Ведущая роль в проявлении этнических особенностей, мировоззрения, их проявления в многонациональном обществе принадлежит этнопедагогике. Этнопедагогическая среда формирует личность человека — носителя своей культуры, и в то же время способного усваивать традиции, культуру, язык других наций. Национальная система воспитания необходима для подготовки современной молодежи к семейной жизни, для ознакомления с национальными традициями воспитания детей, традициями взаимоотношений между родителями и детьми.
Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогические подходы, национальное образование, этнопедагогизация, многонациональная среда, национальное воспитание, культура народов
Возрастающие интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества, резко возросшее этническое самосознание в стране все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур и языков дает основание говорить о поликультурном образовании и воспитании, органически связывающем все виды культур в едином видении. Традиционное национальное и этническое воспитание выступает как средство приобщения к мировой всеобщей культуре. Современная модель национального и этнического образования должна базироваться на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество. Анализ этапов развития этнопедагогических теорий и концепций позволяет сделать вывод о том, что, прежде чем индивид сопоставит себя с мировой, общечеловеческой культурой и узнает «язык» другого народа, необходимо, чтобы он хорошо знал свою национальную культуру. Только гуманизация и гуманитаризация образования представляет широкие возможности для передачи подлинного этнокультурного своеобразия [1,3].
На уровне школы в процессе этнопедагогизации доминирующее значение имеет учет психологических особенностей учащихся. Этнопедагогическое обоснование воспитания — сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов воспитания достойного члена обществе, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Это не что иное, как передача социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии.
Этнопедагогика выражает интересы всех слоев народа, его педагогические взгляды, педагогику семьи, рода, племени. Эта педагогика учитывает особенности национального характера, представления и взгляды на сущность воспитательного процесса. Представления, взгляды, идеи проникают в систему воспитания и образования сквозь призму конкретных вопросов, более глубоко затрагивающих интересы народа на том или ином этапе исторического развития. Нужно отметить, что функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни и способствует проникновению в сознание людей различных аспектов умственной, нравственной, экологической, эстетической и физической культуры, трудовых навыков.
Республика Башкортостан многонациональна по своему составу. И каждая нация обладает своей уникальной культурой, старается поддерживать свои обычаи, традиции. Культура народов представляет собой неисчерпаемый источник мудрости, опыта и даже знаний, накопленных веками. Они являются достоянием и гордостью не только своих народов, но и человечества в целом. Каждый ребенок усваивает культуру своих предков в процессе общения дома в семье, а потом уже и в процессе общения со сверстниками в школе. В детстве он безоценочно воспринимает отношения, ценности, обыденную практику жизни родного народа, богатство родного языка [4]. Но общественная жизнь такова, что ребенок, начиная с дошкольного возраста, попадает в различные культурные потоки и связи. Поэтому для равноправного и равновесного существования в обществе учащиеся нуждаются в знаниях культуры народов, которые проживают рядом с ними.
Ведущая роль в проявлении учащихся, начиная с младших классов, этнических особенностей, мировоззрения, их проявления в многонациональном обществе принадлежит этнопедагогике. Этнопедагогическая среда формирует личность человека — носителя своей культуры, и в то же время способного усваивать традиции, культуру, язык других наций [5]. От того, как будет развита в детях способность понимать человека другой культуры, национальности, зависит умение последующих поколений жить в мире и согласии, решать задачи совершенствования общества.
Национальная система воспитания — это не только совокупность методов воспитания детей, применявшаяся столетия назад нашими предками. Она необходима нам сегодня и для подготовки современной молодежи к семейной жизни, для ознакомления с национальными традициями воспитания детей, традициями взаимоотношений между родителями и детьми.
В современных условиях комбинированная этнопедагогическая работа оказывается эффективной и осуществляется в связке «ученики-учителя-родители». Различные жизненные примеры и практики играют решающую роль в воспитании национальной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности. Это национальные герои, выдающиеся мыслители, общественные деятели и другие личности. Учителю, в этнопедагогической работе в многонациональной среде, следует обратиться к информации, которая воспринимается положительно представителями всех национальностей. Национальные кодексы чести многих народов ни разу ни у кого не вызывали сомнений. Использование на уроках примеров из духовной жизни разных народов во всех случаях было эффективным. В результате диалога культур и чужое, не свое становится родным. Например, у башкирского народа, как и у многих других народов, сохранилась традиция геронтотомии — обычай почитания старших, который играет важную роль и в нынешней общественной жизни.
В современном полиэтническом мире и многонациональной стране педагогика может эффективно функционировать преимущественно в качестве этнопедагогики. Как показывают современные исследования, учащиеся слабо знают культуру, историю, традиции и обычаи народов своего региона. Такие знания, наряду с материалами по культуре межнационального взаимодействия, описанием психологических особенностей различных наций и народностей — основное условие и основа развития культуры межнационального взаимодействия учащихся.
Этнопедагогические подходы в учебно-воспитательном процессе становятся особо важными в условиях неоднородности контингента учащихся по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности. Профессиональная подготовка современного учителя должна быть ориентирована на работу в поликультурной и многонациональной среде: овладение несколькими языками и культурами, теорией поликультурного образования и воспитания, понимание социально-психологических особенностей и менталитета учащихся, владение технологиями проектирования интегрированных уроков.
Если мы хотим возродить свои национальные традиции, идеи и опыт народной педагогики, она должна изучаться учащимися и использоваться педагогами с первого по одиннадцатые классы. Я. Каменский писал: «…корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте». В последние десятилетия этот принцип не выполняется в полной мере нашими семьями и школами. Дети плохо знают башкирские пословицы и поговорками, загадки, сказки, эпосы, традиции и обычаи.
Материалы различных этнопедагогических традиций повышают этническое самосознание учащихся, благоприятствуют проведению различного рода сопоставлений и сравнений с аналогичными формами других народов, обогащая ассоциативную память, способствуя культурному росту и расширению кругозора [6].
Задача педагога, работающего в сфере социального творчества, — познакомить учащихся с обрядами, традициями, сказками, легендами, песнями всех народов, живущих на территории региона. Существует множество методов и приемов для решения этой задачи. На каждом уроке, классном часе можно выделить небольшое количество времени, чтобы рассказать учащимся о той или иной культуре, дать им творческую работу, которую они смогли бы сделать тут же, на уроке, или дать задание на дом. Задание должно быть творческим, познавательным, чтобы у каждого ученика появился интерес, и он захотел бы спросить при затруднении выполнения что-либо у родителей, заглянуть в энциклопедию, википедию или просто задуматься над поставленной перед ним задачей. К таким видам домашних заданий можно отнести составление кроссвордов на такие темы, как «Башкирская кухня», «Герои русских сказок» и другие, конкурс на создание русской или башкирской сказки на уже известный сюжет, на лучший рисунок на фрагмент русской или башкирской жизни народа, на лучшее стихотворение. Причем домашнее задание обязательно должно проводиться на конкурсной основе, чтобы у детей было стремление создать творческую работу, отличающуюся от других чем-то новым, уникальным. Во время проверки домашнего задания необходимо подключать всех учеников к обсуждению работы отвечающего, но сделать это так, чтобы обсуждение базировалось на доброте и искренности. Дети должны не обличать друг друга в ошибках и недоработках, а уметь видеть достоинства и недостатки другого, уметь тактично говорить о них, стараться не обидеть, давать совет по поводу того, что сделать, чтобы работа была лучше. Педагог должен чутко реагировать и зорко следить за дискуссией ребят, вносить свои поправки.
В школах стало традицией проводить Фестиваль народов республики, спортивный праздник «Сабантуй», составление и проведение праздника шежере-родословная. Дети с большим желанием, интересом и ответственно готовятся к таким мероприятиям: сначала сами изучают культуру, быт, обряды какого-то конкретного народа, готовят костюмы. Изучают историю своей семьи, рода, составляют родословную. Красочно проходит спортивный праздник «Сабантуй». Здесь дети знакомятся с народными играми. И важную роль играет то, что праздник проходит на природе (в парке). Такие мероприятия, во-первых, вызывают интерес к традициям, обычаям, культуре другого народа, во-вторых, дети учатся уважать, ценить культуру рядом живущих народов, и в- третьих, развивает ум, мышление, расширяет кругозор и играет важную роль в воспитании детей в духе межнационального согласия.
Большую воспитательную роль играет знакомство учащимися на уроках с народными праздниками как «Курбан байрам», «Грачиная каша», «Кукушкин чай», «Навруз» и другие, где дети знакомятся с традициями, обрядами башкирского народа.
Знакомство детей с культурами разных народов должно быть серьезным, интересным, объемным, но и в то же время красочным и увлекательным. Для этого нужно проводить комплекс мероприятий, охватывающее длительное время. Это нужно для того, чтобы дети лучше смогли прочувствовать духовную жизнь народа. Каждый ученик должен научиться ценить культуру людей любых национальностей, живущих с ним по соседству, должен жить в мире, компромиссе и согласии, должен быть знающим, начитанным и грамотным человеком.
Литература:
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Академия, 1999. — 168 с.
- Нездемковская Г. В. Зарождение и развитие этнопедагогики // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 325. — С. 157–163.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. — М., 2004. — 336с.
- Садыков Р. М., Садыкова Г. М. Лингвокультурологический аспект обучения башкирскому языку // Международный журнал экспериментального образования. — 2016. — № 4–1. — С. 166–170.
- Сулейманова П. В. Этнокультурный потенциал образовательной среды ССУЗА многонационального региона // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 1.;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8353 (дата обращения: 21.03.2017).
- Ширяева Н. С. Применение этнопедагогических технологий как фактор качества процесса обучения // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 2(18). — С. 111–114.