Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Одно из современных средств организации познавательной деятельности дошкольников — тематическая папка (лэпбук). Развивающее пособие — лепбук — отвечает требованиям ФГОС ДО. В статье рассмотрена структура такого пособия, приведены примеры использования лэпбука при ознакомлении дошкольников с миром природы, по развитию речи, при формировании элементарных математических представлений детей.
Поделиться в социальных сетях
2786 просмотров
Библиографическое описание

Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста / Е. Ю. Носова, Т. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41656/ (дата обращения: 29.07.2021).



Одно из современных средств организации познавательной деятельности дошкольников — тематическая папка (лэпбук). Развивающее пособие — лепбук — отвечает требованиям ФГОС ДО. В статье рассмотрена структура такого пособия, приведены примеры использования лэпбука при ознакомлении дошкольников с миром природы, по развитию речи, при формировании элементарных математических представлений детей.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», тематическая папка (лэпбук), дошкольники

Многих педагогов дошкольного образования и родителей дошколят волнуют актуальные, на сегодняшний день, вопросы — как помочь детям преодолевать трудности и решать поставленные перед ними проблемы, какие средства будут способствовать формированию у детей умения мыслить и действовать нестандартно, что поможет развивать у дошкольников необходимые умения и навыки в различных образовательных областях, расширять кругозор детей?

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) необходимо искать новые и эффективные средства организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей [3].

Одним из таких современных средств организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста является лэпбук(от анг. lapbook, или, как его еще называют, тематическая папка) — самодельная интерактивная папка по определенной теме [1].

Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал — различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме.

Для ребенка лэпбук — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий), которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям. Для родителей же, которые осознают важность образования в современном мире, лэпбук — это великолепный инструмент организации деятельности детей дома, метод домашнего обучения [2].

Для педагогов дошкольного образования тематическая папка — современный способ организации познавательной деятельности дошкольников. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды: информативен; полифункционален; может использоваться как одним ребенком, так и группой детей одновременно (в том числе, с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен; его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает экспериментирование; способствует вовлечению воспитанников в игровую, познавательно-исследовательскую, конструктивную и творческую деятельность.

Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками — 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки — совместно с детьми, тогда информация запоминается ребенком в процессе создания лэпбука. Дети раскрашивают свое творение, украшают его наклейками, ленточками, берегут и заботятся о нем, возвращаются к работе с ним еще, и еще раз.

Перед началом работы по изготовлению лэпбука необходимо определить тему. Сложность тематической папки зависит от возраста дошкольников. В папке можно отразить любую тему, но лучше выбирать частные, представив по ним подробную информацию. Выбор объемной темы опасен тем, что лэпбук будет обзорным, неконкретным.

После выбора темы, нужно наметить план и составить макет. Всё необходимо продумать, материал должен отражать основные элементы темы, так как лэпбук — не просто игрушка, а развивающее пособие.

Приведем примеры лэпбуков, которые целесообразно использовать в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

  1. При ознакомлении дошкольников с миром природы, по развитию речи — лэпбук «Времена года: весна».

В нем собрана информация о том, какие изменения происходят весной в жизни людей, животных, растений. Дошкольник, выполняя задания и знакомясь с различными рубриками, узнает: о приметах весны; первых цветах, которые зацветают после зимней стужи; о перелётных птицах; о трудностях, с которыми сталкиваются животные ранней весной; о том, чем занимаются весной люди. Рассматривая сюжетные картинки, дети могут упражняться в составлении предложений, мини-рассказов. Лэпбук содержит лексические задания, пословицы и поговорки, которые способствуют обогащению и развитию речи ребёнка, приобщают дошкольников к народной культуре. Лэпбук по этой теме представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Лэпбук «Времена года: весна»

  1. При формировании элементарных математических представлений, по развитию речи — лэпбук «Математика вокруг нас». Представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Лэпбук «Математика вокруг нас»

В этот лэпбук включены следующие развивающие элементы для детей. Информация из первого конверта поможет ребятам в стихотворной форме познакомиться с названиями цифр, читать, учить стихи о цифрах наизусть. Выполняя задания из второго конверта, дошкольники узнают, как пишутся цифры, освоят правильное их написание, будут развивать мелкие мышцы руки. В третьем конверте представлены задания, в которых нужно отгадать сказки, книги, фильмы и мультфильмы, в названии которых встречаются цифры. Такая информация поможет расширять кругозор детей. Задания из конверта «На что похожи цифры?» помогут ребятам развивать воображение, мелкую моторику. Формированию у дошкольников умения понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок о цифрах, обогащению словаря детей, развитию памяти, знакомству с народной мудростью будут способствовать задания из пятого кармашка. В центре лэпбука — домик с открывающимися окошками. На них — загадки о каждой из цифр. Детям нужно найти карточки с цифрами и в каждое окошко поместить отгадку.

Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!

Литература:

  1. Это интересно! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tavika.ru/2013/09/lapbook-autumn.html
  2. Рыкова А. Что такое лэпбук? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/chto-takoe-lepbuk
  3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

основные термины

генерируются автоматически
дошкольное образование, образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», тематическая папка (лэпбук), дошкольники
Похожие статьи
Камышова Татьяна Валерьевна
Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Спецвыпуск
2016
Аксенова Татьяна Анатольевна
Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Спецвыпуск
2016
Богатова Евгения Александровна
Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера
Педагогика
2017
Ганеева Алина Сибагатулловна
Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Организация игровой деятельности
2016
Урванова Наталья Юрьевна
Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников
Воспитание и развитие
2018
Комиссарова Елена Ивановна
Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры
Педагогика
2017
Васильева Светлана Ивановна
Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста
Педагогические науки
2014
Скалина Ольга Владимировна
Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста
Воспитание и развитие
2017
Синяпкина Елена Ивановна
Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Организация игровой деятельности
2017
дата публикации
апрель 2017 г.
рубрика
Спецвыпуск
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Камышова Татьяна Валерьевна
Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Спецвыпуск
2016
Аксенова Татьяна Анатольевна
Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Спецвыпуск
2016
Богатова Евгения Александровна
Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера
Педагогика
2017
Ганеева Алина Сибагатулловна
Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Организация игровой деятельности
2016
Урванова Наталья Юрьевна
Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников
Воспитание и развитие
2018
Комиссарова Елена Ивановна
Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры
Педагогика
2017
Васильева Светлана Ивановна
Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста
Педагогические науки
2014
Скалина Ольга Владимировна
Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста
Воспитание и развитие
2017
Синяпкина Елена Ивановна
Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Организация игровой деятельности
2017