Авторы: Сирожиддинов Камолиддин Икромиддинович, Ходжибаева Икбола Валиевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 19.05.2016

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Сирожиддинов К. И., Ходжибаева И. В. Стимулирование и поддержка инновационного развития малого бизнеса в Узбекистане // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 873-875.



В статье исследованы основныефакторы ускорения развития и поддержки инновационного развития малого бизнеса в современных условиях.

The article examines the main factors to accelerate the development and support of innovative development of small business in modern conditions.

В последние годы в Узбекистане проводится широкомасштабная модернизация социально-экономической жизни. Она имеет прямое отношение и к развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. Это обусловлено тем, что данный сектор экономики сформировался в качестве решающей сферы, обеспечивающей основную часть занятости населения и его доходов, как в части заработной платы, так и в виде предпринимательского дохода. По официальным данным в настоящее время более половины своих доходов население получает в виде доходов от предпринимательской деятельности.

Как известно, устойчивый и сбалансированный экономический рост, конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации опираются на широкое внедрение научно-технических достижений. Поэтому и развитие малого бизнеса должно происходит на базе новой техники и передовых технологий, требуется придание этому процессу инновационного характера. Именно таким путем возможно достижение его требуемой социально-экономической эффективности. Мировой опыт показывает, что инициатива и инновации должны составлять сущность предпринимательской деятельности. В национальной экономике решение данной проблемы основывается на создание благоприятных условий для инновационной деятельности субъектов малого бизнеса.

Предприниматель должен постоянно работать над собой, создать и внедрять новое. Конкурентная борьба в рыночной экономике требует инновационной активности, она становится жизненной необходимостью. При обобщенном подходе можно выделить следующие факторы предпринимательской инициативы в малом бизнесе:

  1. Стимулы. Они побуждают предпринимателя к рискам при инновациях.
  2. Возможности. Характеризуют наличие условий для инноваций.
  3. Ограничения. Они ограничивают инновационную деятельность, означают наличие ограничений на пути создания внедрения инноваций.

Естественно, предприниматель и в инновационной деятельности имеет целью получение прибыли. Он стремится к созданию качественного, конкурентоспособного продукта и при внедрении инноваций, при производстве новой продукции. Для этого он совершенствует технологию производства, приобретает новое высокотехнологичное оборудование, занимается поиском новшеств. Вместе с тем существуют определенные ограничения, прежде всего финансовые. Большие вложения и издержки еще не гарантируют рыночный успех. Значить инновации требуют от предпринимателя комплексного подхода к проблеме. Во многих случаях усилия только самого предпринимателя оказываются недостаточными.

Инновации осуществляются в рамках общего инвестиционного процесса. Поэтому создание благоприятных условий и стимулирование инновационной деятельности является органической частью инвестиционной политики государства, направленной на создание соответствующего инвестиционного климата в стране. В докладе Всемирного банка отмечено, что Узбекистан входит в первую десятку стран мира, которые за 2015 год достигли наилучших результатов в области улучшения деловой среды для предпринимательской деятельности. Как подчеркивает Президент И. А. Каримов, проводимая работа по улучшению делового климата находит свое позитивное отражение в рейтингах деловой среды международных экономических организаций. В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» Узбекистан за один год поднялся на 16 пунктов и занял 87 место, по критерию поддержка нового бизнеса занимает 42-е место в мире, по обеспечению исполнения заключенных договоров — 32-е, по индикатору предоставление кредитов субъектам малого бизнеса — 42-е. Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте в Узбекистане возросла с 31 процента в 2000 году до 56,7 процента в 2015 году. В этой сфере производится треть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции. В ней трудится более 77 процентов всего занятого населения [1].

Известно, что силой, подталкивающей предпринимателя к инициативе и инновациям, является сила конкуренции. Опыт развитых стран показывает, свободная конкуренция в экономике не может существовать сама по себе, необходимы правовые и организационные меры по ее поддержки, антимонопольная политика. Необходима поддержка конкурентоспособности субъектов малого бизнеса и на внешних рынках. Поэтому в Узбекистане субъекты малого бизнеса и фермеры, в отличие от промышленных предприятий-экспортеров, освобождены от обязательной продажи банкам 50 процентов валютной выручки от экспорта своей продукции. В 2013 году при Национальном банке внешнеэкономической деятельности создан Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса. Он оказывает юридические, финансовые и организационные услуги субъектам предпринимательства по продвижению их товаров и услуг на зарубежные рынки. В 2015 году специалисты фонда оказали юридические, финансовые и организационные услуги 3213 субъектам предпринимательства в этом направлении. В результате проведенной работы осуществлен экспорт товаров и услуг на общую сумму 1,05 миллиарда долларов. В рамках этой работы 2,9 тысячи предпринимателям оказано содействие в изучении внешних рынков, 90 субъектов предпринимательства нашли своих партнеров за рубежом, 116 предпринимателей получили помощь в составлении экспортных контрактов в вводе данных в единую систему внешнеторгового оборота. В 2015 году фонд оказал финансовое содействие в размере 341 миллионов сумов для покрытия расходов по участию предпринимателей в международных выставках и это больше аналогичного показателя 2014 года в 4 раза.

Конкурентоспособность бизнеса как на внутреннем, так и на внешнем рынках поддерживается инновационным развитием бизнеса. В инновационном процессе требуется взаимодействие предпринимателя и исследователя, ибо в большинстве случаев инвестор и автор инновации — разные лица. В стране имеются достаточно широкие интеллектуальные возможности для инноваций в малом бизнесе. В 2015 году рост приема заявок по объектам интеллектуальной собственности составил 11,5 процента, в том числе принято заявок: на изобретения — 507, полезные модели — 190, промышленные образцы — 238, товарные знаки — 5615, селекционные достижения — 25, программы для ЭВМ – 521 и базы данных — 115. В государственных регистрах зарегистрирован 2651 объект интеллектуальной собственности, что на 17,5 процента больше, чем в 2014 году. Научно-исследовательская работа активно ведется в высших учебных заведения, где сформировано более 1230 инновационных групп, которые сотрудничают с более 4400 предприятиями.

Для внедрения инноваций нужны средства. Предприниматель может использовать свои собственные и заемные средства. Объединению финансовых ресурсов способствует организация акционерных обществ, холдингов и других структур. Однако, они в основном они нацелены на обслуживание финансовых потребностей крупного бизнеса. Поэтому для малого бизнеса основным внешним финансовым источником является банковское кредитование.

В финансовой поддержке малого бизнеса активно участвует коммерческие банки. «Агробанк» только за первые 5 месяцев 2013 года он предоставил субъектам малого бизнеса кредитов на 265 млрд. сумов, в том числе для развития для развития семейного бизнеса и ремесленничества — 4,5 млрд. сумов. Благодаря этому создано более 16 тыс. новых рабочих мест. В Узбекистане производственный потенциал малого бизнеса в существенной мере определяет продовольственную безопасность страны. За первые 5 месяцев 2013 года «Агробанк» для финансирования 2,1 тыс. проектов данного направления выделил 82,7 млрд. сумов кредитов. В том числе в сферу животноводства — 31,1 млрд. сумов, птицеводства — 7,2 млрд. сумов, рыбоводства — 2,8 млрд. сумов, пчеловодства — 1,8 млн. сумов. Региональные филиалы банка направили кредитных ресурсов: для создания интенсивных садов и виноградарства — 9,2 млрд. сумов, развития тепличных хозяйств — 9,5 млрд. сумов, выращивания овощей и бахчевых — 13.6 млрд. сумов. На проекты по переработке сельскохозяйственной продукции было выделено 6,9 млрд. сумов. На 2016 год «Агробанк» намерен выделить 1196 млрд. сумов средств для кредитной поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства, финансовой поддержки бизнес-проектов женщин и молодежи. В этом процессе активно участвуют и другие банки. Например, Народный банк в 2015 году выделил 4160 женщинам- предпринимателям кредиты на сумму125,6 млрд. сумов и 4000 выпускникам профессиональных колледжей — на 33,6 млрд. сумов.

По инициативе общественного движения молодежи «Камолот» в 2015 году прошел 1 республиканский бизнес-форум «Молодежное предпринимательство в Узбекистане: состояние и перспективы», где были представлены инициативы свыше 1,5 тысячи юных представителей деловой среды. В рамках проекта «Молодой предприниматель — опора страны» 314 авторам самых перспективных бизнес-планов вручены рекомендации для получения льготных кредитов коммерческих банков на 7 млрд. сумов. Кроме того, 353 участника конкурса «Моя бизнес-идея» стали обладателями займов почти на 3,6 млрд. сумов.

В Узбекистане реализуемые комплексные меры по дальнейшему улучшению инвестиционной среды, обеспечению надежной защиты малого бизнеса, снятию преград для его деятельности и всесторонней поддержки способствовали созданию в 2015 году 26,9 тысячи новых субъектов частного предпринимательства (без дехканских и фермерских хозяйств). Количество действующих субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на 1 января 2016 года превысило 207,1 тысячи и выросло за год на 5,7 процента. За 2015 год ими освоено инвестиций в экономику на сумму около 14,8 трлн. сумов, что составляет 36,3 процента от общего объема освоенных инвестиций в стране. Эти субъекты выполнили за 2015 год строительных работ на сумму более 17 трлн. сумов, что составляет 67,2 процента от общего объема строительных работ и на 14,4 процента больше уровня 2014 года.

Таким образом, малый бизнес является важной частью экономики Узбекистана, вносит достойный вклад в социально-экономическое развитие страны и имеет благоприятные условия и перспективы развития.

Литература:

  1. Каримов И. А. Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. Докладна заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. — Народное слово, 16 января 2016 года.
  2. Касымов Г. М., Махмудов Б. Д. Основы национальной экономики. Учебник. – Т.: «Мехнат», 2004.
  3. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 685 с.
Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, субъектов малого бизнеса, частного предпринимательства, субъектам малого бизнеса, развития малого бизнеса, инновационного развития малого, сумов кредитов, развитию малого бизнеса, сумов средств, развитие малого бизнеса, субъекты малого бизнеса, малого бизнеса кредитов, инновационной деятельности, Доля малого бизнеса, малого бизнеса основным, предпринимательской деятельности, поддержки малого бизнеса, защиты малого бизнеса, поддержке малого бизнеса, потенциал малого бизнеса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос