Особенности организации и проведения параспартакиад | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 1088 раз

Библиографическое описание:

Кожевникова, В. М. Особенности организации и проведения параспартакиад / В. М. Кожевникова, А. Г. Катанаев, В. П. Кожевников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 635-639. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41438/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассмотрены вопросы организации и проведения параспартакиады среди студентов, имеющих ограниченные возможности по здоровью.

Ключевые слова: параспартакиада, адаптивная физическая культура,опорно-двигательный аппарат, сценарий, положение,эстафеты

В государственной политике суверенного Казахстана по направлению развития физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) безусловный приоритет отдается физкультурно-оздоровительной направленности, решению задач социальной адаптации и интеграции данной категории лиц в общество [1].

Задача максимальной реализации потенциала физкультурной деятельности в целях реабилитации и социальной интеграции лиц с ОВЗ может быть решена путем поиска таких методов, средств и форм занятий адаптивной физической культурой и спортом, которые бы наиболее соответствовали физическому и социально-психологическому состоянию данной категории лиц [2]. Одним из распространенных видов такой деятельности являются массовые физкультурные праздники, которые проводятся общественными организациями для лиц с инвалидностью [3]. В соответствии с обозначенной проблемой были определены цель и задачи исследования.

Цель исследования: формирование интереса лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям адаптивной физической культурой с помощью проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий.

Задачи исследования:

  1. Разработать и теоретически обосновать технологию проведения физкультурных праздников для лиц с инвалидностью.
  2. Определить отношение лиц с инвалидностью к проведению и участию в физкультурных мероприятиях.

Реализация проекта осуществлялась при поддержке Управления образования и науки и партии «Нур Отан».

21 апреля 2016 года на базе Центральноазитского технико-экономического колледжа состоялась параспартакиада среди 63 учащихся из 10 колледжей города Алматы.

На спартакиаду были приглашены команды, состоящие из студентов имеющих ограниченные возможности здоровья с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), по слуху, по общим заболеваниям (ОЗ).

Учитывая ограниченные возможности здоровья, у спортсменов-инвалидов, при разработке положения о соревнованиях были учтены следующие организационно-методические особенности [4]:

– торжественное открытие и закрытие мероприятия;

– проведение общей разминки для всех участников;

– участие в эстафетах «смешанных» команд, состоящих из инвалидов различных нозологических групп;

– оценка достижений с награждением победителей и поощрительными призами проводится для всех участников без исключения;

– привлечение внимания органов государственной власти, общественности, средств массовой информации, а также эстетическое сопровождение праздника с помощью арт-групп поддержки (танцевальные, песенные.) и зрителей-болельщиков.

В ходе праздника непосредственное участие в качестве волонтеров принимали студенты вуза. Они помогали инвалидам в передвижении, в размещении на спортивной арене; сопровождали их во время участия в различных конкурсах и состязаниях. Студенты вошли в состав «смешанных» команд и обеспечивали судейство соревнований.

Положение

о проведении Параспартакиады среди учащихся колледжей, посвященной 1000 летию города Алматы

  1. Цели и задачи

– Пропаганда адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, идеалов паралимпийского движения;

– Вовлечение студентов с ограниченными способностями по здоровью в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу;

– Выполнение Послания 2050 Президента Республики Казахстан.

  1. Время и место проведения

Спартакиада проводится 21 апреля 2016 года с 1000 на спортивной базе колледжа.

  1. Руководство проведением соревнований

Руководство проведением соревнований осуществляет Организационный комитет. Непосредственное проведение соревнований возлагается на судейскую коллегию, утвержденную Организационным комитетом.

  1. Участники соревнований

В спартакиаде участвуют команды, состоящие из студентов имеющих ограниченные способности по здоровью. Участники соревнований должны иметь спортивную форму.

  1. Программа

Спартакиада проводится по следующим видам:

Настольный теннис соревнования лично-командные. Проходят по Олимпийской системе. Финал по круговой

Дартс — соревнования лично-командные. Участники выполняют упражнение «Набор очков».

Для метания используются спортивные дротики. Метание дротиков выполняется в мишень по секторам от 1 до 20, с удвоением и утроением в случае попадания в соответствующие кольца. Центр мишени- 50 очков, кольцо вокруг него — 25. Высота мишени 173 см от центра до пола, расстояние броска -237 см. Каждый участник выполняет пробную серию из 3-х бросков, которая в зачет не идет. Затем выполняются 3 зачетных серий по 5 бросков.Результат участника определяется общим количеством очков, набранных во всех 3 сериях. В случае равенства очков в личном первенстве, преимущество получает игрок, показавший лучший максимальный результат в одной из серий.

Армрестлинг. Весовые категории до 55 кг., 65 кг., 75 кг., 80 кг., выше 80 кг.

Шахматы — соревнования лично-командные. Проходят по олимпийской системе. Финал по круговой.

Шашки — соревнования лично-командные. Проходят по олимпийской системе. Финал по круговой.

Подъём туловища из положения «лежа на спине» за 30 секунд.

Исходное положение: лёжа на спине, руки за головой, пальцы в замок, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество повторений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд.

Удар по воротам. Соревнования проводятся на поле для мини футбола. Каждый участник футбольным мячом выполняет 3 удара по воротам с расстояния 11-ти метров, которые в зачет не идут. Затем выполняются 5 зачетных ударов по воротам.

Результат участника определяется общим количеством очков, набранных в 5- ти зачетных ударах. В случае равенства очков в личном первенстве каждый участник получает по 5 дополнительных удара.

Кумис Алу соревнования командные. Состав команды не менее 3х человек. На определенном расстоянии друг от друга бросают предметы. Участники игры выстраиваются друг за другом в порядке очереди. Вскачь, не останавливаясь, они должны подобрать наибольшее количество предметов с земли. Побеждает тот, у кого окажется большее количество предметов.

  1. Подведение итогов

Соревнования лично-командные. Победители и призеры в личном первенстве определяются по лучшим результатам, показанным в каждом виде программы соревнований среди юношей и девушек. В случае равенства результатов у двух и более участников им присуждается одинаковое (более высокое) место. Места последующих участников сдвигаются на число спортсменов, имеющих одинаковые результаты.

Личное место в сумме многоборья определяется по наименьшей сумме мест, занятых участником во всех видах личного первенства среди юношей и девушек. В случае равенства суммы мест у двух и более участников, преимущество отдаётся участнику, имеющему большее число 1 мест в индивидуальных видах программы, при равенстве этого показателя учитываются 2 места и т. д.

Места в командном первенстве определяются по наименьшей сумме мест, занятых участниками команды в каждом виде многоборья.

  1. Награждение

Победители награждаются грамотами соответствующих степеней и ценными призами.

  1. Заявки на участие

Сценарий спортивного праздника или соревнований различного уровня — важный организационный документ во всей подготовке и проведении этого мероприятия. Он определяет содержание, характер и последовательность действий в процессе практического осуществления праздника, соревнований. Сценарий состоит из трех частей:

  1. Церемониал открытиянаиболее важная часть соревнований, раскрывающая цель и значимость проводимого мероприятия. Здесь определяется порядок построения и выхода на спортивную площадку, художественное оформление колонн участников, других участников парада, музыкального сопровождения, дикторского текста и т. д. С дикторского текста следует начинать (объявление о минутной готовности) и заканчивать спортивные мероприятия. Текстом предусматривается разъяснение зрителям, чему посвящены соревнования, кто в них участвует. Торжественная часть открытия включает церемонию выступлений и приветствий руководителей и почетных гостей, подъём государственного флага, исполнение гимна. После открытия соревнований — показательные выступления спортсменов, артистов, участников художественной самодеятельности.
  2. Порядок процедур в ходе соревнований — раскрывает кратко описание содержания соревнований, выхода судейских бригад, информация об участниках.
  3. Церемониал закрытияторжественное, яркое, запоминающее действие. Он должен содержать указания о порядке парада закрытия, церемониал награждения команд-победительниц, спуск государственного флага, исполнения гимна и уход со спортивнойплощадки.[5]

Сценарий торжественного открытия

Параспартакиады среди учащихся колледжей, посвященной 1000 летию города Алматы среди студентов колледжей г.Алматы

«21» апрель 2016 г.

Место проведения: спортивный зал колледжа ЦАТЭК

Время

Порядок действия

1000

Играет музыка.

1005

Начало построения команд.

1010

Звучат фанфары. Играет спортивный марш. Командующий парадом выводит участников соревнований на построение перед почетными гостями.

1010

Представление команд колледжей

1020

Командующий парадом докладывает о готовности участников к торжественному открытию соревнований. Гимн РК

1025

Ведущий представляет официальных лиц, присутствующих на церемонии открытия мероприятия (наименование).

1035

Выход ПараОлимпийцев. Чествование спортсменов.

1045

Ведущий предоставляет слово официальным лицам.

«Слово для приветствия и т. д. предоставляется

1.Представителю Управления образования__________________

2.Представителю акимата________________________________

3.Директору колледжа ЦАТЭК.

4.Мастеру спорта РК призеру ПараОлимпийских игр в Малазии__

1100

Муз.номер жестовая песня (м/у словами приветствия)

1105

Муз.номер танцевальный

1010

Главный судья (или по решению оргкомитета другое лицо) объявляет: “Соревнования (название соревнований или спортивного мероприятия) объявляются открытыми».

Далее по необходимости представить судей:

1.

2.

3.

Главный судья объявляет порядок проведения и программу соревнований.

1020

Командующий парадом уводит парад. Звучит марш.

С О Р Е В Н О В А Н И Я

1200

Музыкальный номер

1210

Подведение итогов соревнования (подсчет судейской коллегии)

Вручение грамот, наград

1300

Музыкальные номер

1400

Закрытие: песня «Астана)

Награждение проходило по 8 номинациям с получением медалей, грамот от Управления образования и призов.

Все участники соревнований не получившие призовые места получили благодарственные письма от партии «Нур Отан».

Для изучения отношения лиц с ОВЗ к проведению и участию в социально-интегрированных физкультурных мероприятиях были проведены анкетные опросы, собеседования с участниками и сопровождающими их лицами, использовано педагогическое наблюдение.

При проведении анкетного опроса «Отношение лиц с инвалидностью к адаптивной физической культуре: возможности, способности и потребности» были получены данные, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные анкетного опроса лиц сограниченными возможностями здоровья (n=63)

Содержание вопроса

Ответы на вопросы

1. С чем связаны затруднения, которые пришлось преодолевать для участия в празднике?

С транспортом (трудно добрать ся до места) — 19 чел. (30,1 %)

Физические проблемы (передвижение, двигательная нагрузка) — 12 чел. (19,0 %)

Социально-психологические (боязнь общения, стеснение, ощущение неудобства) — 17 чел. (26,9 %)

Не встретили затруднений — 15 чел. (23,8 %)

2. Назовите причины, по которым, Вы, приняли участие в физкультурном празднике

Желание пообщаться с товарищами — 20 чел. (31,7 %)

Активно провести время — 18 чел. (28,6 %)

Получить новые эмоции — 10 чел. (15,9 %)

Попробовать свои силы в спортивных состязаниях — 12 чел. (19,0 %)

3. С какой периодичностью следует проводить подобные мероприятия?

1 раз в год — 3 чел. (5 %)

1 раз в полугодие — 33 чел. (52,2 %)

1 раз в три месяца — 16 чел. (25,4 %)

1 раз в месяц — 11 чел. (17,5 %)

4. Ваше отношение к систематическим занятиям спортом и регулярному участию в соревнованиях среди лиц с инвалидностью

Положительное (Да, интересно) — 53 чел. (87,8 %)

Сомневаются (Скорее да, чем нет) -10 чел. 15,9 %)

Отрицательное (Нет) — 0 чел. (0 %)

Затрудняются ответить — 0 чел. (0 %)

По результатам анкетного опроса, педагогического наблюдения и собеседования с лицами, имеющими ОВЗ, можно утверждать:

  1. Большинство участников физкультурного праздника отметило три основные причины затруднений участия в празднике — 49,1 % человек указали на существенные дорожные, транспортные барьеры и физические трудности; 26,9 % — на социальные и психологические трудности (боязнь общения, стеснение, ощущение неудобства).
  2. Среди мотивов участия в подобных мероприятиях респонденты назвали, практически в равных количествах — общение 31,6 % и активное проведение досуга — 28,6 %. Хотели бы испытать себя в спортивных состязаниях и получить новые эмоции 15,9 % человек. Это обстоятельство позволяет предположить, что для лиц с инвалидностью возможность преодоления замкнутого пространства, одиночества, расширения социальных контактов имеют большое значение.
  3. На вопрос о возможной периодичности проведения данных мероприятий — 52,2 %. участников отметили, что достаточно проводить такие мероприятия от 2 раз в год.
  4. Параспартакиада колледжей города Алматы среди студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), по слуху, по общим заболеваниям (ОЗ) — способствовала пропаганде адаптивной физической культуре и спорту, повышению спортивного мастерства и морально-волевых качеств у спортсменов-инвалидов (87,8 %).
  5. В положении о проведении Параспартакиад необходимо учитывать ограниченные возможности здоровья студентов, выступающих в соревнованиях:

а) подбор и последовательность прохождения видов соревнований;

б) места проведения видов;

в) физическую подготовленность участников.

  1. Участие в соревнованиях студентов-инвалидов является персональным достижением каждого участника и должны быть отмечены благодарственными письмами или памятными знаками.

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 228-V «О физической культуре и спорте» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.01.2016 г.)
  2. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов. //Матер. Российск. национ. конгр. «Человек и его здоровье». — СПб. 1998.-с. 99.
  3. Башкирова М. М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. // Спорт для всех. 1999. № 1–2.
  4. Изучение отношения лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп к занятиям адаптивной физической культурой: (на примере физкультурных праздников) / Е. Н. Фомичева, М. В. Курникова, В. А. Оринчук.// Адаптивная физическая культура. — 2014. — № 1 (57). — С. 35–37.
  5. Курникова М. В. Сценарий физкультурно-спортивного праздника для лиц с ограниченными возможностями различных нозологических групп / М. В. Курникова, Е. Н. Фомичева, В. А. Оринчук // Научно-методический журнал РАО РГУФК, спорта и туризма. «Физическая культура: воспитание, образование, спортивная тренировка». Научно-издательский центр «Теория и практика ФК и С», -М:, 2013. -№ 1, с. 60–63
Основные термины (генерируются автоматически): адаптивная физическая культура, ограниченная возможность здоровья, соревнование, участник, личное первенство, участник соревнований, лицо, олимпийская система, опорно-двигательный аппарат, Главный судья.


Похожие статьи

Психодиагностика как условие спортивно-организованного физического воспитания студентов

В статье рассматривается использование психодиагностики в спортивно-организованном физическом воспитании студентов.

Значение общеразвивающих упражнений для грамотного развития мышц тела

В статье исследуется важный аспект физической активности и тренировок с целью мышечного развития, предоставляет обзор существующих концепций и теорий, объясняется влияние объема тренировок, интенсивности, выбора упражнений и периодизации на мускулату...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста

В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Профилактика заболеваний и предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов

В представленной работе проведен анализ профилактики заболеваний и предупреждения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов. Исследованы вопросы методики в данной области. Проведен анализ ключевых моментов ЛФК.

Урок физической культуры как пространство формирования благоприятных отношений подростков

В данной статье описываются особенности урока физической культуры. Раскрываются специфические воспитательные возможности физической культуры как учебного предмета.

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Диспраксия у детей с ОВЗ

Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.

Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями

В статье ставится задача рассмотреть понятие адаптивной физической культуры, а также раскрыть ее влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Влияние регулярных занятий спортом на физическую подготовку студентов после пандемии

В статье рассмотрено и проанализировано влияние регулярных занятий спортом на физическую подготовку студентов после пандемии.

Похожие статьи

Психодиагностика как условие спортивно-организованного физического воспитания студентов

В статье рассматривается использование психодиагностики в спортивно-организованном физическом воспитании студентов.

Значение общеразвивающих упражнений для грамотного развития мышц тела

В статье исследуется важный аспект физической активности и тренировок с целью мышечного развития, предоставляет обзор существующих концепций и теорий, объясняется влияние объема тренировок, интенсивности, выбора упражнений и периодизации на мускулату...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста

В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Профилактика заболеваний и предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов

В представленной работе проведен анализ профилактики заболеваний и предупреждения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов. Исследованы вопросы методики в данной области. Проведен анализ ключевых моментов ЛФК.

Урок физической культуры как пространство формирования благоприятных отношений подростков

В данной статье описываются особенности урока физической культуры. Раскрываются специфические воспитательные возможности физической культуры как учебного предмета.

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Диспраксия у детей с ОВЗ

Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.

Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями

В статье ставится задача рассмотреть понятие адаптивной физической культуры, а также раскрыть ее влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Влияние регулярных занятий спортом на физическую подготовку студентов после пандемии

В статье рассмотрено и проанализировано влияние регулярных занятий спортом на физическую подготовку студентов после пандемии.

Задать вопрос