Направления совершенствования организационной структуры таможенных органов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 1661 раз

Библиографическое описание:

Боненко Т. А., Макаренко С. А., Кусков А. Н. Направления совершенствования организационной структуры таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 342-345. — URL https://moluch.ru/archive/149/42162/ (дата обращения: 27.05.2018).



Ключевые слова: организационная структура управления, таможенные органы, звенья управления, уровни управления

В современных условиях, развитие системы таможенных органов России основано на решении управленческих проблем, так как именно управление начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, которое распределяет между ними права и ответственности. Организационное оформление данных вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

От организационной структуры таможенных органов зависят результаты и эффективность выполняемой ими деятельности. Чем ясней и четче организационная структура, тем проще должностным лицам таможенных органов взаимодействовать между структурными подразделениями и отделами, тем больше решается задач и выполняется функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.

Целью данной научной работы является изучение и анализ организационной структуры таможенных органов Российской Федерации.

Объектом исследования выступает организационная структура таможенных органов Российской Федерации.

Организационная структура таможенного органа — перечень структурных подразделений и отдельных должностей таможенного органа, который представлен в виде схемы с указанием управленческих связей и штатной численности структурных подразделений (отдельно сотрудников, государственных гражданских служащих и работников) и утверждаемый согласно установленному порядку.

Структура таможенных органов представляет собой единую федеральную централизованную систему, представленная на рисунке 1.

− федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба РФ);

− региональные таможенные управления;

− таможни;

− таможенные посты.

Рис. 1. Система таможенных органов РФ

При анализе организационных структур управления выделяют следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения (горизонтальные и вертикальные).

К такому элементу, как звенья управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть. К звеньям управления в системе таможенных органов относятся: ФТС России, управления и самостоятельные отделы ФТС России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты и отдельные специалисты, которые выполняют соответствующие профессиональные или управленческие функции. В основе формирования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции. Связи, которые устанавливаются между отделами носят горизонтальный характер. Уровни управления — это совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией.

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах возникают следующие виды взаимоотношений:

− вертикальные управленческие отношения (ФТС — РТУ; РТУ — таможня; начальник таможни — отделы таможни; таможня — таможенный пост; ФТС — таможня);

− горизонтальные управленческие отношения (РТУ — РТУ; отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня — таможня);

− диагональные управленческие отношения (пост — взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня — взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС — взаимодействующее Управление ФТС РФ).

В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие категории организационных структур:

− бюрократические структуры: линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная;

− адаптивные структуры: проектная; бригадная; матричная.

Данные структуры имеют свои достоинства и недостатки.

Организационную основу системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. Деление таможен России на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

К главным проблемам структуры управления таможенных органов можно отнести следующие:

− низкая мотивация сотрудников;

− конфликты интересов и слабая координация;

− невозможность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Рассмотрением и подготовкой предложений по вопросам совершенствования структуры и штатной численности таможенных органов РФ занимается организационно-структурная комиссия ФТС России.

Так же можно сделать выводы и выделить следующие пути совершенствования организационной структуры таможенных органов:

− оптимизация в иерархической структуре управления; повышение организованности таможенной системы; упрощение сложных структур управления и увеличение их гибкости; исключение дублирования в организационных структурах;

− совершенствование методов управления (обеспечение относительно равномерной нагрузки на каждое таможенное подразделение; четкое разграничение функций, прав и обязанностей руководителей и подчиненных; наличие действенного контроля за исполнением решений);

− повышение научного уровня в управлении за счет разработки научно обоснованного программно-целевого развития таможенной системы;

− развитие информационной базы: укрепление информационной связи между ФТС России, РТУ, таможнями и таможенными постами; создание международных информационных программ и обмена информацией (пример, «TEDIM» — организация информационных связей на основе систем электронной передачи информации для поддержки транспортных потоков между ЕС и РФ);

− развитие информационных технологий и компьютеризации в системе управления (разработка ЕАИСТ и региональных АИСТ в таможенной деятельности, развитие локальных информационных сетей и АРМ; разработка новой концепции организации и управления в таможенном деле на информационной основе).

В случае если организационная структура перестает отвечать целям организации, не успевает приспосабливаться к меняющимся условиям, значит, снижается эффективность деятельности системы в целом.

Например, в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 11 октября 2016 года № 1949 «О реорганизации Себежской и Псковской таможен» с 1 февраля 2017 года таможни, расположенные в Псковской области, были реорганизованы путем присоединения Себежской таможни к Псковской таможне. Реорганизация предполагает объединение регионов деятельности Псковской и Себежской таможен; сохранение в структуре Псковской таможни всех пяти таможенных постов Себежской таможни, а также сохранение без изменений существующих мест нахождения и компетенции таможенных постов реорганизуемых таможен по совершению таможенных операций.

Из общей штатной численности Себежской таможни 88 % были перераспределены в штат Псковской таможни, 12 % — в другие таможенные органы Северо-Западного таможенного управления. В ходе мероприятий по реорганизации Себежской и Псковской таможен уделяется особое внимание сохранению и функционированию на новом уровне подразделений правоохранительного блока. Штатная численность правоохранительных подразделений Себежской таможни передается Псковской таможне в полном объеме, большая их часть будет дислоцирована в Себеже. Кроме того, в структуре таможенного поста МАПП Бурачки предусмотрено создание отдела административных расследований и введение должности заместителя начальника поста, курирующего данное направление деятельности. Таким образом, таможенные посты в Себежском районе будут усилены сотрудниками правоохранительных подразделений.

68 должностных лиц Себежской таможни имеют преимущественное право для дальнейшего трудоустройства.

Сегодня должностные лица Себежской таможни имеют постоянную регистрацию не только в Себежском районе, но и в Великих Луках (74 человека), других районах Псковской области (38 человек), а также в Москве и Московской области (6) и Санкт-Петербурге и Ленинградской области (13), что позволяет рассматривать их кандидатуры к назначению на должности в иных таможенных органах.

Из общей фактической численности Себежской таможни на сегодняшний день 123 человека имеют право на пенсию за выслугу лет в таможенных органах и по старости, 67 из них уже получают пенсионные выплаты.

Реорганизация Себежской таможни в форме ее присоединения к Псковской позволила унифицировать подходы к организации работы таможенных постов, расположенных в автомобильных пунктах пропуска, в первую очередь находящихся на российско-латвийском участке государственной границы Российской Федерации в Псковской области; повысила уровень взаимодействия таможенных органов с иными правоохранительными органами, а также органами государственной власти субъекта Российской Федерации, используя положительный опыт аналогичной реорганизации таможен, расположенных в Калининградской области, Республике Карелия и реорганизации Санкт-Петербургской таможни путем присоединения к ней Вологодской, Новгородской и Сыктывкарской таможен.

Таким образом, необходимо постоянно совершенствовать организационную структуру таможенных органов РФ так как, в сложившейся ситуации обеспечение экономической безопасности России является одной из основных функций государства, которое возложило защиту экономических интересов и обеспечения экономической безопасности на органы исполнительной власти, одним из которых является таможенная служба. Выявленные проблемы организационной структуры необходимо решить для того, чтобы система таможенных органов Российской Федерации приносила ещё большую результативность, доход для своего государства и укрепляла международное сотрудничество в области таможенного дела.

Литература:

  1. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».
  2. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Таможенный менеджмент: учебник / В. В. Макрусев. — СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. — 381 с.
  4. Агабалаев М. И. Организационно-правовые основы деятельности таможенных органов Российской Федерации: учеб, пособие, Экономика, 2012 г. — 81 с.
  5. Маховикова Е. А., Е. Е. Павлова. Структура таможенных органов РФ: учеб, пособие, Феникс, 2014 г. — 102 с.
  6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru.
  7. Официальный сайт «Всё о таможне» [Электронный ресурс] Режим доступа: World Wide Web. URL: www.tks.ru.
  8. Официальный сайт «Таможня.ру» [Электронный ресурс] Режим доступа: World Wide Web. URL: www.tamognia.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): организационная структура, Себежская таможня, орган, Псковская таможня, звено управления, таможня, Россия, Российская Федерация, пост, уровень управления.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос