Актуальность данной темы обуславливается тем, что подростковый возрастной период является весьма сложным и трудным. Подростки сталкиваются с большим количеством проблем, в том числе и психологических, одной из которых является феномен одиночества. При этом феномен одиночества отличается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения и осмысления [2].
Анализ современных исследований показывает, что количество подростков, испытывающих переживание одиночества, растет с каждым годом (Т. Ц. Тудупова, 2009; А. О. Матвеева, 2015). При этом, несомненно, одиночество имеет огромное значение для развития и становления личности. В этой связи С. Г. Трубникова (1999) рассматривает двойственность феномена одиночества, выделяя в нем позитивный и негативный аспекты. Позитивное одиночество не несет за собой отрицательного влияния на личность, а только лишь усиливает тягу к совершенствованию и развитию своих потенциальных возможностей. Негативное же одиночество встречается в большинстве случаев и постепенно может перерасти в устойчивое психическое состояние и стать препятствием на пути дальнейшего личностного развития.
Тем самым, проблема особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте является малоизученной и представляет для нас особый интерес.
В контексте нашего исследования использовались следующие методики: «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассел, М. Фергюсон), «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев). При обобщении и анализе эмпирических материалов использовался непараметрический U-критерий Манна–Уитни на основе пакета статистических программ «SPSS 13.0».
В диагностическом исследовании приняли участие учащиеся восьмых классов (n=125) МБОУ «Гимназия № 3» г. Белгорода. Средний возраст испытуемых составляет 14 лет.
Изначально мы изучили уровень переживания одиночества подростков (рис.1).
Рис. 1. Распределение подростков по уровням переживания одиночества; %
Мы видим, что подавляющее большинство подростков имеют низкий уровень переживания одиночества. Это вовсе не означает, что они никогда не испытывают чувства одиночества, скорее, оно носит ситуативный характер или сознательно не принимается подростками вследствие нежелания открываться другим людям, показывая свои чувства, или не осознается ими благодаря защитным механизмам. Так или иначе, состояние одиночества свойственно в период подросткового возраста и играет значимую роль в становлении личности.
Стоит также отметить, что наши результаты согласуются с результатами исследования, проведенного Т. Ц. Тудуповой и И. С. Худяковой [4]: наблюдается тенденция преобладания низкого уровня переживания одиночества среди подростков.
Наименьшее количество испытуемых в нашей выборке переживают одиночество на высоком уровне. Вероятно, наименьшая выраженность этого уровня одиночества связана с имеющимся негативным отношением у большинства подростков к этому состоянию, что приводит ко всяческому его непринятию и избеганию. Многие подростки не понимают значимости этого состояния для становления личности, а ведь только в ситуациях уединения, в ситуациях «разговора с собой» можно проделать качественный анализ себя, своей жизни, наметить планы на будущее, развить в себе желаемые качества, то есть в целом продуктивно использовать это состояние.
Таким образом, анализ полученных результатов по изучению уровня переживания одиночества подростками показал необходимость проведения психологической работы, направленной на формирование конструктивного отношения к чувству одиночества.
В ходе изучения особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте возник интерес к исследованию гендерных особенностей переживания одиночества подростками (рис. 2).
Рис. 2. Распределение подростков (мальчиков и девочек) в зависимости от уровня переживания одиночества подростков; %
В результате по изучению уровня переживания одиночества в гендерном аспекте были обнаружены статистически значимые различия на высоком уровне значимости (Uэмп=1212 р≤0,01). Это говорит нам о том, что девочки в отличие от мальчиков более склонны к переживанию одиночества. Скорее всего, это может обуславливаться тем, что у девочек более развита чувствительность к происходящим внешним и внутренним событиям. Они в наибольшей мере склонны испытывать различные чувства и состояния. Одним из таких состояний является одиночество, которое предусматривает ситуации уединения, «разговора с собой». Девочки в большей мере предпочитают анализировать происходящие ситуации в их жизни, а также строить планы на будущее. Этого всего можно добиться именно в ситуациях уединения. Поэтому, важно, чтобы переживаемое девочками одиночество носило позитивный характер, принося пользу, способствуя личностному развитию.
Далее рассмотрим результаты исследования типов одиночества, переживаемого подростками (рис. 3). Так, доминирующим типом переживания одиночества «ресурс уединения», отражающий позитивные аспекты одиночества. Тем самым, для большинства подростков одиночество выступает потенциалом для развития их личности. Ситуации уединения позволяют проводить качественный анализ, осмысление себя в целом, своих качеств, свойств, особенностей, интересов и способностей в частности. Тот факт, что доминирующим типом переживания одиночества оказался «ресурс уединения» может объясняться одной из особенностей подросткового возраста — повышенным интересом к себе. Подростки пытаются изучить себя с различных сторон, чтобы разобраться в себе, научиться понимать себя и других людей, построить планы на будущее и т. д. Поэтому, переживание одиночества в позитивном аспекте является уникальной возможностью познать себя и развивать себя в личностном плане.
Рис. 3. Выраженность показателей типов переживания одиночества подростков; ср. б. Усл. обозначения: И — изоляция, ПО — переживание одиночества, О — отчуждение, ДО — дисфория одиночества, ОП — одиночество как проблема, ПвК — потребность в компании, РУ — радость уединения, РесУ — ресурс уединения, ОО — общее одиночество, ЗО — зависимость от общения, ПозО — позитивное одиночество
Наименее выраженным типом одиночества является «изоляция», предполагающая отсутствие в жизни человека людей, с которыми возможен близкий контакт. Многим подросткам это не свойственно в связи со спецификой ведущей деятельности подросткового возраста — интимно-личностное общение со сверстниками, и формирующимися на ее основе потребностями в близком общении и установлении постоянных контактов. Это подтверждается тем, что доминирующим типом по интегральной шкале является «зависимость от общения», определяющая неприятие одиночества и неспособность оставаться одному.
Таким образом, большинство подростков рассматривают одиночество как ресурс для развития, но в связи с особенностями ведущей деятельности подросткового периода, ее реализацией и формирующимися на ее основе потребностями такой тип одиночества, как «зависимость от общения» будет являться основополагающим.
Далее рассмотрим результаты изучения гендерных особенностей выраженности показателей типов переживания одиночества подростков (рис. 4).
Рис. 4. Гендерные особенности выраженности показателей типов переживания одиночества подростков; ср. б. Усл. обозначения: И — изоляция, ПО — переживание одиночества, О — отчуждение, ДО — дисфория одиночества, ОП — одиночество как проблема, ПвК — потребность в компании, РУ — радость уединения, РесУ — ресурс уединения, ОО — общее одиночество, ЗО — зависимость от общения, ПозО — позитивное одиночество
Математическая обработка полученных данных с помощью непараметрического U-критерия Манна–Уитни показала статистически значимые различия между мальчиками и девочками на высоком уровне значимости p≤0,01 по следующим типам переживания одиночества: «изоляция» (Uэмп=1430,5), «переживание одиночества» (Uэмп=1127), «отчуждение» (Uэмп=1179), «радость уединения» (Uэмп=1150), «ресурс уединения» (Uэмп=1174), «общее одиночество» (Uэмп=1160,5), «позитивное одиночество» (Uэмп=1113).
Интересно отметить, что у девочек данные показатели выражены больше, чем у мальчиков. Тем самым, девочки в отличие от мальчиков в наибольшей мере подвержены изоляции от общества, отчуждению, переживанию одиночества и использованию этого состояния в позитивном направлении. Выявленная весьма противоречивая особенность может свидетельствовать о том, что девочки-подростки, вероятнее всего, знают двойственность состояния одиночества, понимают, что это состояние может рассматриваться как в негативном ключе, так и в позитивном.
Отсутствие статистически значимых различий по таким типам переживания одиночества, как «дисфория одиночества», «одиночество как проблема», «потребность в компании», «зависимость от общения», определяющих одиночество с точки зрения негативных чувств, непринятия и отношение к этому состоянию как к проблемному, и связанное с нереализованной потребностью в компании и общении, говорит об отсутствии гендерных различий. Это может обуславливаться возрастными потребностями, связанными со стремлением к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, с желанием общаться, быть принятым в кругу сверстников.
Таким образом, нами было выявлено, что преобладающим уровнем переживания одиночества среди подростков является низкий уровень. Исследуя специфику отношения к одиночеству, было выявлено, что многие подростки рассматривают одиночество как ресурс для развития, но в связи с особенностями ведущей деятельности подросткового возраста и формирующимися на ее основе потребностями, такой тип одиночества как «зависимость от общения» будет являться ведущим. Изучив гендерный аспект переживания одиночества подростками, было выявлено, что девочки в отличие от мальчиков в наибольшей мере склонны испытывать чувство одиночества и связанные с ним переживания. Кроме того, для девочек-подростков наиболее характерно переживание одиночества как изоляции от общества, отчуждения, и в то же время как радость уединения и ресурс развития.
Литература:
- Герт В. А. Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния одиночества в подростковом возрасте // Специальное образование. –2011. — № 1. — С. 26–33.
- Неумоева-Колчеданцева Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте // Образование и наука. — 2011. — № 1 (80). — С. 42–51.
- Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Журнал Высшей школы экономики. — М., 2013. — Т.10, № 1. — С. 55–81.
- Тудупова Т. Ц., Худякова И. С. Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте // Вестник Бурятского государственно университета. — 2009. — № 5. — С. 135–141.