Развитие профессионально значимых нравственных качеств у будущего учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 12.03.2018

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Аминова М. Т. Развитие профессионально значимых нравственных качеств у будущего учителя // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 126-128. — URL https://moluch.ru/archive/197/48689/ (дата обращения: 17.06.2019).



Наряду с общественными и специальными дисциплинами, согласно ныне действующим учебным планам педагогических институтов, студенты изучают цикл психолого-педагогических предметов: введение в учительскую специальность, педагогику, историю педагогики, психологию (общую, возрастную и педагогическую), а также спецкурсы и спецсеминары по педагогике и психологии по выбору, проходят педагогическую практику в пионерских лагерях, в общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях.

Преподавание психолого-педагогических дисциплин в педвузе закладывает фундамент общепедагогической подготовки учителя средней школы, является теоретической основой научной организации педагогического процесса, способствует развитию нравственных качеств личности будущего учителя. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности всех форм и методов преподавания этих дисциплин ‑ лекций, семинарских, лабораторно-практических занятий и педагогической практики.

К числу важнейших задач преподавания психолого-педагогических дисциплин относятся: а) ознакомление студентов с основами педагогической и психологической науки; б) формирование на этой основе у каждого студента системы умений и навыков, любви к детям и профессии учителя; развитие педагогического мышления; воспитание профессиональных и нравственных качеств, необходимых для работы будущих учителей.

Нравственность учителя в качестве профессиональной этики проявляет себя: а) как средство формирования личности самого учителя; б) как педагогический фактор, обеспечивающий воспитательное влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Будущий учитель еще в стенах педагогического вуза наряду с учительской специальностью должен овладеть теорией и практикой этики учителя и соответствующими педагогическими умениями и навыками. При этом не следует ограничиваться только усвоением общих идей и правил поведения.

Успешное формирование у студентов этики учителя немыслимо без приобщения их к практике педагогической работы. Изучение психолого-педагогических дисциплин содействует углубленному осознанию студентами личных мотивов выбора педагогической профессии. При поступлении в институт мотивы бывают недостаточно ясны, представляются в общих очертаниях, поверхностно. Обучение в педагогическом вузе должно стать временем действительного превращения мотивов в активную жизненную позицию.

Социологические исследования показывают, что подавляющее большинство людей оценивает роль учителя в своей жизни как важную, значимую, причем в этой роли преобладает моральная сторона: качества, примеры, стимулы, помощь, выбор жизненного пути, убеждения и др.

Задачи этики учителя ‑ критически оценивать себя, видеть отсталость, недостатки в педагогической работе, формировать потребность в самовоспитании. К сожалению, факты моральной неряшливости, отчуждения от детей, администрирования, примитивного подхода к детям все еще встречаются среди учителей. Одной из причин таких явлений нужно признать низкий уровень воспитанности, незнание моральных требований или пренебрежение к ним. Этика учителя непримирима к таким фактам, она требует активной борьбы за повышение морального уровня каждого учителя.

Очень ценное качество ‑ педагогический талант, высокая одаренность, обеспечивающая учителю успешное выполнение своих обязанностей. Но, как в любой другой области, талантом обладают не все. Однако каждый учитель может и должен владеть педагогическим мастерством, т. е. приобретаемыми навыками и умениями.

Успех овладения мастерством во многом зависит от наличия у учителя педагогических способностей и призвания к своей деятельности, которые часто проявляются уже у учащихся средней школы. Эти качества следует тщательно выявлять и всемерно способствовать формированию педагогических способностей. На формирование их оказывает влияние правильная организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. При этом важную роль играет проявление желания, настойчивости самих студентов в овладении качествами личности, необходимыми учителю.

Очень важно для педагога умение по внешним признакам поведения ребенка определять его душевное состояние. В общении с воспитателем ребенок, как правило, не бывает эмоционально нейтральным: он спокоен или взволнован, либо радуется чему-то, либо грустит. Этого нельзя не учитывать при выборе наиболее подходящих в данной ситуации воспитательных приемов. Будущему учителю необходимо овладеть навыками управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся. Педагог не может оставаться равнодушным, нейтральным в отношениях с детьми. Его переживания всегда будут восприниматься как самая реальная оценка их действий. Обращение педагога может быть просьбой и осуждением, одобрением и приказом. Заложенные в них чувства должны быть продемонстрированы педагогом реально и убедительно.

Преподаватель в процессе лекции раскрывает эти вопросы в плане моральной ответственности учителя перед народом. С учителем родители связывают надежды на лучшее будущее своих детей, судьба которых в большой степени зависит от качества воспитания и обучения в школе. Взаимодействия учителей и родителей непрерывны и должны быть на уровне самых высоких моральных принципов. Методы воздействия учителя и родителей часто совершенно не совпадают по формам, приемам, а иногда находятся в противоречии. Возникает много поводов для недоразумений и конфликтов, разрешение которых требует принципиальности, соблюдения педагогического такта, серьезности и честности обеих сторон.

В педагогическом коллективе недопустимы сплетни, компанейщина, подсиживание, создающие постоянную напряженность, пересуды. В таких случаях обычно и проявляется эгоизм, пренебрежение к делу, нежелание считаться с мнением коллектива, демонстративное нарушение норм этики учителя, вплоть до втягивания к склокам детей и родителей. Разумеется, таких явлений становится все меньше, но все же необходимость четких, всеми принятых норм поведения учителей по отношению друг к другу, к коллективу становится все более ясной, так как именно этические нормы должны получить все более возрастающее значение в отношениях учителей.

Очень ценное качество ‑ педагогический талант, высокая одаренность, обеспечивающая учителю успешное выполнение своих обязанностей. Но, как и в любой другой области, талантом обладают не все. Однако каждый учитель может и должен владеть педагогическим мастерством, т. е. приобретаемыми и постоянно совершенствуемыми знаниями, педагогическими навыками и умениями.

Успех овладения мастерством во многом зависит от наличия у учителя педагогических способностей и призвания у учащихся средней школы. Эти качества следует тщательно выявлять и всемерно способствовать их развитию. Наиболее целеустремленное влияние на формирование педагогических способностей оказывает правильная организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. При этом важную роль играет проявление желания, настойчивости самих студентов в овладении качествами личности, необходимыми учителю.

Материал темы «Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе» знакомит студентов с высказываниями о педагогической морали философов античного мира — Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана. Например, древнегреческий философ Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания, об использовании детской любознательности как опоры учения, о предпочтении средств убеждения перед средствами принуждения, о вреде отрицательных примеров. «Лучшим с точки зрения добродетели, ‑ писал Демокрит, — будет тот, кто побуждается к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто законом и силой… Постоянное общение с дурным развивает дурные задатки». Известный римский педагог М. Ф. Квинтилиан советовал учителю подходить к каждому воспитаннику осторожно и внимательно. Сам учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным и примером для учеников. Он предостерегал учителя от использования принуждения, чтобы ребенок не возненавидел учение. Ориентировал учителя на использование положительных чувств.

1

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, педагогический вуз, ребенок, будущий учитель, педагогическая работа, педагогическая практика, педагогическое мастерство, правильная организация, высокая одаренность, педагогический талант.


Похожие статьи

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности, конструктивные способности, деловая игра.

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

учитель, педагогическая техника, ребенок, педагогическое мастерство, дело, воспитанник, педагогический коллектив, педагогическая работа.

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Психолого-педагогические условия формирования акмеологической культуры будущего учителя. Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя.

Педагогическая работа с одаренными детьми

Педагогическая работа с одаренными детьми. Авторы: Айрумян Гаянэ Сергеевна, Галанина Дарья Сергеевна. Рубрика: Педагогика.

Одарённость ребёнка стоит рассматривать, как взаимодействие характеристик: креативности, уровня развития выше среднего и...

Педагогические способности и педагогическое мастерство...

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы. Автор: Ходжалиев Салех Айсаевич. Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области...

осуществлении грамотно педагогически оценивать поступки и поведение ребенка

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических

Кузьмина Н. В. Способности, одаренность и талант учителя.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы. Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству. Педагогические формы и методы развития мотивации школьников в музыкальном искусстве.

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство...»

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.

Педагогический опыт преподавателя на современном этапе. Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Похожие статьи

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности, конструктивные способности, деловая игра.

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

учитель, педагогическая техника, ребенок, педагогическое мастерство, дело, воспитанник, педагогический коллектив, педагогическая работа.

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Психолого-педагогические условия формирования акмеологической культуры будущего учителя. Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя.

Педагогическая работа с одаренными детьми

Педагогическая работа с одаренными детьми. Авторы: Айрумян Гаянэ Сергеевна, Галанина Дарья Сергеевна. Рубрика: Педагогика.

Одарённость ребёнка стоит рассматривать, как взаимодействие характеристик: креативности, уровня развития выше среднего и...

Педагогические способности и педагогическое мастерство...

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы. Автор: Ходжалиев Салех Айсаевич. Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области...

осуществлении грамотно педагогически оценивать поступки и поведение ребенка

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических

Кузьмина Н. В. Способности, одаренность и талант учителя.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы. Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству. Педагогические формы и методы развития мотивации школьников в музыкальном искусстве.

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство...»

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.

Педагогический опыт преподавателя на современном этапе. Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Задать вопрос