Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Райимбердиева О. Р. Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 344-346. — URL https://moluch.ru/archive/146/41144/ (дата обращения: 23.05.2018).



В современных условиях развития экономики первостепенная роль принадлежит инновационной деятельности, позволяющей обеспечивать непрерывное обновление технической и технологической базы производства, снижать себестоимость, проникать на мировые рынки товаров и услуг.

Узбекистан за годы независимости последовательно осуществляет структурную перестройку, направленную на инновационное развитие, модернизацию и технологическое обновление производств, выпуск наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, ориентированной на экспорт.

В условиях расширения процессов интеграции, усиления международной конкуренции важным фактором обеспечения высоких и устойчивых темпов роста экономики является постоянное движение страны по пути укрепления своих конкурентных преимуществ на основе перехода к инновационной модели экономического развития. [1]

Особенно актуально эта проблема стоит перед Узбекистаном. Задача отечественной экономической науки состоит в научном обосновании ответов на ряд ключевых вопросов по переходу Республики Узбекистан к инновационной модели экономического роста. В связи с этим возникает ряд вопросов о путях и механизмах развития инновационного сектора экономики Узбекистана, усиления на этой основе потенциала конкурентных преимуществ республики.

В Узбекистане за годы экономических реформ значительно укреплена нормативно-правовая база, сформирована система преференций и льгот, открыт широкий доступ субъектов малого бизнеса к основным высоколиквидным материальным ресурсам, сокращено вмешательство контролирующих структур в финансово-хозяйственную деятельность предприятий, существенно расширены экономические свободы и права предпринимателей. Важное значение имеет принятие мер по сокращению видов и упрощению процедур для осуществления предпринимательской деятельности, усовершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства, введению уведомительного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства. [1]

Проводимые целенаправленные меры по поддержке малого бизнеса способствуют достижению реальных позитивных сдвигов в увеличении доли малого бизнеса в ВВП и занятости населения в этом секторе экономики. [1]

Современная отраслевая структура малого предпринимательства в значительной мере характеризуется спецификой регионов и особенностями развития экономики страны. Динамика отраслевой структуры предпринимательства является наиболее чутким индикатором изменений сравнительной привлекательности отдельных отраслей для малого бизнеса.

Для стимулирования развития малого частного бизнеса в индустриальном секторе Узбекистана, необходимо решение следующих организационно-экономических задач:

− диверсификация и совершенствование механизмов поддержки производителей импортозамещающих и экспортных товаров потребительского назначения;

− повышение эффективности маркетинговых исследований республиканского и международного товарных рынков путем создания соответствующей инфраструктуры, как в самой республике, так и в странах — целевых рынках сбыта отечественной продукции потребительского назначения, а также в строительстве, транспорте и связи;

− информационная поддержка отечественных производителей импортозаменяющей и экспортоориентированной потребительской продукции путем обеспечения их реального доступа к необходимой для их деятельности полноценной информации;

− доступ к базам инновационных проектов может осуществляться за счет расширения спектра изданий, посвященных вопросам инноваций и формирования базы данных по инновациям с организацией специальных в Veb-сайтов в сети интернет;

− расширение привлечения отечественного и иностранного капитала.

Исследования, проведенные учеными, показывают, что развитие малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане целесообразно проводить в контексте инновационного развития стратегически важных секторов экономики, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом на рынке и отвечающую современным требованиям покупателей. [2]

Опыт развитых стран ещё раз подтверждает, что малый бизнес эффективно осваивает передовые технологии. Ведь рынок живет нововведениями, и инновационное ускорение является основой его устойчивого развития.

Инновационный тип производства предъявляет особые требования к персоналу. Сегодня от работника требуются профессионализм, гибкость и подвижность мышления, способность работать в команде.

Таким образом, в Узбекистане имеются все предпосылки для развития инновационного бизнеса. Риски инновационной деятельности могут быть уменьшены путем регулирования масштабов внедрения инновации в малом и частном предпринимательстве.

Для обеспечения инновационно-ориентированного развития Узбекистана, на наш взгляд необходимо решение следующих первоочередных задач:

− усиление роли частного сектора, способного увеличить экспорт за счет более эффективной конкуренции. Такого рода предприятия испытывают недостаток инициативы, столь важной в конкурентной борьбе на мировых рынках;

− улучшение параметров стабильности макроэкономической среды (в частности, снижение уровня инфляции);

− расширение доступа на основные экспортные рынки путем проведения переговоров с основными странами-потребителями по снятию торговых, прежде всего нетарифных барьеров на экспортные товары Узбекистана;

− повышение конкурентоспособности экономики и модернизации производственных фондов использования передовых технологий и методов управления производством в передовых отраслях;

− укрепление научно-технического потенциала, необходимого для дальнейшего расширения производства инвестиционных товаров и диверсификации продукции;

− стимулирование технологического перевооружения производства и внедрение инновационных технологий;

− создание единой системы непрерывной подготовки кадров для малых предприятий, способных быстро приспосабливаться к непрерывно изменяющейся конъюнктуре рынка.

Совершенствование в Республике Узбекистан национальной инновационной системы является ключевой задачей не только научно-технической сферы, но и повышения роли малого бизнеса в отечественной экономике и углубления интеграции страны в систему мирохозяйственных связей.

Литература:

  1. Югай А. Б. Малый бизнес Узбекистана: государственное регулирование ради развития. – Т.: 2012 г.
  2. Рузметов А. Н. Развитие малого бизнеса в Узбекистане. – Т.: 2013 г.
Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, экономики Узбекистана, инновационной модели экономического, развития экономики, конкурентоспособности экономики Узбекистана, сектора экономики Узбекистана, развития инновационного, развития экономики первостепенная, инновационной деятельности, развития экономики страны, субъектов малого бизнеса, субъектов предпринимательства, развития инновационного бизнеса, доли малого бизнеса, структура малого предпринимательства, поддержке малого бизнеса, Развитие малого бизнеса, роли малого бизнеса, развитие малого бизнеса, развития Узбекистана.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос