Особенности организации адаптивного спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 06.06.2021

Статья просмотрена: 5745 раз

Библиографическое описание:

Данилова, М. И. Особенности организации адаптивного спорта / М. И. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 361-363. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82020/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье проводится анализ действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию деятельности по развитию адаптивного спорта.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, правила видов спорта, спортивные звания и спортивные разряды, спортивные судьи, спортивные соревнования

В соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ от 04.07.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом [1].

Среди спортсменов-инвалидов организуют и проводят физкультурные и спортивные мероприятия. Для систематических занятий спортом и физической культурой для инвалидов создают спортивно-адаптивные школы и детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.

В Российской Федерации в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта выделяют следующие адаптивные виды спорта, развитие которых осуществляется на общероссийском уровне:

— спорт глухих;

— спорт лиц с интеллектуальными нарушениями;

— спорт лиц с поражением ОДА;

— спорт слепых;

— футбол лиц с заболеванием ЦП.

Крупные спортивные соревнования по адаптивным видам спорта проводятся в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Министерства спорта Российской Федерации. Календарь предусматривает проведение среди спортсменов-инвалидов следующих официальных спортивных мероприятий:

— Паралимпийские Игры;

— Сурдлимпийские Игры;

— Специальная Олимпиада;

— чемпионаты, Кубки и первенства мира;

— чемпионаты и первенства Европы;

— чемпионаты, Кубки и первенства России;

— всероссийские соревнования.

На региональном и местном уровнях также проводятся чемпионаты, Кубки и первенства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, различные состязания.

В рамках Паралимпийского движения развиваются дисциплины спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, спорта лиц с поражением ОДА, спорта слепых и футбол лиц с заболеванием ЦП. Отдельно не входят в спорт лиц с поражением ОДА и осуществляют свою работу под эгидой соответствующих общероссийских спортивных федераций армрестлинг и тхэквондо среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Под эгидой Сурдлимпийского комитета России ведется подготовка спортсменов с нарушением слуха. Отдельные инвалиды с тяжелыми интеллектуальными нарушениями участвуют в соревнованиях по линии Специальной Олимпиады, которые не предусматривают классического и общепринятого выявления победителей и призеров.

При проведении спортивных соревнований используются правила видов спорта. Однако данные правила представляют собой набор информации из соответствующих здоровых видов спорта, поэтому не имеют четкой структуры и по группе спортивных дисциплин различны.

Правила вида спорта «спорт глухих» были утверждены еще приказом Минспорттуризма России от 11 февраля 2011 г. № 83. В них абсолютно не предусмотрены критерии возрастных групп по различным дисциплинам, не определены конкретные требования и особенности проведения соревнований с учетом особенностей спортсменов-инвалидов.

На основании выступлений на спортивных соревнованиях, в соответствии с требованиями Положения о Единой всероссийской спортивной классификации, спортсменам могут присваиваться спортивные звания и спортивные разряды, утвержденные в Российской Федерации. К сожалению, нормы, требования и условия их выполнения по адаптивным видам спорта содержат много нелогичных нюансов и противоречий.

Во-первых, согласно требованиям по всем видам спорта предусмотрено выполнение спортивных званий и спортивных разрядов на межрегиональных соревнованиях. Однако Единым календарным планом Минспорта России проведение данных спортивных мероприятий не предусмотрено.

Во-вторых, не все спортивные дисциплины предусматривают наличие возможностей присвоения всех возможных спортивных разрядов начиная с «третьего юношеского спортивного разряда» и заканчивая «кандидатом в мастера спорта». Иногда доступно выполнение норм и требований, соответствующих только более высоким спортивным разрядам. Например, в спорт глухих в дисциплинах легкой атлетике, лыжных гонок и пулевой стрельбы минимальный возможный разряд «первый юношеский спортивный разряд».

В-третьих, в некоторых дисциплинах дополнительно вводятся требования по обязательному количеству участников, которое труднодостижимо при проведении спортивных соревнований и значительно превышает требования Положения о Единой всероссийской спортивной классификации (спорт лиц с поражением ОДА — настольный теннис).

В-четвертых, в связи с небольшим количеством спортсменов-инвалидов, абсолютно не предусмотрены облегченные условия для юных спортсменов. Требования не имеют большого количества допустимых весов снарядов, укороченной длины дистанций. Так, например, в лыжных гонках среди лиц с нарушением слуха, предусмотрено выполнение спортивных разрядов на дистанциях 5, 10 и 15 км. Фактически же на Всероссийский Спартакиадах и Первенствах России проводятся соревнования на дистанции 3 км.

В-пятых, на региональном уровне проведение соревнований и присвоение разрядов усложняется малым количеством спортсменов-участников. В рамках одной дисциплины в субъекте может быть только один спортсмен-инвалид.

Одним из требований для получения спортивных званий и спортивных разрядов является наличие необходимого количества спортивных судей определенного уровня подготовки.

В соответствии с Положением о спортивных судьях спортивный судья осуществляет судейство официальных спортивных соревнований или физкультурных мероприятий по видам спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, правила вида спорта которых, в части спортивных дисциплин, не имеют отличий от вида спорта, в котором спортивному судье присвоена квалификационная категория спортивного судьи. Таким образом, при создании отдельных видов спорта для инвалидов и объединении дисциплин, которые являются видами спорта для здоровых спортсменов, судейство соревнований оставляют право осуществлять спортивным судьям по олимпийским и неолимпийским видам спорта. Несмотря на то, что разработаны квалификационные требования к спортивным судьям по адаптивным видам спорта, категории практически не присваиваются, так как нет необходимости. В связи с этим, в рамках одного вида спорта в зависимости от группы дисциплин, работают совершенно разные люди. Отсутствует команда профессионалов, которые желают развивать весь вид спорта, а не только отдельные его части.

Для подготовки данных специалистов отсутствуют и наставники-судьи более высоких категорий. Какой-либо системы перезачета действующих квалификационных категорий спортивного судьи с одного вида спорта не предусмотрено.

Дополнительно при проведении соревнований по спорту лиц с поражением ОДА и спорту слепых предусмотрены специальные системы разделения спортсменов на классы в зависимости от их функциональных возможностей. Данные критерии носят методический характер, утверждены только внутренними локальными актами общероссийских спортивных федераций на основании применяемых в мире разделений. Процедура классификации производится бригадами классификаторов и, несмотря ни на что, остается субъективной. Спортсмены неоднократно применяют попытки обмануть специалистов, чтобы иметь больше преимуществ перед соперниками.

По результатам выступления на всероссийских соревнованиях формируются списки кандидатов в спортивные сборные команды Российский Федерации, составляются делегации, которые представляют страну на международном уровне.

Спортивная подготовка спортсменов-инвалидов осуществляется в рамках спортивно-адаптивных школ на основании программ спортивной подготовки, разработанных в соответствии с Федеральными стандартами спортивной подготовки по адаптивным видам спорта.

Все стандарты по адаптивным видам спорта были утверждены в 2014 году, в 2015 году были внесены изменения в Федеральный стандарт спортивной подготовки по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями.

Требования стандартов не предусматривают ряда спортивных дисциплин, которые развиваются в адаптивных видах спорта, нет четкой единой системы. Нагрузка для каждой дисциплины различна, отличаются и минимальные требования к общей и специальной физической подготовке.

Федеральные стандарты спортивной подготовки по спорту лиц с поражением ОДА и спорту слепых предусматривают разделение спортсменов на три функциональных класса. По каким критериям и параметрам, кем именно и как происходит данное разделение не ясно. Спортивная классификация для участия в соревнованиях насчитывает десятки классов и не предусматривает объединения в данные три функциональных класса. При этом спортивный класс для участия в той или иной дисциплине спортсмен получает только в рамках участия в соревнованиях, а при зачислении не ясно в какую группу его отнести и какие именно вступительные испытания принимать.

Федеральный стандарт спортивной подготовки по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями предлагает одни из самых тяжелых требований к специальной физической подготовке спортсменов. Для перевода на тренировочный этап (этап спортивной специализации) спортсмену-инвалиду необходимо наличие третьего спортивного разряда. Такие условия не содержат даже олимпийские виды спорта.

Таким образом, видно, что, несмотря на приоритетность в развитии адаптивных видов спорта, все равно организация данного направления слаба и требует изменений, в том числе и нормативно-правовой базы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
  2. Всероссийский реестр видов спорта.
  3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
  4. Квалификационные требования к спортивным судьям.
  5. Нормы, требования и условия их выполнения.
  6. Положение о единой спортивной классификации.
  7. Положение о спортивных судьях.
  8. Правила видов спорта.
  9. Федеральные стандарты спортивной подготовки по адаптивным видам спорта.
  10. https://deaflymp.ru/
  11. https://minsport.gov.ru/
  12. https://paralymp.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): спорт лиц, адаптивный вид спорта, вид спорта, Российская Федерация, спортивная подготовка, соревнование, спорт слепых, спортивный судья, адаптивный спорт, ограниченная возможность здоровья.


Ключевые слова

адаптивный спорт, спортивные соревнования, адаптивная физическая культура, правила видов спорта, спортивные звания и спортивные разряды, спортивные судьи

Похожие статьи

Организационно-правовое обеспечение спортивной подготовки

В статье проводится обзор нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию спортивной подготовки в Российской Федерации.

Правовые основы физической культуры и спорта в современной России

Целью данной работы является ознакомление с историей и основными правовыми актами Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, регламентирующие правовые аспекты государственной политики физического воспитания.

Особенности занятий художественной гимнастикой

В статье рассмотрено понятие художественной гимнастики, ее значение на международном уровне и в Олимпийском виде спорта. Так же описаны требования к спортсменам и особенности физической подготовки, характер исполнения упражнений, качества, которыми д...

Правовая основа физической культуры и спорта в образовательных учреждениях современной России

В данной статье рассматривается основная концепция развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях в современной России с точки зрения нормативно-правовой базы государства.

Анализ основных проблем развития массового спорта в России

В данной статье рассматривается понятие массовый спорт, на основе статистических данных и нормативно-правовых актов определяются современное состояние сферы физической культуры и спорта и пути ее совершенствования. Также, на основе изучения других на...

Основные проблемы развития физкультуры и спорта на территории Свердловской области

В статье проанализировано состояние развития спорта в Свердловской области на современном этапе, определены основные проблемы и направления совершенствования. Автором делается вывод о том, что действующая система физического воспитания в учреждениях ...

История возникновения, становления и развития стрельбы из лука в России

В статье рассматривается развитие, становление лучного спорта в России, развитие и модернизация производства снаряжения, возрождение школы стрельбы из лука в настоящее время, рассматриваются психологические основы для формирования характера спортсмен...

Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассмотрены подходы к определению понятия спорта и физической культуры, а также некоторые аспекты влияния физической подготовки на работоспособность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Анализ проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре и спорту

Данная статья посвящена анализу проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре.

Законодательная и нормативно-правовая основа физической культуры и спорта в Республике Казахстан

В данной статье рассмотрены вопросы правовой обеспеченности физической культуры и спорта в суверенной республике Казахстан.

Похожие статьи

Организационно-правовое обеспечение спортивной подготовки

В статье проводится обзор нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию спортивной подготовки в Российской Федерации.

Правовые основы физической культуры и спорта в современной России

Целью данной работы является ознакомление с историей и основными правовыми актами Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, регламентирующие правовые аспекты государственной политики физического воспитания.

Особенности занятий художественной гимнастикой

В статье рассмотрено понятие художественной гимнастики, ее значение на международном уровне и в Олимпийском виде спорта. Так же описаны требования к спортсменам и особенности физической подготовки, характер исполнения упражнений, качества, которыми д...

Правовая основа физической культуры и спорта в образовательных учреждениях современной России

В данной статье рассматривается основная концепция развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях в современной России с точки зрения нормативно-правовой базы государства.

Анализ основных проблем развития массового спорта в России

В данной статье рассматривается понятие массовый спорт, на основе статистических данных и нормативно-правовых актов определяются современное состояние сферы физической культуры и спорта и пути ее совершенствования. Также, на основе изучения других на...

Основные проблемы развития физкультуры и спорта на территории Свердловской области

В статье проанализировано состояние развития спорта в Свердловской области на современном этапе, определены основные проблемы и направления совершенствования. Автором делается вывод о том, что действующая система физического воспитания в учреждениях ...

История возникновения, становления и развития стрельбы из лука в России

В статье рассматривается развитие, становление лучного спорта в России, развитие и модернизация производства снаряжения, возрождение школы стрельбы из лука в настоящее время, рассматриваются психологические основы для формирования характера спортсмен...

Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассмотрены подходы к определению понятия спорта и физической культуры, а также некоторые аспекты влияния физической подготовки на работоспособность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Анализ проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре и спорту

Данная статья посвящена анализу проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре.

Законодательная и нормативно-правовая основа физической культуры и спорта в Республике Казахстан

В данной статье рассмотрены вопросы правовой обеспеченности физической культуры и спорта в суверенной республике Казахстан.

Задать вопрос