Система внутреннего финансового контроля и проверка налоговой отчётности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Быков И. А., Токарев А. Ю. Система внутреннего финансового контроля и проверка налоговой отчётности // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 328-331. — URL https://moluch.ru/archive/148/41574/ (дата обращения: 13.12.2018).



В данной статье рассматривается понятие системы внутреннего финансового контроля, необходимость организации данной системы. Рассматриваются способы организации внутреннего финансового контроля, преимущества и недостатки каждого из рассматриваемых способов. Также определены рекомендации для предприятий при разработке системы финансового контроля.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, предприятие, контроль, риски, налоги, налоговый контроль, отчетность

Для эффективного управления предприятием необходима качественная система внутреннего контроля. Проблема построения такой системы в современных российских предприятий заключается в недостаточном профессионализме сотрудников либо в недостатке ресурсов у небольших или средних предприятий. В то же время крупные предприятия сталкиваются с проблемой неэффективного расходования ресурсов. В итоге получают малоэффективную систему, не способную качественно оценивать риски управления предприятием. [1]

Основная цель создания внутреннего финансового контроля в том, чтобы пресечь нарушения, сбои и злоупотребления, которые возникают там, где точно не определен системный подход в работе с финансами. Говоря научным языком, задачи внутреннего финансового контроля заключаются в контроле над результативностью, продуктивностью и рациональностью деятельности; точностью и верностью финансовой отчетности; контроль за соблюдением действующих законов и нормативных актов.

В данной статье проанализируем основные подходы организации системы внутреннего контроля на российских предприятиях.

С января 2013 года в РФ вступил в действие федеральный закон № 402-ФЗ, с принятием которого организация внутреннего контроля на предприятиях стало обязательно.

Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению цели.

При создании системы внутреннего контроля необходимо учитывать масштаб предприятия, организационную структуру, регион расположения филиалов и самого предприятия, тип ведения бухгалтерского учета (централизованный либо по филиалам). Также необходимо учитывать еще и стоимость создания такой системы.

В России широко применяются несколько способов организации и ведения службы внутреннего контроля. Какой из способов выбрать, каждое предприятие выбирает по своему усмотрению.

1 Способ. Создание системы внутреннего контроля силами сотрудников предприятия, возможно с привлечением внешних вендоров.

2 Способ. Частичная организация внутреннего финансового контроля на стороне предприятия, частичная на стороне компании-аутсорсинг (кратко «ко-сорсинг»).

3 Способ. Полный аутсорсинг, то есть полная организация внутреннего финансового контроля компанией-аутсорсинг.

Опишем способы более подробно.

По первому способу предприятие нанимает сотрудников с определенным опытом, навыками. Предприятие может внедрять специализированное ПО для автоматизации функции внутреннего финансового контроля, в том числе с привлечением внешних разработчиков. Данный способ наиболее дорогостоящий — это является минусом данного подхода. К плюсам подхода можно отнести факт того, что служба финансового контроля это неотъемлемая часть предприятия, которая функционирует вместе с предприятием, участвуя во всех финансовых процессах, что позволяет высшему руководству получать более точную и обширную информацию в разрезе как всего предприятия, так и в разрезе отельных его частей, что позволяет принимать соответствующие адекватные решения в оперативном порядке. Качество управления предприятием и достоверность полученных результатов при данном способе выше, что создает доверие со стороны инвесторов.

Второй способ, ко-сорсинг, это разделение функций осуществления внутреннего финансового контроля между сотрудниками предприятия и внешними исполнителями компании-аутсорсинг. Между сторонами участниками заключается договор. Обязанности по договору компании-аутсорсинг могут быть, как выполнение какого-либо отдельного бизнес-процесса, так и режим консультации сотрудников предприятия. К преимуществам данного подхода можно отнести, обширность рынка компаний-аутсорсинг, возможность привлечения высокоуровневых специалистов, а также возможность разделить функций процесса внутреннего финансового контроля между внешними компаниями. Например, сложные операции поручить более дорогостоящей компании, более легкие операции поручить менее дорогостоящей компании. К недостаткам подхода отнесем — отсутствие видения полной картины о предприятии; более сложная система налогообложения.

Третий способ, — это полная организация внутреннего финансового контроля на стороне аутсорсинговой компании. На стороне предприятия создается аудиторский комитет, который взаимодействует с компанией-аутсорсинг. К плюсам данного подхода можно отнести, — минимизация затрат предприятия; высокий профессионализм внешних специалистов; оперативность создания системы внутреннего контроля; минимизация усилий по координации со стороны высшего руководства. К минусам отнесем, отсутствие полного знания о предприятии; отсутствие систематичности; проблемы с соотнесением затрат для налоговых органов.

Если руководством организации принято решение о создании или полном совершенствовании системы внутреннего контроля, то процесс формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  1. Формирование внутренних целей системы.
  2. Определение функций, необходимых для достижения указанных целей.
  3. Формирование полноценной структуры, предусматривающей наличие службы внутреннего аудита.
  4. Разработка положений, внутренних стандартов, комплекса документов, направленных на выполнение целей и функций.

Грамотная постановка системы контроля позволит оказать существенное влияние на эффективность финансово-хозяйственной деятельности. В том числе она способствует становлению финансовой устойчивости, формированию своевременной и достоверной финансовой и налоговой отчетности, сохранности имущества и информации.

После того, как фирма выбрала способ организации финансового контроля — наступает полный цикл её функционирования, после отчётного периода, наступает цикл — оценки системы внутреннего контроля и проверка налоговой отчётности. Внутренний контроль и аудит на предприятия являются важнейшей частью современной системы управления, позволяющими достичь максимизации прибыль и минимизации издержек. Для анализа системы используется — оценка аудиторских рисков и внутренний контроль.

Внутренняя финансовая отчетность включает в себя составление налоговой отчётности, контроль и исполнение данного отчёта.

Налоговое бюджетирование- это составление бюджетов налогов всех подразделений, отчёта об налогах, уплата налогов всех уравнений и анализ ведения налоговой политики организации.

Налоговый контроль проводится в организации с целью проведение глубокого анализа методов и форм налогового бремени, а конечная цель контроля — минимизация налогов в будущих периодах.

Налоговый контроль — это новая функция в фирмах, поэтому создание подразделения, которое будут заниматься данным процессом занимает много времени и требует высококвалифицированных специалистов, имеющих специализацию и опыт работы с налоговыми вычетами и знающих налоговый кодекс РФ.

Создание подразделения начинается с постановки главной цели (миссии) данного процесса. Как правильно целью будет выступать процесс поставки плановых показателей налогового бремени, анализ исполнения бюджетов, своевременность и полнота уплаты налогов и стремление к законной минимизации отчислений. [2]

После создания миссии, требуется постановка задач и пути решения проблем.

Когда определены цели, задачи, назначены специалисты — начинается сам процесс контроля.

Процесс сложный, включающий в себя аналитические действия сотрудников.

В конечном периоде (ежеквартальная, девять месяцев, годовая отчётности) специалист подразделения даёт полную оценку эффективности деятельности фирмы на предмет налоговой политики. Если получены какие-либо отклонения, то данные помогут вывести показатели на эффективный уровень в будущих периодах.

На контрольную среду влияет ряд важнейших факторов:

− прозрачность налоговой отчетности, готовность к исправленную текущих ошибок, получения консультаций у аудиторов, осуществление контроля за ведением всех видов учёта.

− наличие должных инструкций.

− распределение ответственности и полномочий на предприятии, проведение внутреннего финансового аудита.

В основе функционирования системы внутреннего финансового контроля лежит ряд принципов, такие как:

  1. Принцип баланса — субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими средствами (организационными и техническими) для их надлежащего контроля.
  2. Принцип постоянства — система контроля действует на постоянной основе — выполняется непрерывный учёт, сбор и анализ данных.
  3. Принцип комплексности — все объекты внутреннего контроля в фирме должны быть охвачены различными формами контроля.
  4. Принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность за некачественное выполнение функций.
  5. Принцип распределения обязанностей — функции работников системы контроля распределены на сектора и центры ответственности.

Внутренний финансовый контроль связан не прерывно с налоговой системой компании – каждая фирма должна самостоятельно организовывать систему налогового учёта, закрепив её основные концепции в учётной политике компании.

Предварительная оценка системы налогообложения компании, включает:

− глубокий анализ элементов системы компании;

− проверка метода исчисления налогов;

− налоговая и правовая экспертиза системы хозяйственных отношений;

− определение факторов, влияющих на итоговые налоговые показатели. [3]

Выполнение таких процедур позволяет рассмотреть существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения нормам действующего законодательства.

Внутренний налоговый учёт позволяет административному блоку компании выстраивать грамотную политику использования финансовых ресурсов с помощью рационального внедрения коллективного анализа.

Данный анализ включает проверку правильного использованная всех видов ресурсов в компании, а также дает комплексную оценку действий и процессов внутри фирмы, поэтому система финансового контроля и проверка налоговой отчётности, в конечных периодах, тесно связаны и проводятся для улучшения финансовой стабильности компании и благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Таким образом проверка и подтверждение правильности исчисление и оплаты фирмой налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводится как по всем налогам, так и по отдельным её видам. При анализе проверяется налоговая отчётность, предоставленная по установленным формам (декларации, расчёты по налогам, справки и т. д.), а также правомерность использования льгот.

Исходя из проведенного анализа способов организации системы внутреннего финансового контроля на предприятии, можно сделать следующий вывод: способ создания системы внутри предприятия силами внутренних сотрудников и способ разделения функций между предприятием и сторонней фирмой подходят наиболее крупным или перспективным предприятиям, в стратегии которых лежат глобальные инвестиции и цели. Для малого и среднего бизнеса наиболее подходящий способ — это способ организации внутреннего финансового контроля компанией-аутсорсинг.

Проверка налогового учёта в компании неотъемлемая часть контроля, которая осуществляется человеком с профессиональными навыками учёта и анализа с целью минимизации издержек и проверкой правильности начисления налогов и своевременности их уплаты.

Литература:

  1. Г. Б. Полисюк, Г. И. Сухачева. Аудит: технология проверки. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Трикста, 2005. — 176 с.
  2. М. В. Мельник, В. В. Бердников. Анализ и контроль в коммерческой организации. — М.: Эксмо, 2011. — 560 с.
  3. Л. Г. Ходов. Налоги и налоговое регулирование экономики. Учебное пособие. — М.: ТЕИС, 2003. — 254 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, внутренний финансовый контроль, предприятие, налоговая отчетность, способ организации, финансовый контроль, налоговый контроль, налоговый учет, дорогостоящая компания, высшее руководство.


Ключевые слова

предприятие, контроль, налоговый контроль, риски, налоги, отчетность, внутренний финансовый контроль

Похожие статьи

Внутренний налоговый контроль как инструмент управления...

Ключевые слова: внутренний налоговый контроль, бухгалтерский учет, управление, предприятие, контроль.

Внутренний налоговый контроль — это контроль за процессами управления и финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Элементы системы внутреннего налогового контроля

Ключевые слова: внутренний налоговый контроль, задачи внутреннего налогового контроля, налоговый риск, финансово-хозяйственная деятельность, карта контроля первичных документов, государственное регулирование.

Внутренний налоговый контроль | Статья в журнале...

Таким образом внутренний налоговый контроль может быть частью системы внутреннего контроля, устанавливаемая руководством для обеспечения эффективного и надежного управления компанией.

Развитие внутреннего налогового контроля как элемента...

Ключевые слова: внутренний налоговый контроль, предприятие, COSO, элемент, система.

Внутренний налоговый контроль является составной частью системы внутреннего контроля организации.

Проблемы организации внутреннего контроля на предприятии

Проблемы организации внутреннего контроля на предприятии. Громова Светлана Валерьевна, студент. Керченский государственный морской технологический университет. В условиях современных рыночных отношений среди предприятий имеет место нарастающая...

Внутренний контроль хозяйственной деятельности: основные...

Организация внутреннего контроля.

Внутренний налоговый контроль. Внутренний контроль расчетов с дебиторами и кредиторами.

Налоговый контроль как элемент управления...

Внутренний налоговый контроль как инструмент управления деятельностью предприятия. Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования.

Процедуры отдела внутреннего контроля | Статья в журнале...

Процедуры отдела внутреннего контроля. Автор: Афенкина Екатерина Максимовна.

Основные термины (генерируются автоматически): процедура, бухгалтерский учет, внутренний контроль, информационная система

Элементы системы внутреннего налогового контроля.

Внутренний контроль в бюджетном учреждении

Проблеме организации внутреннего финансового контроля должно уделяться должное внимание в связи с тем, что обязанность по организации внутреннего контроля возникла для многих экономических субъектов уже на уровне законодательства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Внутренний налоговый контроль как инструмент управления...

Ключевые слова: внутренний налоговый контроль, бухгалтерский учет, управление, предприятие, контроль.

Внутренний налоговый контроль — это контроль за процессами управления и финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Элементы системы внутреннего налогового контроля

Ключевые слова: внутренний налоговый контроль, задачи внутреннего налогового контроля, налоговый риск, финансово-хозяйственная деятельность, карта контроля первичных документов, государственное регулирование.

Внутренний налоговый контроль | Статья в журнале...

Таким образом внутренний налоговый контроль может быть частью системы внутреннего контроля, устанавливаемая руководством для обеспечения эффективного и надежного управления компанией.

Развитие внутреннего налогового контроля как элемента...

Ключевые слова: внутренний налоговый контроль, предприятие, COSO, элемент, система.

Внутренний налоговый контроль является составной частью системы внутреннего контроля организации.

Проблемы организации внутреннего контроля на предприятии

Проблемы организации внутреннего контроля на предприятии. Громова Светлана Валерьевна, студент. Керченский государственный морской технологический университет. В условиях современных рыночных отношений среди предприятий имеет место нарастающая...

Внутренний контроль хозяйственной деятельности: основные...

Организация внутреннего контроля.

Внутренний налоговый контроль. Внутренний контроль расчетов с дебиторами и кредиторами.

Налоговый контроль как элемент управления...

Внутренний налоговый контроль как инструмент управления деятельностью предприятия. Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования.

Процедуры отдела внутреннего контроля | Статья в журнале...

Процедуры отдела внутреннего контроля. Автор: Афенкина Екатерина Максимовна.

Основные термины (генерируются автоматически): процедура, бухгалтерский учет, внутренний контроль, информационная система

Элементы системы внутреннего налогового контроля.

Внутренний контроль в бюджетном учреждении

Проблеме организации внутреннего финансового контроля должно уделяться должное внимание в связи с тем, что обязанность по организации внутреннего контроля возникла для многих экономических субъектов уже на уровне законодательства.

Задать вопрос