Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся 7 класса как средство привития интереса к изучению курса геометрии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 18.05.2018

Статья просмотрена: 1256 раз

Библиографическое описание:

Косян, А. С. Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся 7 класса как средство привития интереса к изучению курса геометрии / А. С. Косян, Е. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50385/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением математического кружка для семиклассников по теме: «Наглядная геометрия». Рассматриваются цели и задачи кружка, представлено календарно-тематическое планирование.

Ключевые слова: математический кружок, курс кружка, наглядная геометрия.

Как известно, математика — предмет, который изучают в школе с первого по одиннадцатый класс. Как следствие объем определений, теорем и формул, которыми должен оперировать старшеклассник по математике, чрезвычайно велик.

Ни для кого не секрет, что любое появление новых предметов в школьном курсе для детей является сложным, вызывает стресс и боязнь не справится и не освоить новый и такой большой объем информации. К сожалению, геометрия входит в список так называемых «страшных» предметов.

Безусловно, с элементами геометрии школьники знакомятся еще в младшей школе. К среднему звену они уже знают немало геометрических фигур и не видят в этом трудностей. Но лишь единицы с большим интересом ждут разделения математики на две отдельные дисциплины. Объем полученных знаний уже велик, но есть и накопившиеся у учащихся за годы обучения пробелы, многие из которых образуются еще в начальной школе.

И наша задача, как учителей, ввести новый предмет в жизнь школьника таким образом, чтобы он был заинтересован в его изучении.

Возможно ли это сделать в рамках обычного урока? Теоретически да. Однако не стоит забывать о том, что урок не должен превращаться в маркетинговый план по внедрению детям важности и нужности данного предмета, и не уходить от плана работы. Поэтому отличным «помощником» в данном случае учителю послужит математический кружок.

Основнойцельюматематического кружка как формы внеурочной деятельности является выработка и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, и к геометрии в нашем случае. Ученик должен чувствовать удовлетворение от решенной им задачи, от установленной им самим возможности приложения математики к другим наукам.

Целью данной работы является разработка математического кружка для учащихся 7 класса по теме «Наглядная геометрия», основываясь на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и учебно — методический комплекс «Наглядная геометрия» И. Ф. Шарыгиной.

В основе курса “Наглядная геометрия” лежит практическая деятельность обучающегося, рассматриваются различные геометрические объекты, с которыми ученик сталкивается в реальной жизни. В курсе кружка нет строгих рассуждений и теорем, он составлен таким образом, чтобы стимулировать обучающегося к проведению несложных рассуждений и поиску закономерностей. Программа дает возможность провести интеграцию основной общеобразовательной программы по геометрии 7–11 класс с дополнительной программой «Наглядная геометрия», что позволяет выработать единое образовательное пространство на уроках геометрии для всестороннего развития личности. Программа основана на активной деятельности обучающихся, направленной на осмысление, накопление и систематизацию полученной геометрической информации. Она включает в себя 34 часа обучения, с проведением занятий 1 час в неделю. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, которые выходят за рамки школьной программы.

Календарно-тематическое планирование кружка «Наглядная геометрия»

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Первые шаги в геометрии.

1

1 неделя

2

Пространство и размерность.

1

2 неделя

3

Простейшие геометрические фигуры.

1

3 неделя

4

Угол. Измерение углов. Виды углов.

1

4 неделя

5

Куб и его свойства.

1

5 неделя

6

Основные элементы куба.

1

6 неделя

7

Развертка куба.

1

7 неделя

8

Изготовление бумажных моделей куба.

1

8 неделя

9

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

9 неделя

10

Треугольник. Виды треугольников.

1

10 неделя

11

Конструкции из треугольников.

1

11 неделя

12

Практическая работа “Треугольник”.

1

12 неделя

13

Многогранники. Параллелепипед и его свойства.

1

13 неделя

14

Сечения параллелепипеда.

1

14 неделя

15

Призма.

1

15 неделя

16

Свойства и сечения прямой призмы.

16 неделя

17

Пирамида.

1

17 неделя

18

Треугольная пирамида, ее свойства и сечения.

1

18 неделя

19

Правильные многогранники.

1

19 неделя

20

Геометрические головоломки.

1

20 неделя

21

Геометрия танграма.

1

21 неделя

22

Старинные русские меры длины.

1

22 неделя

23

Старинные русские меры длины.

1

23 неделя

24

Вычисление длины, площади и объема.

1

24 неделя

25

Практическая работа “Площадь”.

1

25 неделя

26

Практическая работа “Объемы”

1

26 неделя

27

Окружность и круг.

1

27 неделя

28

Из истории зодчества Древней Руси.

1

28 неделя

29

Решение занимательных геометрических задач.

1

29 неделя

30

Геометрический тренинг.

1

30 неделя

31

Задачи со спичками.

1

31 неделя

32

Задачи, головоломки, игры.

1

32 неделя

33

Задачи, головоломки, игры.

1

33 неделя

34

Итоговое занятие.

1

34 неделя

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей обучающегося (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека. Курс кружка даёт возможность обучающимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, расширить математический кругозор и эрудицию, позволяет реализовать свои возможности, обрести уверенность в себе, способствует формированию познавательных учебных действий.

Основные цели кружка:

– создание запаса геометрических представлений как основы для формирования геометрических понятий, идей, методов;

– максимальное развитие познавательных способностей учащихся;

– обозначить роль геометрических знаний в познании мира;

– развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося;

– развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса обучающихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;

– формирование логического и абстрактного мышления;

– формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

Задачи:

– целостное развитие мышления обучающихся, как наглядно-образного и практического, так и логического;

– развитие математического языка и речи учащихся; расширение кругозора (в том числе и за счет привлечения исторических сведений);

– формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных дисциплинах и на практике (прикладная направленность курса);

– формирование готовности к изучению систематического курса геометрии;

– вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности;

– познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач.

Ученик, прошедший курс кружка, научится применять полученные знания не только в школьном курсе геометрии 8–11 классов, но и разовьет свои пространственные представления, образное мышление, изобразительно-графические умения, приемы конструктивной деятельности, т. е. сформирует геометрическое мышление.

Подводя итог, можно сказать, что данный курс является незаменимым помощником для учителя, имеет большое прикладное и общеобразовательное значение.

Динамичный, наглядный и стимулирующий стиль ведения кружка делает его идеальным инструментом в пробуждении интереса к геометрии, к ее красоте, неожиданности, предсказательной силе и волшебной связи со всем окружающим.

Во время прохождения педагогической практики разработанные занятия были частично апробированы на учащихся Уссурийского суворовского военного училища. Как показывает опыт проведения, с помощью кружка можно действительно улучшить знание математики и привить интерес к ее изучению. Механически заучиваемые и воспроизводимые определения и теоремы превращаются в осмысленные, экспериментально проверяемые понятия. Теперь учащиеся с удовольствием составляют собственные суждения об их истинности. Дети (даже не слишком «сильные» и разговорчивые) увлечены работой, они не отвлекаются, с охотой и радостью делятся друг с другом своими достижениями. Естественно, у них развивается стремление к красивому и ясному изложению своих мыслей, возникает чувство авторства, ценности своих экспериментов и т. д. Это подтверждается результатами проведенных опросов.

Несомненно, разработанный математический кружок помогает сделать обучение геометрии, а значит и всей математики в целом, более эффективным, интересным.

Литература:

  1. Гусев В. А., Орлов А. И., Розенталь А. Л. Внеклассная Работа по Математике в 6–8 Классах. — М.: Просвещение, 1984
  2. Дюсембаева Б. У. Внеклассная работа по математике. UPL:http://b.slave.festival.1september.ru/articles/538428/ [дата обращения 18.03.2015].
  3. Мещеряков В. В. Организация работы математического кружка учащихся 5–6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 6. — С. 91–95. — URL: http://e-koncept.ru/2015/65219.htm.
  4. Смирнов В. А., Смирнова И. М., Ященко И. В. Наглядная геометрия. — МЦНМО, 2017.
  5. Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Учебное пособие «Наглядная геометрия» 5–6 класс. Изд-во: «Дрофа», 2014
Основные термины (генерируются автоматически): неделя, математический кружок, задача, курс кружка, практическая работа, конструктивная деятельность, наглядная геометрия, образное мышление, русская мера длины, формирование готовности.


Ключевые слова

математический кружок, наглядная геометрия, курс кружка

Похожие статьи

Наглядная геометрия | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Форма: кружок. Направление воспитания: творческое, сознательное отношение к своему образованию.

Курс «Наглядная геометрия» рассчитан на два года — 5 и 6 классы, 2 часа в неделю, 68 часов в каждом классе, всего 136 часов.

Развитие пространственного мышления учеников при обучении...

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся... – развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности...

Математическая мозаика | Статья в журнале «Школьная...»

Форма: кружок. Направление воспитания: воспитание социальной ответственности и

– развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся

практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

развитие пространственных представлений, образного мышления

Задачи курса наглядной геометрии.

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся...

формирование готовности к изучению систематического курса геометрии.

Программа внеурочной деятельности по математике...

1) Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия».

Ленинградские математические кружки: пособие для внеклассной работы.

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность, форма проведения...

Психолого-педагогические особенности обучения младших...

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся... Безусловно, с элементами геометрии школьники знакомятся еще в младшей школе.

Курс «Наглядная геометрия» рассчитан на два года — 5 и 6 классы, 2 часа в неделю...

Логические задачи на математических кружках в основной школе

Данная статья посвящена обзору применения логических задач на математических кружках в основной школе. Использование логических задач на внеклассной работе позволяет совершенствовать логическое мышление, формировать интерес к предмету...

Развитие творческого мышления учащихся при изучении понятий...

...познавательная деятельность, творческие задания, решения задач, мотивация, интерес.

В процессе развития творческого мышления, а также формирования пространственных

С боковыми гранями соединено. Наглядная геометрия | Статья в журнале «Школьная...

Похожие статьи

Наглядная геометрия | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Форма: кружок. Направление воспитания: творческое, сознательное отношение к своему образованию.

Курс «Наглядная геометрия» рассчитан на два года — 5 и 6 классы, 2 часа в неделю, 68 часов в каждом классе, всего 136 часов.

Развитие пространственного мышления учеников при обучении...

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся... – развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности...

Математическая мозаика | Статья в журнале «Школьная...»

Форма: кружок. Направление воспитания: воспитание социальной ответственности и

– развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся

практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

развитие пространственных представлений, образного мышления

Задачи курса наглядной геометрии.

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся...

формирование готовности к изучению систематического курса геометрии.

Программа внеурочной деятельности по математике...

1) Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия».

Ленинградские математические кружки: пособие для внеклассной работы.

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность, форма проведения...

Психолого-педагогические особенности обучения младших...

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся... Безусловно, с элементами геометрии школьники знакомятся еще в младшей школе.

Курс «Наглядная геометрия» рассчитан на два года — 5 и 6 классы, 2 часа в неделю...

Логические задачи на математических кружках в основной школе

Данная статья посвящена обзору применения логических задач на математических кружках в основной школе. Использование логических задач на внеклассной работе позволяет совершенствовать логическое мышление, формировать интерес к предмету...

Развитие творческого мышления учащихся при изучении понятий...

...познавательная деятельность, творческие задания, решения задач, мотивация, интерес.

В процессе развития творческого мышления, а также формирования пространственных

С боковыми гранями соединено. Наглядная геометрия | Статья в журнале «Школьная...

Задать вопрос