Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров: создание и функционирование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Cычаева, Л. А. Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров: создание и функционирование / Л. А. Cычаева, Я. Р. Хайнацкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.1 (147.1). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41410/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: ФТС России, Евразийский экономический союз, таможенный контроль после выпуска товаров, мобильные группы, запреты и ограничения, санкции.

Внешнеторговая деятельность связана с перемещением через таможенную границу страны товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю.

В свою очередь, таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства, а также лиц, содействующих проведению таможенного контроля [4, с. 25].

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, методы и способы проведения таможенного контроля, формирующие в комплексе само содержание таможенного контроля [3, с. 74].

Способы проведения таможенного контроля представляют собой систему действий, применяемых таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы таможенного контроля [9].

Таможенный контроль есть реализация форм таможенного контроля, призванная способствовать перемещению товаров и транспортных средств. Данными мерами являются любые контрольные действия, а также иные действия, способствующие реализации таможенными органами избранных норм и методов таможенного контроля.

На сегодняшний день в связи с пресечением ввоза и оборота на территории Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры, в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению исполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 и Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778 во исполнении указа нормативного акта Федеральной таможенной службой (ФТС России) уделено большое внимание данной работе, посредством внедрения института мобильных групп [7].

Порядок и особенности создания и функционирования мобильных групп в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы в настоящее время является еще малоисследованным институтом, что предопределяет актуальность данной темы.

В соответствии с действующим законодательством, в котором не содержится определения данной категории, предлагается возможным представить следующую дефиницию исследуемого института. Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров – это форма межведомственного взаимодействия таможенных органов и представителей иных органов исполнительной власти Российской Федерации для целей проведения результативного таможенного контроля товаров, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации.

Создание мобильных групп идет в одном разрезе со смещением акцентов таможенного контроля с этапа декларирования на этап после выпуска, который позволит минимизировать время прохождения таможенных формальностей (рис. 1) [7].

Рис. 1. Хронология формирования предпосылок переноса акцента таможенного контроля на этап после выпуска

Одной из главных задач, стоящих перед мобильными группами является противодействие незаконному ввозу в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, принявших решение о введении экономических санкций. Не стоит оставлять без внимания то, что мобильные группы применяют меры по соблюдению запретов и ограничений при ввозе [5, с. 147].

Ответственность по формированию и функционированию мобильных групп возложена на подразделение таможенного контроля после выпуска товаров таможенного органа, в зоне деятельности которого работает данная группа. Проводимые мероприятия будут подпадать под действие положений таможенного законодательства о таможенных проверках, которые являются одной из форм таможенного контроля. При этом одним из принципов таможенного контроля является принцип выборочности и ограничивается он только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства [2].

В настоящее время в России созданы и функционируют 35 мобильных групп, осуществляющие мероприятия таможенного контроля, которые действуют с конца ноября 2015 года [6].

Надо отметить, что в ряде государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) также функционируют подобные мобильные группы (в том числе, межведомственные) и проводят в рамках особых мероприятий проверки товаров ЕАЭС, не находящихся под таможенным контролем. В основной состав таких групп входят сотрудники оперативных отделов, отделов по борьбе с уголовными преступлениями и административными правонарушениями таможенных органов, а также сотрудники органов внутренних дел.

Мобильные группы, работают достаточно эффективно, так, за период с 27 ноября 2015 года (дата введения наблюдения) по 16 февраля 2017 года по результатам работы мобильных групп ФТС России выявлено 16,3 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения. В том числе биологического происхождения – 9,6 тысяч тонн, производственно-технического и потребительского назначения – 3,4 тыс. тонн, с нарушениями при осуществлении транзита – 3,3 тыс. тонн товаров. Всего за данный период было остановлено 110656 тысяч транспортных средств, проверено 4 млн. тонн товаров, представленных на рисунке 2.

По результатам работы мобильных групп:

 выявлено 1026 транспортных средств, перевозивших 13,4 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты;

 возвращено в сопредельные государства 9,9 тыс. тонн товаров;

 уничтожено 3,1 тыс. тонн товаров;

 в отношении перевозчиков возбуждено 86 дел об АП и 2 уголовных дела [8].

Рис. 2. Количество транспортных средств, остановленных и проверенных мобильными группами

Помимо этого, в зоне деятельности СЗТУ подразделениями ФТС в качестве профилактики было назначено 8 мероприятий по местам разгрузки товаров, в отношении которых мобильными группами не выявлено признаков нарушений, в результате обнаружено около 300 тонн товаров, запрещенных к ввозу и обороту на территории России, то есть понимая, что мобильные группы не могут досмотреть все ввозимые товары, используется механизм контроля после выпуска товаров непосредственно на внутреннем рынке. Это уже комплекс мероприятий, к проведению которых подключаются территориальные органы исполнительной власти, и контроль осуществляется межведомственными группами. Таким образом подразделения таможенного контроля после выпуска товаров осуществляют свою работу. Возможно через какое-то время санкции будут отменены, но уже разработан алгоритм контроля, который будет применяться в отношении определенной категории товаров либо товаров определенного государства в случае соответствующего поручения Президента РФ или Правительства РФ.

Несмотря на достаточно успешное функционирование мобильных групп, в осуществлении их деятельности существует ряд проблем, которые целесообразно рассмотреть более подробно.

Во-первых, не стоит оставлять без внимания информационно-техническое оснащение всех задействованных ведомств. Недофинансированность ряда органов исполнительной власти является одной из главных причин отсутствия необходимых информационно-технических средств таможенного контроля, что в свою очередь приводит к проблеме межведомственного взаимодействия. Кроме того, во многих пунктах пропуска, особенно на удаленных границах информационная структура отсутствует вообще, а потоки информации при этом ежегодно увеличиваются. Таким образом, существуют технические проблемы, связанные с неравномерностью покрытия территории России каналами высокоскоростной связи.

Для решения данной проблемы, в первую очередь необходимо дальнейшее внедрение информационно-технических средств во все задействованные ведомства. Необходима доработка программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях оперативного использования полученной информации. Она будет использоваться также в рамках системы управления рисками и при осуществлении мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров.

Во-вторых, большая протяженность российской границы и пока что небольшое количество мобильных групп. Протяженность границы России с Белоруссией 1239 км, с Казахстаном – 7598,6 (сухопутной границы – 4983 км), при таком большом расстоянии становится очевиден недостаток мобильных групп, которых на данный момент насчитывается всего 35. В сложившейся ситуации единственным выходом является распределение таможенного контроля на границе на основе системы управления рисками, исходя из наиболее вероятного маршрута перемещения запрещенных товаров. В целом решением проблемы является создание и совершенствование пограничных пунктов пропуска и дальнейшее увеличение числа мобильных групп по мере поступления финансовых средств и увеличения квалифицированных кадров.

В-третьих, самой важной проблемой, является отсутствие полномочий у таможенных органов по остановке автомобильных транспортных средств не только в зонах таможенного контроля. На основании таможенного законодательства РФ самостоятельно таможенные органы могут останавливать автомобильные транспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации [1]. В иных местах остановка автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами [2].

Можно предложить следующее решение данной проблемы, авторами предлагается внести изменения в статью 21 Федерального закона о таможенном регулировании в следующей редакции: «Таможенные органы могут самостоятельно останавливать указанные автомобильные транспортные средства, в целях проведения таможенного контроля, в том числе за пределами зон таможенного контроля».

Проведенное исследование института мобильных групп является одной из стратегий механизмов защиты экономической безопасности Российской Федерации и предполагает разработку на законодательном уровне основных функций, полномочий как самих представителей, так и прав должностных лиц, что предполагает дальнейшее исследование данной темы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Зачем Бельянинов создает «кавалерию ФТС»? [Электронный ресурс]: Информационно-аналитический портал ПРОВЭД. Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/expert-opinions/18535-zachem-belyyaninov-sozdaet-kavalepiyu-fts.html (дата обращения: 14.01.2017).
  3. Костин А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. 340 с.
  4. Костин А.А. Форма, метод и способ проведения таможенного контроля: соотношение и дефиниции // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 6. С. 73-80.
  5. Матвеева Н.В. Меры соблюдения продовольственного эмбарго в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 8. С.146-154.
  6. Мобильные группы ФТС России предотврати ввоз более 10 тысяч тонн санкционной продукции. [Электронный ресурс]: Информационный портал по логистике, транспорту и таможне. Режим доступа: http://www.logistic.ru/news/news.php?num= 2016/09/07/13/31282315 (дата обращения: 17.02.2017).
  7. Мобильные группы ФТС. [Электронный ресурс]: Федеральная таможенная служба России. Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 14.01.2017).
  8. Результаты работы мобильных групп ФТС России за период с 27 ноября 2015 года по 16 февраля 2017 года. [Электронный ресурс]: ФТС России. Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 14.01.2017).
  9. Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ): учебно-практическое пособие. М.: Издательство «ТАМОЖНЯ.РУ», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, группа, тонна товаров, выпуск товаров, Российская Федерация, средство, орган, Государственная граница, исполнительная власть, Россия.


Похожие статьи

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные тенденции, проблемы и перспективы

Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли и его влияние на развитие системы таможенного администрирования в России

Направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров

Теоретические аспекты условного выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе

Развитие института таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру

Уполномоченный экономический оператор в Евразийском экономическом союзе

Осуществление таможенного администрирования в Российской Федерации в условиях введения санкций недружественными государствами

В статье автор исследует актуальные направления таможенного администрирования в Российской Федерации и его значение для внешнеэкономической деятельности в условиях введения санкций недружественными государствами.

Теоретические аспекты проведения таможенного контроля в форме учета товаров, находящихся под таможенным контролем

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

Анализ уголовно-правового законодательства за преступления в области таможенного дела Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан

Похожие статьи

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные тенденции, проблемы и перспективы

Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли и его влияние на развитие системы таможенного администрирования в России

Направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров

Теоретические аспекты условного выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе

Развитие института таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру

Уполномоченный экономический оператор в Евразийском экономическом союзе

Осуществление таможенного администрирования в Российской Федерации в условиях введения санкций недружественными государствами

В статье автор исследует актуальные направления таможенного администрирования в Российской Федерации и его значение для внешнеэкономической деятельности в условиях введения санкций недружественными государствами.

Теоретические аспекты проведения таможенного контроля в форме учета товаров, находящихся под таможенным контролем

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

Анализ уголовно-правового законодательства за преступления в области таможенного дела Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан

Задать вопрос