Метафизика цвета Герхарта Рихтера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 16.04.2017

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Иванова, М. С. Метафизика цвета Герхарта Рихтера / М. С. Иванова, А. С. Хлебников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 212-213. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42299/ (дата обращения: 19.10.2024).



Простая же красота цвета возникает

благодаря преодолению светом тёмного начала в материи,

ну а сам свет бесплотен, он дух и эйдос.

Плотин «Энеады» [4:171]

Особое место в современном искусстве занимает творчество немецкого художника и фотографа Герхарда Рихтера. Его живопись, представляет собой яркий пример искусства, для встречи с которым не нужны особые знания. Она никого не оставляет равнодушным. Живописные полотна Рихтера обладают своим универсальным языком, с помощью которого, они выстраивают эмоциональный диалог, апеллируя к разуму или взывая к интуиции зрителя.

Творческая природа Рихтера уникальна. В его живописи удивительным образом переплетается реальность предметного мира и пространство беспредметной абстракции, живопись и фотография. Эти две линии творческого пути постоянно взаимодополняют и проникают друг в друга. Тематика «реалистических» произведений Рихтера экзистенциальна. Художника постоянно интересует как сам человек, так и его взаимоотношения с окружающим миром. Темы живописных произведений группируются в цельные серии работ, среди которых можно назвать «материнство» и «детство», «повседневная жизнь» и «смерть», «пейзажи» и «вещи». Рихтер работает на границе живописи и фотографии, тонко балансируя между минимализмом, фотореализмом и поп-артом. Люди в его картинах словно позируют для семейного фото. Они обращены к зрителю, они улыбаются, их позы естественны. Но разглядывая картину боле внимательно и погружаясь взглядом в её цветное или чёрно-белое пространство, возникает ощущение иррациональности происходящего. Фотограф (живописец) словно забыл сфокусировать резкость объектива своей фотокамеры. Вследствие чего мелкие детали смазаны, портретные черты стёрты, лица превращены в маски, индивидуальность растворена.

Обращаясь к миру природы и вещей, работая над пейзажами или изображая отдельные предметы, основное внимание художника сосредотачивается на поиске и создании эффектов контрастов формы, передаче борьбы тени и света. Пейзажи Рихтера погружены в мерцающий туман. Борьбой белого, серого и чёрного проникнуты серии картин «шторы», «листовой металл», «теневые картины». В этих работах происходит постепенный уход от образов, вызывающих ассоциации с реальными вещами, к образам ассоциативным, смутно угадывающимся, интуитивным, беспредметным. Находящийся в трёхмерном пространстве предмет исчезает. Его место занимает цвет, положенный на двумерную плоскость белого светящегося холста. Цвет, который наделён неистовой пульсацией или, напротив, еле уловимыми тончайшими колористическими переходами.

Отчасти, Рихтер продолжает традиции абстрактного экспрессионизма Поллока и Ротко. Однако если искусство Ротко поглощающее и тоталитарное, субъективное и мистическое у Поллока, то у Рихтера оно стремится к свободе и бесконечности.

Написанные художником картины — это беспредметные, многослойные, красочные композиции, часто с ярко выраженной фактурой. Они рождены с помощью скребков, шпателей, ракелей. Искусство Рихтера являет собой нечто метафизическое, лежащее за гранью естественных законов материального мира. Его живопись — свобода в своем абсолюте, насколько вообще может быть свободна живопись. При этом она не превращается в абсолютный хаос, оставаясь грациозно стройной, часто лаконичной, и раскроенной по классическим лекалам цветовых сочетаний, цветов столпов — красного, желтого, синего.

Возможности беспредметной живописи позволяют художнику, сосредоточится на философской рефлексии современных социальных проблем, а также осмыслить трагедии прошлого. Наиболее интересной среди подобных работ, является серия довольно больших по размеру картин, под общим названием «Биркенау».

Сквозь безжалостный черный цвет гари, проскальзывает розовый цвет человеческой кожи, мерцает красный цвет крови, искрится голубой цвет обрывков неба, просвечивает зеленый цвет ничего не подозревающей, стремящейся к свету, травы двора Освенцима.

Живописцу удалось найти точную ассоциативную художественную форму, передающую величайшую трагедию двадцатого века — ужас холокоста. В этой работе Рихтер применяет все средства абстрактного экспрессионизма и придаёт их возможностям новое звучание.

Несомненно, Рихтер прекрасный колорист и художник, тонко чувствующий красоту линии. На его картинах взаимодействуют, переплавляются друг в друга бесконечные, а порой самые неожиданные сочетания колеров. Слой за слоем художник накладывает краски, доводя произведение до его логического завершения. Несмотря на то, что картины рождаются по субъективной воле художника, являются его личной точкой зрения, у многих полотен Рихтера, зритель становится соавтором, способным увидеть, а затем, почувствовать нечто свое, выстроить свой смысловой или ассоциативный образ.

Для того чтобы понять и прочувствовать всё богатство живописи Рихтера, необходимо увидеть её вживую, прийти на свидание с картиной, попасть под её очарование.

Литература:

  1. Ганова Т. В. Цветовая импровизация как метод абстрактной живописи / Музыка и живопись как средство коммуникации. — Махачкала: Формат, 2012
  2. Филиппова Л. С. Принцип от «общего к частному» как основа изобразительной грамоты / Universum: психология и образование. — М.: МЦНИО, 2015. № 8 (18)
  3. Хлебников А. С., Костягина А. А. Учение о цвете в научных трудах писателей и филососфов Древней Греции и Древнего Рима / Инновационная наука в глобализующемся мире. — Уфа: Ника, 2016. № 1 (3)
  4. Хлебников А. С. История художественного образования в Древнем мире (от Древнего Египта до Античности). Хрестоматия/составление, предисловие А. С. Хлебников. — М.: Народное образование, 2017
Основные термины (генерируются автоматически): абстрактный экспрессионизм, живопись, картина.


Задать вопрос