Преимущества электронного декларирования и возможность их использования в условиях ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яковлева, Е. Ю. Преимущества электронного декларирования и возможность их использования в условиях ЕАЭС / Е. Ю. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.1 (147.1). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41413/ (дата обращения: 16.12.2024).



Научно-технический прогресс, международное разделение труда, расширение влияния транснациональных корпораций, стремление развитых стран размещать свои производства на территории наименее развитых и зависимых государств – всё это оказывает существенное воздействие на объемы международной торговли. Благодаря данной тенденции стимулируется рост мировой экономики, но вместе с этим увеличивается нагрузка на таможенные органы государств и ответственность за допущение ими ошибок.

К сожалению, практика осуществления таможенных операций и таможенного контроля путем непосредственного взаимодействия должностных лиц с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) доказала свое несовершенство. В связи с этим таможенные службы активно внедряют в работу информационные технологии. В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) первостепенной по степени внедрения является технология электронного декларирования (ЭД), которая сводится к обмену электронными документами и сведениями между участниками ВЭД и таможенными органами. В основе данного взаимодействия лежат стандарты и форматы обмена данными и реестр электронно – цифровых подписей ФТС России [5]. Помимо ЭД активно применяются сопряженный с ней удаленный выпуск и предварительное информирование, первая из которых предполагает проведение документального и фактического контроля разными таможенными органами, а вторая – информирование таможенного органа о товарах до их прибытия на таможенную территорию.

На примере Сибирского таможенного управления продемонстрируем действенность ЭД. В 2015 году в регионе деятельности данного таможенного управления доля деклараций на товары (ДТ), выпущенных с применением электронной формы декларирования, составила более 99,9% от общего количества оформленных ДТ [10].

Технология удаленного выпуска товаров в регионе деятельности СТУ в 2015 году применялась на 19 внутренних и 48 приграничных таможенных постах региона. С применением данной технологии оформлено 58,7 тыс. ДТ, что составляет 26% от общего объема деклараций, выпущенных таможенными органами, осуществляющими декларирование с использованием удаленного выпуска. Существенный вклад в развитие технологии удаленного выпуска внесли Новосибирский, Иркутский, Омский и Томский таможенные посты – центры электронного декларирования (ЦЭДы). Доля деклараций, выпущенных по технологии удаленного выпуска ЦЭДами, в 2015 году составила более 80%.

Развитие технологии удаленного выпуска товаров получило толчок благодаря эксперименту по объединению декларирования товаров внутри таможни на ЦЭДах, тогда как фактический таможенный контроль проводился на таможенных постах в местах нахождения товаров.

По результатам эксперимента доля ДТ, выпущенных центрами электронного декларирования данных таможен в период действия эксперимента, составила свыше 95%.

Итак, сформулируем на основе опыта Сибирского таможенного управления положения эффективности ЭД:

  1. ЭД до минимума сводит бумажный документооборот, благодаря чему становится возможным проведение документального контроля до фактического поступления товара;
  2. ЭД сокращает время простоя товаров и транспортных средств;
  3. ЭД обеспечивает прозрачность и оперативность в информационном взаимодействии таможенных органов и декларантов;
  4. ЭД обеспечивает упрощение таможенных процедур и уменьшение времени на таможенное оформление (15 минут в противоположность нескольким дням);
  5. ЭД позволяет заочно общаться с декларантом для оперативного обмена необходимыми документами и исправления ошибок;
  6. ЭД ликвидирует влияние субъективного человеческого фактора, что минимизирует коррупционные действия.

Анализ и изучение практики применения технологии ЭД, помогают выделить острые проблемы, которые не позволяют ЕАЭС получить все вышеперечисленные преимущества данной системы.

Одной из них является невозможность оперативного обмена информацией между контролирующими органами РФ. Информационные системы ЕАЭС также не демонстрируют слаженной работы в рамках интеграции, не говоря уже о взаимодействии с третьими странами.

Несмотря на активное финансирование таких систем, как Межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система (МИАИС – 2008-2010 г.г.), Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ – с 2011 г. по н.в.), Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ- с 2010 г. по н.в.) фактического взаимодействия даже на уровне документооборота не наблюдается [4].

Виною данных проблем является не только система таможенных органов, но и ряд формальностей: разрешительные документы, выдаваемые в лицензирующем органе, в органе по сертификации, в ветеринарном и санитарном ведомстве, выдаются и имеют юридическую силу только на бумаге. Несмотря на то, что декларант подает электронную декларацию, он должен представить в таможенный орган бумажный экземпляр этих разрешительных документов.

Реализовать все преимущества, предусмотренные внедрением электронного декларирования, не позволяет использование недостаточно совершенных в техническом отношении программных средств. Для устранения названных недостатков необходима доработка программных средств, их предварительное тестирование перед использованием в широком масштабе в деятельности таможенных органов.

Проблемы, описанные выше, зачастую не только снижают эффективность ЭД, но делают данную технологию барьером во ВЭД. Они должны решаться путем налаживания информационного взаимодействия между различными ведомствами, обеспечения сближения подходов по развитию национальных и межгосударственных механизмов, в основе чего обязательно должна лежать передовая техника и программное обеспечение, унифицированное в пределах ЕАЭС.

До недавнего времени одной из проблем применения электронной формы декларирования неприменение данной формы при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Распространение технологии электронного декларирования на таможенную процедуру таможенного транзита в настоящее время осуществляется в соответствии с Дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования». Отметим, что в соответствии с приказом Минфина России от 30 августа 2016 г. № 144Н с 20 марта 2017 г. вводится обязательное электронное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита [6].

На практике подача электронной транзитной декларации пока происходит в рамках эксперимента ФТС России и граничит с традиционной подачей транзитной декларации на бумажных носителях. Порядок совершения таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме представлен в Распоряжение ФТС России № 62-р от 18 февраля 2015 года [8].

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация.

Отметим, что порядок заполнения транзитной декларации приведен в решение Комиссии таможенного союза № 289 от 18.06.2010 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации». Данное решение содержит бланк транзитной декларации и указания по его заполнению [3].

Основными узлами данной схемы являются:

 декларант таможенной процедуры таможенного транзита. Согласно 62-р для подачи транзитной декларации используется усиленная квалифицированная электронная подпись. С помощью подписи происходит наложение сигнатуры на электронные документы и транзитную декларацию. Подготовка данных документов происходит с помощью информационной системы декларанта. Передача данных происходит через ассоциацию сетей Интернет;

 таможенный орган открытия процедуры таможенного транзита. Осуществляет прием и регистрацию транзитной декларации и документов от декларанта, а также открывает на основе полученных данных таможенный транзит. Все операции, производимые инспектором, фиксируется в системе электронного декларирования, и передаются декларанту;

 таможенный орган завершения таможенного транзита. Данный узел является заключительным с точки зрения жизни электронного документа «Транзитная декларации». В узле происходит фиксация даты и времени прибытия транспортного средства, а также происходит завершения процедуры таможенного транзита [9].

Отметим, что информационный обмен по данной схеме инициализирует декларант, а завершает таможенный инспектор в таможенном органе завершения процедуры таможенного транзита.

Приведенный порядок является упрощенным и не включает определенные возможные случаи информационного обмена. Так, в отношении грузовых операций и продления срока таможенного транзита если соответственно возникла необходимость перегрузки (смены транспортного средства) или продления срока таможенного транзита, то эта информация фиксируются в электронном виде информационной системой таможенного поста, в регионе деятельности которого совершаются такие операции.

Литература:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств) от 27 октября 2009 года № 17 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Cт. 6615.

2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. № 254 «О структурах и форматах электронных копий таможенных документов» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации») // СПС «КонсультантПлюс».

4. Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли таможенного союза, техническое задание; утверждено Решением КТС от 16 августа 2011 года № 771 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Приказ Минфина Российской Федерации от 30 августа 2016 г. № 144н «Об утверждении порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Приказ ФТС России от 24 января 2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Распоряжение ФТС России № 62-р от 18 февраля 2015 года № 62-р «О проведении эксперимента по совершению таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Электронное декларирование таможенного транзита [Электронный ресурс]. URL: http://ed2inteh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=441 (дата обращения: 14.12.2016).

10. 99,99 процентов деклараций на товары выпущено с применением электронной формы декларирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2016/02/19/0002 (дата обращения: 14.12.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): таможенный транзит, транзитная декларация, таможенная процедура, электронное декларирование, удаленный выпуск, орган, регион деятельности, Россия, информационное взаимодействие, Сибирское таможенное управление.


Задать вопрос