Сущность пенсионного страхования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 2321 раз

Библиографическое описание:

Сатторкулов, О. Т. Сущность пенсионного страхования / О. Т. Сатторкулов, Б. Б. Тошбоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 363-364. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41099/ (дата обращения: 16.12.2024).



Процесс поэтапного перехода республики к рыночным отношениям потребовал адекватного реформирования пенсионной системы, которая последовательно преобразовывается из централизованной системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, способную самостоятельно, при координации государства, адаптироваться к механизмам рыночного развития. Осуществляемая за прошедшие годы сильная социальная политика в республике, оказала существенное влияние на стабилизацию социально-экономической ситуации в обществе и создала необходимые условия успешного осуществления экономических реформ. В этом аспекте наиболее важное с социально-экономической точки зрения являются социальное и пенсионное страхование работающих граждан Узбекистана. [1, с. 3].

Общее название «социальное обеспечение» объединяет в себе различные формы социальной защиты населения, одним из которых является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение предлагается рассматривать в широком и узком понимании. Под пенсионным обеспечением в его расширенном виде понимается совокупность денежных отношений по формированию и использованию финансовых ресурсов социального назначения и части средств бюджетов различных уровней бюджетной системы на возмещение потерь в доходах граждан, достигших не трудоспособного возраста, получивших инвалидность или по случаю потери кормильца. Пенсионное обеспечение представляет собой государственную и негосударственную, обязательную и добровольную поддержку лиц, потерявших способность трудиться из-за старости или потерявших доходы по иным обстоятельствам. Всего на реализацию мер, предусмотренных в Государственной программе «Год внимания и заботы о старшем поколении», за счет всех источников было затрачено 2 триллиона 246 миллиардов сумов и более 225 миллионов долларов. [2, с. 2].

Пенсионное обеспечение граждан в узком его понимании является одной из форм пенсионного обеспечения в целом, которое осуществляется за счёт бюджетных средств всем нуждающимся гражданам в случае наступления инвалидности, пенсионного возраста и потери кормильца независимо от наличия трудового стажа и получаемых доходов.

Система организации пенсионного страхования в стране носит название пенсионной системы. К числу элементов, объединяющих пенсионное страхование в единое целое, относятся:

1) единство цели, поскольку деятельность системы в целом и каждого направления (обязательного и добровольного государственного и негосударственного пенсионного страхования) подчинено единой цели — обеспечению достойного уровня жизни после наступления пенсионного возраста;

2) единство принципов, на которых построена система пенсионного страхования Республики Узбекистан;

3) единая правовая база — на всей территории Республики Узбекистан действует единая законодательная база, регламентирующая права, обязанности и ответственность всех субъектов пенсионной системы, порядок формирования и использования финансовых ресурсов этой системы, а также контроль за нормальным её функционированием; 4)единство органов регулирования и контроля этой системы. Качественными свойствами пенсионной системы Республики Узбекистан являются: целостность, сложность, экономичность, финансовая устойчивость, надежность, адаптивность, структурная стабильность, единое географическое, правовое и социальное пространство.

В самом термине «пенсионное страхование» присутствует указание наличие страховых отношений. Являясь отраслью страхования, пенсионное страхование существенно отличается от классического страхования. Во-первых, работники не платят из своей заработной платы (доходов) страховые взносы, их уплачивают в обязательном порядке в полном объем работодатели (страхователи). Во- вторых, суммы уплаченных работодателем страховых взносов не эквивалентны пенсиям, которые получат работники после выхода на пенсию. Это связано с установленным порядком начисления пенсий, с длительным временным промежутком страхования, с инфляционными процессами и другими причинами. В то же время, нельзя не видеть в пенсионном страховании страховых отношений. Наступление пенсионного возраста и потеря способности полноценно трудиться — это один из видов социального риска, для компенсации которого создаются страховые пенсионные фонды. Страховым риском, по поводу которого осуществляется обязательное пенсионное страхование, признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. При этом под страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Пенсионное страхование предусматривает, что основные выплаты страхового обеспечения осуществляются при достижении застрахованным лицом пенсионного возраста (наступлении страхового случая), определенного законодательством и зависит обычно от величины получаемой им оплаты труда. Все это позволяет сделать вывод о том, что пенсионное страхование представляет собой частную финансовую категорию в особой страховой форме. Поэтому ей присущи и общие функции финансов, и функции страхования.

Учитывая сказанное, пенсионное страхование выполняет следующие функции:

1) образования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов;

2) использования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов;

3) замещения (возмещения) заработной платы (дохода) застрахованного лица при наступлении пенсионного возраста (страхового случая).

Как уже отмечалось, пенсионное страхование в Республике Узбекистан осуществляется в обязательной и добровольной формах. Исходя из этого и степени государственного вмешательства возможны следующие формы (институты) пенсионного страхования: государственное обязательное пенсионное страхование; государственное добровольное пенсионное страхование; негосударственное обязательное пенсионное страхование; добровольное дополнительное пенсионное страхование; негосударственное добровольное пенсионное страхование. При формировании системы пенсионного страхования необходимо влияние и возможности всех его форм. Преобладающей из них в Республике Узбекистан является государственное обязательное пенсионное страхование. Однако для построения сбалансированной пенсионной системы необходимо ускоренное развитие добровольного пенсионного страхования путем комбинации его различных форм.

Литература:

  1. Умурзаков Б. Х. Социально-экономическая сущность пенсионных взносов и налоговых платежей населения. //сборник материалов научно-практической конференции. – Т.: Университет. 2014.
  2. Каримов И. А. «Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создание еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса». Т., Народное слово.17.01. 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): пенсионное страхование, пенсионный возраст, пенсионное обеспечение, Узбекистан, застрахованное лицо, пенсионная система, потеря кормильца, государственное обязательное пенсионное страхование, заработная плата, обязательное пенсионное страхование.


Задать вопрос