В статье описываются актуальные аспекты изменения к подходу бюджетирования, его трансформации от классической системы бюджетирования до продвинутого бюджетирования. Также рассмотрены варианты определений бюджета различными авторами, классическая и новая схема подхода к составлению бюджетов.
Ключевые слова: бюджет, бюджетирование, управленческий учет, продвинутое бюджетирование, advanced budgeting, beyond budgeting
Вопрос о процессе бюджетирования на предприятиях остается актуальным и на данный момент,а в эпоху экономического кризиса считается одним из важных аспектов деятельности специалистов экономических и бухгалтерских служб.
Сегодня экономические условия в стране и мире нестабильны и изменчивы, поэтому предприятия вынуждены применять все имеющиеся инструменты, чтобы быть конкурентоспособным на рынке. Традиционное бюджетирование в таких условиях сложно приспосабливается и требует трансформации. Есть зарубежные компании, которые работают без бюджета, например, Шведский банк Svenska Handelsbanken с филиалами по всей Северной Европе и Великобритании — один из самых успешных европейских банков. Такая концепция называется «Beyond Budgeting», что в переводе означает «за рамками бюджетов». Также существует концепция «Продвинутое бюджетирование» или advanced budgeting.
Сам термин «бюджет» происходит от французского слова «bougett», означающего «кожаная сумка», и первоначально употреблялся в Англии с 1870 г. как название документа, заключавшего в себе утвержденный парламентом план доходов и расходов государства.
Бюджет предприятия — это финансовый план, который составляется на определенный период (на год), и в котором показываются какие результаты должна достичь фирма за определенный период. Изучением вопроса о бюджетном управлении деятельности компании занимались И. Т. Балабанов, И. А. Бланк, М. А. Вахрушина, О. Н. Волкова, Е. С. Стоянова, А. В. Григорьев, В. В. Ковалев и т. д. Ниже приведены определения бюджета предприятия этими авторами. (Таблица 1)
По мнению А.В Григорьева, российские экономисты подчеркивают, что бюджет как инструмент управления предприятием позволяет не только управлять финансами, но и регулировать отношения внутри хозяйствующего субъекта и отношения с внешней средой.
Таблица 1
Определение бюджета предприятия вработах отечественных ученых [1, с.25]
|
Автор |
Определение бюджета |
1 |
Е. С. Стоянова |
Бюджет предприятия как количественное воплощение плана, характерезующее доходы и расходы на определенный период и капитал небходимы привлечь для достижения заданных планом целей |
2 |
И. А. Бланк |
Бюджет предприятия как оперативный финансовый план, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающие расходы и поступления средств по отдельным направлениям хозяйственной деятельности |
3 |
В.В Ковалев |
Бюджет- это детализированный план деятельности предприятия на ближайший период, который охватывает доход от продаж, производственный и финансовые расходы, движение денежных средств, формирование прибыли предприятия. |
4 |
А. М. Корнинский и Н. Г. Данилочкин |
Бюджет как выраженный результат оперативного планирования, требующий от высшего руководства конкретных действий в области управления предприятием |
5 |
А. В. Григорьев |
Бюджет — организованный план в денежном выражении, служащий для достижения стратегических целей компании |
Также тщательно изучаются вопросы бюджетирования и в зарубежных странах, такими авторами как Р. Фрейзер, Чт. Хорнгрен, Дж. Хоуп, Дж. Шим, Р. Энтони. Сравнительный анализ подходов к определению рассмотрим в таблице 2.
Таблица 2
Определение бюджета вработах зарубежных экспертов [1, с.26]
|
Автор |
Определение бюджета |
1 |
Р. Эстони |
Бюджет представляет собой план выраженный в количественных показателях, охватывающий заданный период времени, как правило год |
2 |
Дж. К. Шим |
Бюджет как количественный план деятельности предприятия и выполнения программ, представляющий собой связанный набор финансовых показателей и (или) натуральных показателей деятельности компании |
3 |
Б. Нидлз, С.Миллс, Г. Андерсон |
Бюджет как план действии, который прогнозирует будущие экономические операции, хозяйственную деятельность и результаты в финансовых и нефинансовых показателях |
Процесс составления бюджетов и контроля за их исполнением называется бюджетированием.
Основные преимущества бюджетирования выделяют следующие [5, с.47]:
1) Наличие четких плановых показателей (понятна перспектива получения максимального финансового результата)
2) Бюджетирование позволяет координировать работу в компании в целом (постановка определенных целей и контроль их выполнения направляют работу компании на один результат, что в некоторой степени облегчает управление);
3) Имеет возможность внесения корректировок в бюджеты посредством анализа их выполнения;
4) Позволяет учиться на опыте составления прошлых бюджетов;
5) Позволяет открыть новые возможности использования ресурсов;
6) Способствует развитию процессов взаимосвязей;
7) Носит объяснительный характер для сотрудников низших звеньев об их месте и роли на предприятии;
8) Является инструментом сравнения желаемых и фактических результатов.
Однако преимущества получаемые от использования традиционного бюджетирования перекрывают его недостатки только в условиях относительной стабильности и предсказуемости внешней среды [7, с.70].
Основные недостатки традиционного бюджетирования это:
‒ высокая стоимость процесса бюджетирования;
‒ малопригодность результатов бюджетирования в процессе деятельности организации;
‒ «манипулирование» цифрами отчетности.
Как выделяют исследователи [10], [2], [9], [4], основные недостатки традиционного бюджетирования в том, что, по некоторым оценкам до 50 % своего времени корпоративные финансисты тратят на планирование и бюджетирование. В то же время, бюджеты быстро теряют свою значимость и отстают от реальности, которая ставит под сомнение само их существование.
В настоящее время прослеживаются серьезные тенденции, цель которых устранить проблемы, возникающие при традиционном подходе к бюджетированию и стратегическому планированию. Они стали известны под названиями «Продвинутое бюджетирование» (Advanced Budgeting) и планирование «За рамками бюджетов» (Beyond Budgeting) вместе с выходом одноименных книг зарубежных авторов.
Концепция «За рамками бюджетов» зародилась в 1998 г. как результат научно-практических исследований международной рабочей группы по прогрессивным технологиям, направленных на разработку новой модели менеджмента для перехода от промышленной эры к информационной. Причина возникновения нового способа управления предприятием — конкуренция, а именно: «рынок продавца», на котором существовали предприятия, превратился в «рынок покупателя», и предприятия вынуждены изыскивать конкурентные преимущества везде, где только возможно [6, с. 8].
Выделим основные особенности финансового планирования при управлении «За рамками бюджетов»:
‒ отсутствие фиксированных финансовых целей;
‒ отказ от централизованного директивного планирования деятельности;
‒ планирование операционных бюджетов происходит по нормативам в соответствии с целями на основе ключевых показателей эффективности;
‒ в оценке используются не только финансовые показатели. Приветствуется достижение не абсолютных показателей, а относительных, в полной мере отражающих эффективность работы предприятия.
Примерами компаний, которые внедрили модель «За рамками бюджетов» — такие крупнейшие европейские компании, как Ericsson, Ikea, Scania, банковский холдинг Svenska Handelsbanken (560 филиалов), Volvo и т. д.
Также существуют переходные варианты, такие как постепенное развитие, более эволюционное, через этапы «Лучшее бюджетирование» или «Продвинутое бюджетирование» [8, с.78].
Цели «Продвинутого бюджетирования» — более эффективный процесс контроллинга, ускорение процесса бюджетирования и операционного планирования и переход на скользящее планирование от ежегодного бюджета. Продвинутое бюджетирование приведет к значительному росту адаптивности компании на рынке и более эффективному взаимодействию внутренних структур.
Сторонники концепции «Улучшенное бюджетирование» [3, c.32] в принципе не подвергают сомнению сам инструмент традиционного бюджетирования. Основные цели, преследуемые в рамках этого подхода, состоят в повышении эффективности, сжатии и упрощении планирования и бюджетирования. Эта эволюционная концепция отличается постоянно вносимыми дополнительными изменениями, которые осуществляются малыми шагами.
Рис. 1. Классическая и продвинутая схема создания бюджета на коммерческом предприятии
На рисунке 1 вверху, мы видим вариант создания бюджета по классической схеме, внизу временного интервала — продвинутую схему, где бюджетирование осуществляется непрерывно, а не 1 раз в год. Показатели, которые необходимо достигнуть, пересматриваются не реже чем 1 раз в квартал, вместе с корректировкой ресурсов и направлением действий.
Итак, мы наблюдаем изменения в подходах к созданию бюджетов — от изменения к улучшению бюджетов до полного отказа их составления. Отметим, что применение новейших подходов бюджетирования также будет существенно влиять на учетную систему организации, и в частности на систему управленческого учета.
Литература:
- Григорьев, А. В. Бюджетирование в коммерческой организации: учеб. пособие / А. В. Григорьев, С. Л. Улина, И. Г. Кузьмина. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. -136
- Ельсукова Т. В. Бюджетирование на основе метода управленческого учета ТА (Throughput accounting) /Вестник Казанского государственного аграрного университета. -2013. Т. 8. № 1 (27). -С. 34–39.
- Ельсукова Т. В. Методы управленческого учета АВС и ТА: перспективы совместного применения/ Новый университет. Серия: Экономика и право. -2012. -№ 7–8. -С. 30–34.
- Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2005. 512 с
- Кораблева А. А., Б. Г. Хаиров, Хасанов Р. Х. Финансовое планирование и бюджетирование: учебное пособие / А. А. Кораблева, Б. Г. Хаиров, Р. Х. Хасанов. — Омск: ИП Архипов М. И., 2016. — 96 с.
- Развитие моделей планирования предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekportal.ru/page-id-2001.html, свободный
- Рябыкин М. А., Оловянишников А. Г.. Совершенствование управления современным промышленным предприятием на основе концепции «за рамками бюджетов» [электронный ресурс]/ М. А. Рябыкин, А. Г. Оловянишников //Вестник Томского Государственного университета.-2012. -№ 2(18).-с.69–76.
- Соколов А. Ю. Учет целевых нормативных затрат / А. Ю. Соколов // «Бухгалтерский учет». — 2007. — № 4, С. 76–79.
- Соколов А. Ю. Современные подходы к организации системы управленческого учета / А. Ю. Соколов // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2006. — № 8, С. 288–294.
- Хоуп Дж., Фрейзер Р. Бюджетирование, каким мы его не знаем: Управление за рамками бюджетов. М.: Вершина, 2005.-256 с.