегодня концепция личностно-ориентированного обучения мне очень близка, так как только она будет способствовать формированию полноценной личности.

Результат образования «измеряется» опытом решения развивающих задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений и т. п. Это и становится одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Я разделяю мнение В. Г. Богина о том, что каждого ребёнка можно научить, но только своими способами и по индивидуальной программе. Каждый ребенок от своего рождения прошел свой путь, каждый имеет свой личный опыт и свои знания. Соответственно, всех уравнивать не следует. Каждый ученик имеет собственную траекторию развития. Отсюда — моя вера в то, что каждый ребенок успешен. Даже в самых запущенных случаях можно увидеть серьезные результаты по сравнению со вчерашним днем. Я считаю, что сравнение двух разных детей — это путь в никуда, так как сильный ребенок расслабится, а слабый (в плане предмета) сломается.

Наше время — это время, когда часто можно встретить неуважение людей друг к другу. К сожалению, хамство и озлобленность становятся современными реалиями. Я поняла, что этичности необходимо учить с детства. Конечно, учитель не может дать все знания, но, там, где не получается у семьи, в дело должна вступать школа. Потому моя философия строится на идее всестороннего уважения любой личности. Подобное рождает подобное — сложно добиться уважения от кого-либо, когда нет уважения у тебя самого. И этому я стараюсь учить своих учеников.

На мой взгляд, высокое звание Учитель приобретает свой истинный смысл только тогда, когда оно неотделимо от понятий культура и нравственность. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью, способной отдавать себя ученикам и быть для них примером для подражания. Учитель является творцом духовных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей педагогической деятельности. Показателем педагогической культуры является интеллигентность. Гармония нравственного, физического и умственного развития, гуманность и педагогическое мастерство. Поясню, что для меня значат эти качества.

Безусловно, интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого человека, терпимому отношению. Она проявляется в тысяче мелочей — в умении уважительно спорить, незаметно помочь ребенку.

Бесспорно, гуманность — это человеколюбие, но она не имеет в моем понимании ничего общего с сюсюканьем с учениками. Для меня гуманность означает, прежде всего, справедливость как сочетание уважения с требовательностью. Если учитель не может удержать дисциплину в классе, то об остальных его талантах дети так и не узнают.

Несомненно, что педагогическое мастерство — это высокое качество достижений учителя в учебно-воспитательном процессе, проявляющееся в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Отдельно хочется отметить роль нравственного воспитания в моей педагогической философии. Безусловно, можно списать все на то, что этим должны заниматься родители. Однако, так как существует проблема безнадзорности детей, то именно сейчас роль учителя значима как никогда. И для воспитания в этом ключе есть все возможности — русский язык и богатейшая русская литература, а также классное руководство как средство сплочения коллектива.

Также я считаю, что, развивая детей с позиции нравственного воспитания, необходимо уделять огромное внимание и патриотическому воспитанию. Сегодня культурная экспансия достигла неимоверных пределов. Исправить ситуацию можно только тогда, когда учитель будет уделять внимание патриотическому развитию, чувству гордости за родину, ее культуру и ее историю. Об этом много говорят, но как сделать так, чтобы детям было интересно, чтобы любовь к Родине не была шаблоном, который повторяется по делу и без дела. Я нашла для себя этот способ — использование ИКТ и экскурсий. Нетрадиционные методы прекрасно помогают детям погрузиться в мир истории и культуры России.

Говорят, трудно быть изюминкой в ящике с изюмом. Но я, искренне хочу и стремлюсь быть неповторимым, уникальным, высочайшим мастером своего профессионального педагогического труда. Я люблю свою профессию, верю в свои силы и возможности. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник — в картинах, скульптор — в созданных им творениях. А мой труд будет жить в мыслях и поступках детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учитель, ученик, сегодня, знание, педагогическое мастерство, педагогическая деятельность, нравственное воспитание, мой взгляд, полноценная личность.


Похожие статьи

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

А.С. Макаренко на протяжении всей своей творческой деятельности стремился осмыслить вопрос о сущности педагогического таланта и о взаимоотношениях личных дарований и методической вооружённости в деле подготовки полноценного учителя-воспитателя.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Умственное воспитание подрастающего поколения не представляет сегодня такой проблемы, как нравственное становление.

Всегда условия, которые представлены критериями формирования нравственности и формирование личности ученика, допускается...

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Учитель и ученик… две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от личного примера и авторитета учителя.

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской...

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

Сегодня педагог берет на себя ответственность не только за образовательные достижения, но и за нравственное и гражданское

В своих педагогических воззрениях К.Д.Ушинский поставил знание законов воспитания в зависимость от познания человека во всех его проявлениях.

Педагогическая философия учителя | Статья в сборнике...

Учитель должен знать больше ученика и постоянно пополнять свои знания.

Ведь чем ярче звезды — тем светлее, полноценнее наша жизнь.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, педагогическая философия, ученик, ребенок, педагог, профессия...

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.

Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума.

Из определения Педагогической энциклопедии, приведённого выше, становится понятно, что...

Развитие профессионально значимых нравственных качеств...

учитель, педагогический вуз, будущий учитель, ребенок, педагогическое мастерство, педагогический талант, педагогическая работа, педагогическая практика, высокая одаренность, правильная организация.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися

Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе

Развитие духовно-нравственной сферы ребенка, воспитание гражданина и патриота вновь...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

А.С. Макаренко на протяжении всей своей творческой деятельности стремился осмыслить вопрос о сущности педагогического таланта и о взаимоотношениях личных дарований и методической вооружённости в деле подготовки полноценного учителя-воспитателя.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Умственное воспитание подрастающего поколения не представляет сегодня такой проблемы, как нравственное становление.

Всегда условия, которые представлены критериями формирования нравственности и формирование личности ученика, допускается...

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Учитель и ученик… две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от личного примера и авторитета учителя.

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской...

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

Сегодня педагог берет на себя ответственность не только за образовательные достижения, но и за нравственное и гражданское

В своих педагогических воззрениях К.Д.Ушинский поставил знание законов воспитания в зависимость от познания человека во всех его проявлениях.

Педагогическая философия учителя | Статья в сборнике...

Учитель должен знать больше ученика и постоянно пополнять свои знания.

Ведь чем ярче звезды — тем светлее, полноценнее наша жизнь.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, педагогическая философия, ученик, ребенок, педагог, профессия...

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.

Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума.

Из определения Педагогической энциклопедии, приведённого выше, становится понятно, что...

Развитие профессионально значимых нравственных качеств...

учитель, педагогический вуз, будущий учитель, ребенок, педагогическое мастерство, педагогический талант, педагогическая работа, педагогическая практика, высокая одаренность, правильная организация.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися

Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе

Развитие духовно-нравственной сферы ребенка, воспитание гражданина и патриота вновь...

Задать вопрос