Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Валиев А. Н., Рихсибаева Х., Отабеков У. Г. Развитие пространственного мышления учеников при обучении черчения (на примере темы «Виды») // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 527-533. — URL https://moluch.ru/archive/147/41259/ (дата обращения: 23.05.2018).



В процессе обучения черчению задействуются внимание, память, мышление и т. д. В данной статье изложены рекомендации по методике обучения черчению на примере темы «Виды». Если применить данные рекомендации в процессе обучения, то можно добиться развития у учащихся таких качеств, как образное мышление, графическая грамотность.

Ключевые слова: черчение, постижение, воображение, пространственное представление, мышление, суждение, мнение, проекционное черчение, виды, знание, навык, корпус, параллелепипед, цилиндр, модель, тест, конструкция модели, педагогические технологии, интерактивные методы

In the course of teaching draughts pupils are supplied to occupy with attention, memory, perception, imagining and thinking of psychological activities. In this article, some advice which depended on teaching methodic advice was narrated on theme of «appearance». If the methodic advice is put into the course of education in the article, the progress of pupils imagining, thinking and graphic knowledge will be reached.

В природе все предметы, события происходят и находится в бытие. Чтобы их осознать, от человека требуется в определенном степени сформированное пространственное воображение. В этом контексте важное место имеет черчение. Ибо при построении чертежа предмета ученик сперва осознает через свои чувствительные рецепторы, затем выполняет виды. Представление по данному виду предмета считается чтением чертежа. Из этого видно, что черчение занимается переходом от пространства в плоский чертеж, и наоборот, от плоского чертежа в пространство. Этот процесс требует от человека воспринимать и осознать пространство. В психологии, это интерпретируются следующим образом, то есть, «Восприятие пространства — форма процесса осознания места, форму, размера и, соотношений к друг-другу реальных вещей и событий в пространстве» [5].

Одна из основных задач черчения является формирование и развитие у учеников знаний, умений и навыков построения и чтения чертежа предмета. Чтобы выполнить эту задачу необходимо внести материалы в учебный процесс, которые направлены на развитие пространственного представления и мышления у учеников.

Мышление — как высшая форма человеческой умственной деятельности, обеспечивает сознательно отражать предметы и события, которые нельзя узнать через рецепторы, восприятие и представления. В процессе мышления рождается мысль, эти мысли выявляются в виде суждений, понятий и заключений

«Проекционное черчение» имеет важное место в обучении черчения. Начальные темы проекционного черчения относятся видам, то есть правилам выполнения основных, дополнительного и местного видов модели или детали. Общие материалы, как обучить эту тему, даны учебнике [4], в методическом пособии [1] даны обзорные материалы и сборник вариантов, возможности развития пространственного представления посредством конструктивных задач описано в учебном пособии [2], роль применения современных технологий в повышении качества и эффективности при обучении черчения освещено в учебном пособии [3]. Но все равно остается не до конца реализованными возможности развития пространственного представления учеников.

Опыты показывают, урочные материалы по теме «Виды» будут методически правильно составлены и дадут ожидаемый результат, если они будут в следующей последовательности:

  1. Значение систем «Е» и «А», их различия, теоретические сведения об основных видах следует задать в виде наглядных плакатов и видеоизображений (для аудиовизуального восприятия). В результате ученик осознает и понимает начальные теоретические сведения (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Система «Е» (а, б)

  1. Задается задача определения недостающей проекции точки, лежащей на поверхности детали. В результате решения этой задачи у ученика развивается пространственное представление и повышается графическая грамотность. В то же время, от ученика требуется знать свойства принадлежности параллельного проецирования.
  2. Следующее задание по выполнению 3 вида существующей детали. Здесь у ученика развивается практические знания о плоскостях проекций и их наименований, выборе главного вида, о выполнении основных видов и проекционных взаимосвязей (рисунок 4). Кроме того, в этом процессе понимание и представление участвуют вместе синхронно.

Рис. 2. Система «А» (а, б)

Рис. 3.

Рис. 4. а, б

  1. Следующая задача построить основные виды детали по его наглядному изображению. Ученик как и в 3-этапе закрепляет свои знания, умения, но от него требуется более развитая способность представлять (Рисунок 5).

Рис. 5. а, б

  1. Затем, задается задание определения данным по 2 проекциям недостающую третью. (Рисунок 6). В этом случаю от плоского чертежа идет переход в пространство, т. е. такие человеческие способности как представление и мышление. Для выполнения этой задачи ученик опирается на знания 2-этапа, а также целесообразно сказать ученикам о том что будет удобнее построить сперва технический рисунок детали, а затем определить его 3-проекцию.

Рис. 6. а, б

  1. Выполняя графические задание по выполнению основных видов детали по его описанию обеспечивается переход от текста к пространство. Кроме этого усваиваются термины по черчению, т. е. постыженные ранее названия геометрических поверхностей и их пространственные формы вспоминаются посредством памяти и представляются их взаимное расположение и опирается на мышление.

Например, необходимо выполнить виды детали по следующему описанию: корпус состоит из пустого прямоугольного параллелепипеда (длина 80 мм, ширина 50 мм, высота 40 мм), стены которого равны 10 мм. В центре верхней основы корпуса имеется открытое цилиндрическое отверстие размером Ø 30мм, а в нижней основе открытое отверстие в форме квадрата размером 20х20 (рисунок 7).

Рис. 7.

На этом этапе даются сведения о дополнительных и местных видах. Чтобы ученики закрепили свои знания, навыки о дополнительных и местных видах, им задается графическое задание, где им необходимо мысленно соединить отдельные части детали и выполнить его основные, а также дополнительные и местные виды.

В результате этого у ученика повысится графическая грамотность по выполнению дополнительных и местных видов, а также, формируется первичные знания по элементарному проектированию. На рис. 8 задан образец детали, по выполнению этого задания.

Рис. 8.

  1. После того как ученик овладел теоретическими, практическими знаниями, навыками, графической грамотностью, а также умением применить представление и мышление по чтению чертежа, им задаются тесты для проверки их знаний. При ответе правильно на вопросы теста проверяется и развивается их пространственное мышление, теоретические и практические знания, логическое мышление. Ниже приведены вопросы тестов.

а. вопрос теста: Определите проекции соответствующие наглядному изображению модели

б. вопрос теста: Определитепроекцииоставшихся частей детали после изъятия штрихованных частей.

  1. На следующем этапе, задаются задания требующие простейшее проектирование. Желательно чтоб их содержание было в следующем порядке.

8.1. Штрихованную сторону детали расположив параллельно фронтально проецирующей плоскости, выполнить его виды (рисунок 9) в процессе выполнения графического задания ученик постигает детали и через свое представление выполняет его виды, а также, развивается его графическая грамотность.

0

Рис. 9.

Рис. 10.

8.2. Изменение геометрической формы детали по обозначенной линии (линии с точки) (рисунок 10). При выполнении этого графического задания ученик логически мыслит, осваивает основы проектирования и образует деталь имеющую новое строение. После выполняет основные виды этой детали.

8.3. Создать конструкцию модели, которая плотно проходит через заданное отверстие (рисунок 11). Ответ этого задания не единичен, а является много ответным. В итоге гарантируется развитие у ученика пространственного мышления и воображения.

Рис. 11. а, б

8.4. Выполнить наглядное изображение модели по двум проекциям. Это тоже задание конструирования, и форма модели, т. е. его конструкция может быть в нескольких вариантах. Например на рис.12 показано, что у этой модели по двум проекциям может быть 8 наглядных изображений. Здесь можно проводит соревновательные занятия между учениками. И поощрять, тех, кто найдет больше правильных ответов. В итоге у учеников повысится интерес к предмету, они развивают пространственное воображение и мышление, а также осваивают первоначальные материалы о принципах конструирования.

Рис. 12.

Планируем на уроках по теме «Виды» разумно использовать и применять передовые технологии и интерактивные методы обучения. Но принимая во внимание, что эти рекомендации содержат много материала, мы намерены подготовить их в качестве научно-методической статьи, как вторая статья, которая является логическим продолжением этой. Потому что, нынешние учителя, ученые и методисты в целях повышения качества и эффективности образования рекомендуют использование современных информационных и педагогических технологий в учебном процессе.

Подытожив наши предложения, если обучение по теме «Виды» организовать по вышеуказанным рекомендациям, обеспечим развитие у учеников графической грамотности, пространственного воображения (представления) и мышления, а также формирование знаний о принципах конструирования.

Литература:

  1. А. Валиев и другие. Черчение (ортогональные проекции — виды). – Т.: ТГПУ, 2012. – 80 стр.
  2. Рахмонов И. и Валиев А. Черчение. – Т.: «Ворис-нашриёт», 2011. – 136 стр.
  3. Рахмонов И., Валиев А., Валиева Б. Современные технологии обучения инженерной графики. – Т.: ТГПУ, 2013. – 160 стр.
  4. Рузиев Э. И., Аширбоев А. О. Методика обучения инженерной графики. – Т.: «Фан ва технология». 2010. – 248 стр.
  5. Газиев E. Психология. – Т.: «Ўқитувчи», 2008. – 352 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): графическая грамотность, пространственного представления, обучении черчения, развития пространственного представления, виды детали, графического задания ученик, чертежа предмета, возможности развития пространственного, плоского чертежа, пространственного мышления, пространственное представление, теме «Виды», пространственное воображение, пространственного мышления учеников, чертежа предмета ученик, основные виды детали, ученика пространственного мышления, пространственного представления учеников, обучения инженерной графики, процессе обучения.


Ключевые слова

модель, интерактивные методы, навык, мышление, тест, цилиндр, виды, знание, корпус, педагогические технологии, воображение, мнение, черчение, суждение, постижение, пространственное представление, проекционное черчение, параллелепипед, конструкция модели

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос