Статья посвящена проблеме социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых сверстников, через вовлечения их в совместную спортивную деятельность.
Ключевые слова :социализация, спортивные аниматоры, анимационная деятельность.
Мы просто другие, мы живем на другой глубине.
Мы просто такие неизвестно по чьей вине.
Нам себя уже не изменить и такими, как Вы, не стать,
Так попробуйте рядом быть, попытайтесь нас просто понять.
Вадим Борисов
Здоровое поколение — одно из главных достижений любой нации. От состояния здоровья человека зависит успех его учебной, профессиональной и творческой деятельности, реализация потенциальных физических и интеллектуальных способностей. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Но, тенденцией последних лет является рост числа детей с нарушениями психического и физического развития. В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (около 8 % всех детей), из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды, наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. С каждым годом количество незащищенных слоев населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и граждан с особыми нуждами постепенно увеличивается. На государственном уровне приняты целый ряд документов, определяющих направления работы для решения проблем социализации, образования, улучшения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в основе работы с лицами ОВЗ лежит концепция активизации деятельности ребенка для поддержания и повышения здоровья до уровня, обеспечивающего реализацию личностных жизненных функцийчерез здоровый образ жизни, центральным ядром которого являются физическая культура и занятия доступными видами спорта. В крупных, областных городах действуют клубы и секции по различным видам спорта для инвалидов, в том числе и дляобучающихся с ОВЗ. В малых городах и поселках еще большая редкость наличие подобных возможностей.
Поводом для повышенного внимания является статистика здоровья подрастающего поколения, в нашем поселке. Особенностями негативного изменения здоровья являются снижение уровня абсолютно здоровых детей; стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции в социум.
Одним из эффективных средств социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — это их участие в физкультурно-оздоровительнойдеятельности при взаимодействии со спортивными аниматорами. Сохранение и укрепление здоровья — это основные функции спортивной анимации.Спортивная анимация включает разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования, что делает мероприятия более насыщенными, интересными и полезными для укрепления и восстановления здоровья.
В основу слова анимация легли латинские слова аnimа - душа; аnimatus - одушевление. Анимационная деятельность- инновационная деятельность по вовлечению участников образовательного, социального или культурного процесса в активные, творческие, отношения.Анимационная деятельность в физкультурно-оздоровительных мероприятиях занимает важное место. Во-первых, она являются методом приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяк физической культуре и спорту, повышению уровня их физической подготовленности, воспитанию полезных двигательных навыков и умений, интереса к дальнейшим занятиям физическими упражнениями и спортом. Во-вторых, создает условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов и подготовленности занимающихся. В третьих, является пропагандой ЗОЖ.
И самое главное, физкультурно-оздоровительные мероприятия дают возможность ребятам с ограниченными возможностями здоровья продемонстрировать собственные достижения в спорте на равных со всеми обучающимися.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Чегдомынский горно-технологический техникум» является площадкой развития деятельности спортивных аниматоров в п. Чегдомын. В основе спортивной анимации лежит ЗОЖ. Основными функциями спортивной анимации являются сохранение и укрепление здоровья.
В течение двух лет группой студентов 2–3 курсов, специальности «Дошкольное образование» разработано и проведено много новых массовых, и зрелищных мероприятий оздоровительной направленности для различных групп населения поселка.С анимационной деятельностью студенты группы «Дошкольное образование» знакомятся в рамках МДК03.02 Теория и методика развития речи детей и в рамках изучения дополнительной общеразвивающей программы «Анимационная мастерская», которая была составлена совместно с преподавателем для детей 5–7 лет.
Занимаясьорганизацией спортивных праздников, аниматорырешили вовлечь в спортивную жизнь техникума ребят с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по профессии «Повар».
Ознакомившись с социальным паспортом группы, спортивные аниматорысовместно с социально-психологической службой техникумаразработали план адаптационных мероприятий. Тренинги,деловые и ролевые игры, коммуникативные игры на развитие толерантности, веревочные курсы, мини — соревнования, праздники Здоровья направленные на интеграцию молодежи с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников. В результате работы с обучающимися с ОВЗ, по профессии «Повар» и обучающихся с ОВЗ образовательных учреждениях п. Чегдомын у спортивных аниматоров родилась идея о проведении для «особенных» ребятрайонного спортивного праздника, совместно со здоровыми сверстниками. Руководство техникума поддержало инициативу, и началась подготовка к реализации спортивно — оздоровительное мероприятия Велоквест «Новое поколение за Здоровое Движение!»
Спортивные аниматоры из числа студентов группы «Дошкольное образование» провели мониторинг численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях п. Чегдомын.
Рис. 1. Результаты мониторинга численности обучающихся с ОВЗ
Следующим этапом работы была подготовка к проведению анкетирования с целью получения информации об активности обучающихся с ОВЗ вне учебного процесса. В анкетировании приняло участие 220 респондентов в возрасте от 12 до 14 лет. Анкетирование проводилось среди обучающихся с ОВЗ образовательных учреждений п. Чегдомын.
Рис. 2. Интерес обучающихся к спортивным мероприятиям
Мнения респондентов разделились следующим образом: На вопрос посещаешь, ли ты уроки физической культуры 163 опрошенных ответили — Да, 50 человек ответили — Нет, и 7- Иногда. Приятно что, предмет физическая культура, является самым любимым у ребят.
Среди любимых видов спорта у ребят в приоритете игровые виды (футбол, волейбол, баскетбол). Важным результатом анкетирования является следующее: 200 респондентов хотели бы принять участие вспортивных праздниках, и соревнованиях (13 — нет, 7 — не знаю).
После обработки результатов анкетирования, спортивными аниматорами и координационным советом по реализации проекта было принято решение о приглашенииобучающихся с ОВЗ 8–9 классов школ поселкадля участия в районном спортивном празднике Велоквест «Новое поколение за Здоровое Движение!». Приступили к написанию положения мероприятия, проведению встреч спредставителями ОГИБДД ОМВД России, написанию информационных писем директорам школ, подготовке спортивного инвентаря.
К проведению тренировок езды на велосипеде, к изучению правил дорожного движения, разработке сценария мероприятия и т. д. Так как по графику реализации проекта мероприятие проходило в конце мая, то в целях проведения безопасных летних каникул, мы решили повторить и правила дорожного движения.
Велоквест «Новое поколение за Здоровое Движение!» проходил по инициативе и при участии студентов КГБПОУ «Чегдомынский горно — технологический техникум», сотрудничествеОГИБДД ОМВД России по Верхнебуреинскому району, управления образования Верхнебуреинского муниципального района. К участию в Велоквесте допускались команды, в составе 5 человек (студентов старших курсов ЧГТТ, обучающихся сограниченными возможностями здоровья образовательных учреждениях и студентов с ОВЗ и молодые специалисты школ). Ребята объединились в команды, чтобы испытать себя на выносливость, блеснуть своей эрудицией и весело провести время. Задания выполнялись не на время, а на качество и правильность. Велосипеды были предоставлены нашим индустриальным партнёром АО «Ургалуголь».
На старте каждая команда получает информационный пакет с маршрутным листом и стартовым номером. Участникам предлагалось решить занимательную задачу. Ответом, задачи и был номер старта. У каждой команды свой стартовый номер и свое задание. В течение всего маршрута командам на каждом этапе нужно было выполнить определенные задания. Спортивными аниматорами были подготовлены очень интересные и занимательные задания .
Задание № 1 «Ребусы» Каждой команде предлагалось решить по три ребуса.
Задание № 2«Кодировка» Участникам предлагалось расшифровать девиз студенчества Девиз студенчества «МЫ — определяем будущее района!».
Задание № 3 «Перевертыши пословиц и поговорок». В этом творческом задании участникам нужно было вспомнить значение пословиц и поговорок наоборот.
Задание № 4 «Фото Экстрим» Команде нужно было найти добровольца для помощи в фотосессии. Групповое, креативное фото отправить на телефон организаторов Велоквеста. Как только организаторы получфли фото, команда приступала к выполнению следующих заданий.
Задание № 5 «Выполнение фигурной езды на велосипеде».
На территории ОГИБДД ОМВД России каждый участник команды выполнял фигурную езду с препятствиями и отвечал на билет по ПДД. Правильность и точность выполненного задания оценивали представители службы дорожного движения.
Задание № 6 «Игра-пантомима Крокодил». Во время этой игры у участников раскрывались актерские способности и смекалка. Игрок показывал слово, используя только мимику, жесты, движения.(Запрещалось губами проговаривать слова, запрещалось показывать загаданное слово по буквам).Отгадывающие могли: задавать игроку любые вопросы; просить игрока показать синонимы; перечислять любые появляющиеся варианты. Для показа слова или фразы отводилось определенное время.
Задание№ 7 «Ба! Знакомые лица». Подведение итогов и финиширование участников мероприятия проходило на территории Физкультурно-оздоровительного комплекса, который является спортивной базой нашего образовательного учреждения. Победители определялись по наибольшему количеству набранных баллов. В случае равенства балов учитывалось время прохождения дистанции. Мероприятие получилось очень интересным и вкусным. Призёры и победители были награждены грамотами, медалями и ценными подарками. В конце награждения всех участников ждал чай с пирогами.
Последним этапом работы над проектом было определение оценки эффективности спортивно-оздоровительного мероприятия. Главным критерием является степень удовлетворения всех участников мероприятия. Эффективность мероприятия — важнейшая составляющая в спортивно-оздоровительной деятельности. Всего в опросе участвовало 55 человек. Опрос включал в себя следующие вопросы:
1.Понравилось ли вам наше мероприятие?
2. Хотели бы вы еще раз принять участие в подобном мероприятии?
3. Есть ли у вас предложения и замечания по данному мероприятию?
Рис.3. Обратная связь от участников мероприятия
В настоящее время в рамках программы «Профориентационный туризм», спортивные аниматоры «Чегдомынского горно — технологического техникума» продолжают работать с обучающимися ОВЗ, из школ нашего района. С целью ознакомления с профессиями нашего профессионального учреждения и ведущими предприятиями поселка Чегдомын.
Реализация подобных проектов не только повышает общую заинтересованность в получении дополнительных знаний обучающихся с ОВЗ, но и способствует демонстрации их собственных достижений в спортивной деятельности на равных со всеми.
Литература:
- Ковриго, Н. Е. Эмоции и здоровье / Н. Е. Ковриго // Физкультура и спорт. — № 4. — 2019. — 65–68 с.
- Ананьев, В.А., Общая валеология: конспект лекций / В. А. Ананьев, Д. Н. Давиденко, В. П. Петленко — СПб.: БПА, 2018. — 163 с.
- Жарков, А.Д., Культурно-досуговая деятельность / А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. — М., 2018. — 69–71 с.