Проблема социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых сверстников через совместную спортивную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Христенко, Е. К. Проблема социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых сверстников через совместную спортивную деятельность / Е. К. Христенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72459/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена проблеме социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых сверстников, через вовлечения их в совместную спортивную деятельность.

Ключевые слова :социализация, спортивные аниматоры, анимационная деятельность.

Мы просто другие, мы живем на другой глубине.

Мы просто такие неизвестно по чьей вине.

Нам себя уже не изменить и такими, как Вы, не стать,

Так попробуйте рядом быть, попытайтесь нас просто понять.

Вадим Борисов

Здоровое поколение — одно из главных достижений любой нации. От состояния здоровья человека зависит успех его учебной, профессиональной и творческой деятельности, реализация потенциальных физических и интеллектуальных способностей. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Но, тенденцией последних лет является рост числа детей с нарушениями психического и физического развития. В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (около 8 % всех детей), из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды, наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. С каждым годом количество незащищенных слоев населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и граждан с особыми нуждами постепенно увеличивается. На государственном уровне приняты целый ряд документов, определяющих направления работы для решения проблем социализации, образования, улучшения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в основе работы с лицами ОВЗ лежит концепция активизации деятельности ребенка для поддержания и повышения здоровья до уровня, обеспечивающего реализацию личностных жизненных функцийчерез здоровый образ жизни, центральным ядром которого являются физическая культура и занятия доступными видами спорта. В крупных, областных городах действуют клубы и секции по различным видам спорта для инвалидов, в том числе и дляобучающихся с ОВЗ. В малых городах и поселках еще большая редкость наличие подобных возможностей.

Поводом для повышенного внимания является статистика здоровья подрастающего поколения, в нашем поселке. Особенностями негативного изменения здоровья являются снижение уровня абсолютно здоровых детей; стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции в социум.

Одним из эффективных средств социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — это их участие в физкультурно-оздоровительнойдеятельности при взаимодействии со спортивными аниматорами. Сохранение и укрепление здоровья — это основные функции спортивной анимации.Спортивная анимация включает разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования, что делает мероприятия более насыщенными, интересными и полезными для укрепления и восстановления здоровья.

В основу слова анимация легли латинские слова аnimа - душа; аnimatus - одушевление. Анимационная деятельность- инновационная деятельность по вовлечению участников образовательного, социального или культурного процесса в активные, творческие, отношения.Анимационная деятельность в физкультурно-оздоровительных мероприятиях занимает важное место. Во-первых, она являются методом приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяк физической культуре и спорту, повышению уровня их физической подготовленности, воспитанию полезных двигательных навыков и умений, интереса к дальнейшим занятиям физическими упражнениями и спортом. Во-вторых, создает условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов и подготовленности занимающихся. В третьих, является пропагандой ЗОЖ.

И самое главное, физкультурно-оздоровительные мероприятия дают возможность ребятам с ограниченными возможностями здоровья продемонстрировать собственные достижения в спорте на равных со всеми обучающимися.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Чегдомынский горно-технологический техникум» является площадкой развития деятельности спортивных аниматоров в п. Чегдомын. В основе спортивной анимации лежит ЗОЖ. Основными функциями спортивной анимации являются сохранение и укрепление здоровья.

В течение двух лет группой студентов 2–3 курсов, специальности «Дошкольное образование» разработано и проведено много новых массовых, и зрелищных мероприятий оздоровительной направленности для различных групп населения поселка.С анимационной деятельностью студенты группы «Дошкольное образование» знакомятся в рамках МДК03.02 Теория и методика развития речи детей и в рамках изучения дополнительной общеразвивающей программы «Анимационная мастерская», которая была составлена совместно с преподавателем для детей 5–7 лет.

Занимаясьорганизацией спортивных праздников, аниматорырешили вовлечь в спортивную жизнь техникума ребят с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по профессии «Повар».

Ознакомившись с социальным паспортом группы, спортивные аниматорысовместно с социально-психологической службой техникумаразработали план адаптационных мероприятий. Тренинги,деловые и ролевые игры, коммуникативные игры на развитие толерантности, веревочные курсы, мини — соревнования, праздники Здоровья направленные на интеграцию молодежи с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников. В результате работы с обучающимися с ОВЗ, по профессии «Повар» и обучающихся с ОВЗ образовательных учреждениях п. Чегдомын у спортивных аниматоров родилась идея о проведении для «особенных» ребятрайонного спортивного праздника, совместно со здоровыми сверстниками. Руководство техникума поддержало инициативу, и началась подготовка к реализации спортивно — оздоровительное мероприятия Велоквест «Новое поколение за Здоровое Движение!»

Спортивные аниматоры из числа студентов группы «Дошкольное образование» провели мониторинг численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях п. Чегдомын.

Результаты мониторинга численности обучающихся с ОВЗ

Рис. 1. Результаты мониторинга численности обучающихся с ОВЗ

Следующим этапом работы была подготовка к проведению анкетирования с целью получения информации об активности обучающихся с ОВЗ вне учебного процесса. В анкетировании приняло участие 220 респондентов в возрасте от 12 до 14 лет. Анкетирование проводилось среди обучающихся с ОВЗ образовательных учреждений п. Чегдомын.

Интерес обучающихся к спортивным мероприятиям

Рис. 2. Интерес обучающихся к спортивным мероприятиям

Мнения респондентов разделились следующим образом: На вопрос посещаешь, ли ты уроки физической культуры 163 опрошенных ответили — Да, 50 человек ответили — Нет, и 7- Иногда. Приятно что, предмет физическая культура, является самым любимым у ребят.

Среди любимых видов спорта у ребят в приоритете игровые виды (футбол, волейбол, баскетбол). Важным результатом анкетирования является следующее: 200 респондентов хотели бы принять участие вспортивных праздниках, и соревнованиях (13 — нет, 7 — не знаю).

После обработки результатов анкетирования, спортивными аниматорами и координационным советом по реализации проекта было принято решение о приглашенииобучающихся с ОВЗ 8–9 классов школ поселкадля участия в районном спортивном празднике Велоквест «Новое поколение за Здоровое Движение!». Приступили к написанию положения мероприятия, проведению встреч спредставителями ОГИБДД ОМВД России, написанию информационных писем директорам школ, подготовке спортивного инвентаря.

К проведению тренировок езды на велосипеде, к изучению правил дорожного движения, разработке сценария мероприятия и т. д. Так как по графику реализации проекта мероприятие проходило в конце мая, то в целях проведения безопасных летних каникул, мы решили повторить и правила дорожного движения.

Велоквест «Новое поколение за Здоровое Движение!» проходил по инициативе и при участии студентов КГБПОУ «Чегдомынский горно — технологический техникум», сотрудничествеОГИБДД ОМВД России по Верхнебуреинскому району, управления образования Верхнебуреинского муниципального района. К участию в Велоквесте допускались команды, в составе 5 человек (студентов старших курсов ЧГТТ, обучающихся сограниченными возможностями здоровья образовательных учреждениях и студентов с ОВЗ и молодые специалисты школ). Ребята объединились в команды, чтобы испытать себя на выносливость, блеснуть своей эрудицией и весело провести время. Задания выполнялись не на время, а на качество и правильность. Велосипеды были предоставлены нашим индустриальным партнёром АО «Ургалуголь».

На старте каждая команда получает информационный пакет с маршрутным листом и стартовым номером. Участникам предлагалось решить занимательную задачу. Ответом, задачи и был номер старта. У каждой команды свой стартовый номер и свое задание. В течение всего маршрута командам на каждом этапе нужно было выполнить определенные задания. Спортивными аниматорами были подготовлены очень интересные и занимательные задания .

Задание № 1 «Ребусы» Каждой команде предлагалось решить по три ребуса.

Задание № 2«Кодировка» Участникам предлагалось расшифровать девиз студенчества Девиз студенчества «МЫ — определяем будущее района!».

Задание № 3 «Перевертыши пословиц и поговорок». В этом творческом задании участникам нужно было вспомнить значение пословиц и поговорок наоборот.

Задание № 4 «Фото Экстрим» Команде нужно было найти добровольца для помощи в фотосессии. Групповое, креативное фото отправить на телефон организаторов Велоквеста. Как только организаторы получфли фото, команда приступала к выполнению следующих заданий.

Задание № 5 «Выполнение фигурной езды на велосипеде».

На территории ОГИБДД ОМВД России каждый участник команды выполнял фигурную езду с препятствиями и отвечал на билет по ПДД. Правильность и точность выполненного задания оценивали представители службы дорожного движения.

Задание № 6 «Игра-пантомима Крокодил». Во время этой игры у участников раскрывались актерские способности и смекалка. Игрок показывал слово, используя только мимику, жесты, движения.(Запрещалось губами проговаривать слова, запрещалось показывать загаданное слово по буквам).Отгадывающие могли: задавать игроку любые вопросы; просить игрока показать синонимы; перечислять любые появляющиеся варианты. Для показа слова или фразы отводилось определенное время.

Задание№ 7 «Ба! Знакомые лица». Подведение итогов и финиширование участников мероприятия проходило на территории Физкультурно-оздоровительного комплекса, который является спортивной базой нашего образовательного учреждения. Победители определялись по наибольшему количеству набранных баллов. В случае равенства балов учитывалось время прохождения дистанции. Мероприятие получилось очень интересным и вкусным. Призёры и победители были награждены грамотами, медалями и ценными подарками. В конце награждения всех участников ждал чай с пирогами.

Последним этапом работы над проектом было определение оценки эффективности спортивно-оздоровительного мероприятия. Главным критерием является степень удовлетворения всех участников мероприятия. Эффективность мероприятия — важнейшая составляющая в спортивно-оздоровительной деятельности. Всего в опросе участвовало 55 человек. Опрос включал в себя следующие вопросы:

1.Понравилось ли вам наше мероприятие?

2. Хотели бы вы еще раз принять участие в подобном мероприятии?

3. Есть ли у вас предложения и замечания по данному мероприятию?

Обратная связь от участников мероприятия

Рис.3. Обратная связь от участников мероприятия

В настоящее время в рамках программы «Профориентационный туризм», спортивные аниматоры «Чегдомынского горно — технологического техникума» продолжают работать с обучающимися ОВЗ, из школ нашего района. С целью ознакомления с профессиями нашего профессионального учреждения и ведущими предприятиями поселка Чегдомын.

Реализация подобных проектов не только повышает общую заинтересованность в получении дополнительных знаний обучающихся с ОВЗ, но и способствует демонстрации их собственных достижений в спортивной деятельности на равных со всеми.

Литература:

  1. Ковриго, Н. Е. Эмоции и здоровье / Н. Е. Ковриго // Физкультура и спорт. — № 4. — 2019. — 65–68 с.
  2. Ананьев, В.А., Общая валеология: конспект лекций / В. А. Ананьев, Д. Н. Давиденко, В. П. Петленко — СПб.: БПА, 2018. — 163 с.
  3. Жарков, А.Д., Культурно-досуговая деятельность / А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. — М., 2018. — 69–71 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, анимационная деятельность, задание, Россия, спортивная анимация, физическая культура, дорожное движение, Здоровое Движение, команда, мероприятие.


Ключевые слова

социализация, спортивные аниматоры, анимационная деятельность

Похожие статьи

Коллаборация учителя физической культуры и обучающихся в целях совершенствования физических навыков и физического развития

Статья посвящена решению проблемы мотивации к физкультурно-оздоровительным занятиям на уроках физической культуры. В процессе эксперимента доказано, что сотрудничество обучающихся и педагогов общеобразовательной организации в совершенствовании физиче...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Рекреация и спорт

В представленной работе рассмотрена взаимосвязь физической рекреации с элементами спорта с физическим и интеллектуальным самочувствием человека. Цель исследования — определение влияния физической рекреации с элементами спортивной деятельности на проц...

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей

В статье рассматривается влияние занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей. Результаты статистических сравнений группа студентов, занимающихся спортивными видами борьбы, достоверно отличаются от группы студентов, не з...

Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями

В статье ставится задача рассмотреть понятие адаптивной физической культуры, а также раскрыть ее влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.

Физическая активность и ее связь с образованием, успеваемостью и социальной адаптацией учащихся

В данной статье автор исследует взаимосвязь физической активности с успеваемостью и социальной адаптацией обучающихся. Эта статья основывается на обзоре существующих научных исследований и эмпирических данных для обоснования данной связи. В результат...

Театрализованная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья посвящена социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ через театрализованную деятельность. В статье рассматривается возможность применения театрализованной деятельности в работе педагогов с целью осуществления...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Похожие статьи

Коллаборация учителя физической культуры и обучающихся в целях совершенствования физических навыков и физического развития

Статья посвящена решению проблемы мотивации к физкультурно-оздоровительным занятиям на уроках физической культуры. В процессе эксперимента доказано, что сотрудничество обучающихся и педагогов общеобразовательной организации в совершенствовании физиче...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Рекреация и спорт

В представленной работе рассмотрена взаимосвязь физической рекреации с элементами спорта с физическим и интеллектуальным самочувствием человека. Цель исследования — определение влияния физической рекреации с элементами спортивной деятельности на проц...

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей

В статье рассматривается влияние занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей. Результаты статистических сравнений группа студентов, занимающихся спортивными видами борьбы, достоверно отличаются от группы студентов, не з...

Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями

В статье ставится задача рассмотреть понятие адаптивной физической культуры, а также раскрыть ее влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.

Физическая активность и ее связь с образованием, успеваемостью и социальной адаптацией учащихся

В данной статье автор исследует взаимосвязь физической активности с успеваемостью и социальной адаптацией обучающихся. Эта статья основывается на обзоре существующих научных исследований и эмпирических данных для обоснования данной связи. В результат...

Театрализованная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья посвящена социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ через театрализованную деятельность. В статье рассматривается возможность применения театрализованной деятельности в работе педагогов с целью осуществления...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Задать вопрос