Библиографическое описание:

Абулкасимов М. Х. Создание деловой среды и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан // Молодой ученый. — 2016. — №21.1. — С. 8-10.



Особое место в ходе экономических преобразований в Узбекистане уделяется реформе собственности, всемерному содействию расширения частной собственности в экономике, развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. Согласно законодательству Республики Узбекистан допускается существование разнообразных форм собственности, способствующих эффективному функционированию экономики и росту народного благосостояния. Государственное регулирование малого и частного предпринимательства, эффективная система его поддержки имеют большое значение не только непосредственно для малых предприятий, но и для экономики страны в целом, так как малый бизнес обеспечивает условия для повышения жизненного уровня широких слоёв населения. Именно малые и частные предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, насыщение рынка потребительских товаров при ограниченных финансовых ресурсах.

Приоритетными направлениями государственного стимулирования малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане является создание малых предприятий в сельской местности, а также по производству конкурентоспособной продукции и услуг. В нашей республике особое внимание было уделено усилению поддержки и стимулированию ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, играющего все более значимую роль в обеспечении экономического роста, создании рабочих мест и решении проблем занятости, роста доходов и благосостояния населения.

Система государственной поддержки сектора малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане в целом уже сформирована и имеет комплексный и целостный характер. На данный момент в Узбекистане складывается благоприятная среда для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. В этой связи Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов отмечал, что «В более чем 40 нормативно-правовых актов внесены изменения и дополнения, связанные с упрощением и облегчением создания и осуществления деятельности субъектов предпринимательства. В частности, введен новый порядок, в соответствии с которым уголовное дело не возбуждается и лицо освобождается от ответственности, если оно впервые совершило преступление, предусмотренное в случае уклонения от уплаты налогов или других обязательных платежей, но полностью возместило нанесенный государству ущерб в течение 30 дней после обнаружения правонарушения. В решении вопросов укрепления гарантий и защиты законных прав частных собственников и предпринимателей первостепенное значение придается усилению роли судебных органов» [1].

В последние годы активно велась дальнейшая разработка системных мер и правового обеспечения улучшения деловой среды и создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Важнейшими направлениями стали распространение принципа «одно окно» при регистрации собственности, упрощение и ускорение выделения земельных участков, выдачи разрешений на строительство и подключение к сетям электроснабжения, создание Фонда в целях дальнейшего расширения экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства и другие.

Следует также отметить, что усилены меры административной ответственности за нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий правоохранительными и контролирующими органами, нарушение порядка оказания государственных услуг, незаконное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и операций по их банковским счетам, необоснованное истребование информации о наличии денежных средств на их счетах, принудительное привлечение предпринимателей к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств и другие. Наряду с этим законодательно внедрен механизм возмещения в полном объеме, включая упущенную выгоду, вреда, причиненного субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан или действии (бездействия) их должностных лиц. В отношении должностных лиц контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов, которые неоднократно нарушили законодательство в сфере защиты свободы предпринимательской деятельности, будут применяться меры уголовной ответственности. Соответствующие нормы уже внесены в Уголовный кодекс Республики Узбекистан.

Благодаря созданию благоприятного делового климата для бизнеса и предпринимательства в нашей республике из года в год увеличивается количества субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Количество действующих субъектов МП на 1000 человек населения увеличились с 6,1 в 2000 году до 16,8 в 2015 год.

За этот период численность занятых в малом предпринимательстве увеличились более в 2,3 раза, а их доля в общей численности занятых в экономике повысились с 49,7 % по 77,2 %. Исходя из этого повышается индикаторы развития предпринимательства (ИРМП) с 0,14 по 0,45 в 2015 году (табл. 1.).

Таблица 1

Индекс развития малого предпринимательства [2]

Показатели

2000г.

2007г.

2010г.

2015г.

Индикатор доли добавленной стоимости малого предпринимательства в ВВП

0,31

0,47

0,53

0,56

Индикатор доли занятых в малом предпринимательстве в общей занятости в экономике

0,53

0,72

0,74

0,77

Индикатор доли предприятий малого предпринимательства в общем количестве предприятий в экономике

0,85

0,90

0,82

0,99

Индекс развития предпринимательства (ИРМП)

0,14

0,31

0,32

0,45

В этой связи Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в докладе на расширенном заседании Кабинета Министров посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год отмечал, что «Хотел бы отметить, что благодаря принимаемым мерам доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте возросла с 31 процента в 2000 году до 56,7 процента в настоящее время, или в 1,8 раза. В этой сфере сегодня производится треть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции. В ней трудится более 77 процентов всего занятого населения» [3].

Меры по активизации бизнеса способствовали созданию новых малых предприятий и микрофирм и, что особенно важно, новых рабочих мест. Благодаря внедрению электронных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства в 2015 году 42,8 тысячи субъектов предпринимательства зарегистрированы через сеть Интернет на Едином портале интерактивных государственных услуг, обеспечивающем доступ к 260 различным видам интерактивных услуг. Если в 2013–2014 годах предпринимателям и гражданам было оказано чуть более 102 тысяч услуг, то за 2015 год их количество превысило 420 тысяч. В настоящее время 100 % налоговая и статистическая отчетность сдается в электронном виде через сеть интернет. С 1 января 2016 года Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» начали функционировать во всех регионах республики, внедрен также абсолютно новый механизм подключения субъектов предпринимательства к инженерно-коммуникационным сетям, предусматривающий организаций полномочий по осуществлению всех процедур на условиях «под ключ» — начиная от получения технических условий до подключения к инженерно-коммуникационным сетям.

В 2015 году создано свыше 980 тысяч рабочих мест, из них более 60 процентов — в сельской местности. Трудоустроено свыше 480 тысяч выпускников колледжей. Коммерческими банками им выданы льготные кредиты на организацию собственного бизнеса в объеме около 280 миллиардов сум, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 году [4].

Удельный вес малого бизнеса и частного предпринимательства в объеме промышленности регионов превысил средне республиканский показатель и составил в Наманганской области 55,9 %, Самаркандской — 45,3 %, Джизакской — 42,9 %, Республике Каракалпакстан — 34,6 % и г. Ташкенте — 68,9 %. Удельный вес МП в общем объеме строительства в республике составил 71,5 %. Свыше 90,0 % строительных работ в Андижанской, Наманганской, Джизакской и Самаркандской областях приходилось на субъекты МП. Увеличилась доля выполненных строительных работ индивидуальными строительными бригадами в Ферганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Хорезмской областях.

Малый бизнес и частное предпринимательства большую роль играет в повышении доходов, уровня и качества жизни населения. Так, доля доходов от предпринимательской деятельности увеличилась до 52 процентов в 2015 году против 47,1 процента в 2010 году, что существенно превышает аналогичный показатель в странах СНГ.

В будущем для дальнейшего улучшения деловой среды следует осуществить следующие меры:

— еще раз критически пересмотреть систему льгот, предоставляемых субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства, в т. ч. экспортерам, на основе которых их совершенствовать;

— принять дополнительные меры по дальнейшему упрощению налоговых систем, сокращению их ставок, а также таможенных процедур, сокращению сроков их осуществлению и снижения тарифов на проведения внешнеторговых операций;

— необходимо шире внедрять электронную форму оформления всех документов и разрешительных процедур, связанных с предпринимательской деятельностью;

— укреплять взаимодействия государственных органов по регулированию предпринимательской деятельности с Торгово-промышленной палаты, Советов фермеров и других негосударственных и некоммерческих организации по обеспечению экономической безопасности субъектов предпринимательства от внешних и внутренних угроз.

Следует отметить, что, несмотря на развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в нашей республике, для них существуют риски и различные угрозы, поэтому актуальным становятся обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности. Логично предположить, что решение проблемы экономической безопасности, включая и законодательное обеспечение деятельности по обеспечению экономической безопасности, следует вести не только на уровне государства, региона, отрасли, а и на уровне хозяйствующих субъектов, т. е. на уровне предпринимательских субъектов. Защита интересов хозяйствующих субъектов, предприятий национальной экономики является существенным элементом как внутренней, так и внешней политики большинства правительств развитых стран мира.

Литература:

  1. Каримов И. А. Бош мақсадимиз — иқтисодиётимизда олиб бораётган ислоҳотларни ва таркибий ўзгаришларни кескин чуқурлаштириш, хусусий мулкчилик, кичик бизнес ва тадбиркорликка кенг йўл очиб беришдир: Мамлакатимизни 2015 йилда ижтимоий-иқтисодий ривожлантириш якунлари ва 2016 йилга мўлжалланган иқтисодий дастурнинг энг муҳим устувор йўналишларига бағишланган Вазирлар Маҳкамасининг кенгайтирилган мажлисидаги маъруза. — Т.: “Ўзбекистон”, 2016. Ўзбек ва рус тилларида. – С.57–58.
  2. Составлена по данным «Экономика Узбекистана: информационно-аналитический бюллетень за 2012 год” – Т., ЦЭИ, 2013. С.82.; Госкомстат Республики Узбекистан.
  3. Каримов И. А. Бош мақсадимиз — иқтисодиётимизда олиб бораётган ислоҳотларни ва таркибий ўзгаришларни кескин чуқурлаштириш, хусусий мулкчилик, кичик бизнес ва тадбиркорликка кенг йўл очиб беришдир: Мамлакатимизни 2015 йилда ижтимоий-иқтисодий ривожлантириш якунлари ва 2016 йилга мўлжалланган иқтисодий дастурнинг энг муҳим устувор йўналишларига бағишланган Вазирлар Маҳкамасининг кенгайтирилган мажлисидаги маъруза. — Т.: “Ўзбекистон”, 2016. Ўзбек ва рус тилларида. – С.61.
  4. Каримов И. А. Бош мақсадимиз — иқтисодиётимизда олиб бораётган ислоҳотларни ва таркибий ўзгаришларни кескин чуқурлаштириш, хусусий мулкчилик, кичик бизнес ва тадбиркорликка кенг йўл очиб беришдир: Мамлакатимизни 2015 йилда ижтимоий-иқтисодий ривожлантириш якунлари ва 2016 йилга мўлжалланган иқтисодий дастурнинг энг муҳим устувор йўналишларига бағишланган Вазирлар Маҳкамасининг кенгайтирилган мажлисидаги маъруза. — Т.: “Ўзбекистон”, 2016. Ўзбек ва рус тилларида. – С.60, 68.
Основные термины (генерируются автоматически): частного предпринимательства, малого бизнеса, субъектов предпринимательства, Республики Узбекистан, бораётган ислоҳотларни ва, ислоҳотларни ва таркибий, ва таркибий ўзгаришларни, ва тадбиркорликка кенг, ривожлантириш якунлари ва, Ўзбек ва рус, ва рус тилларида, кичик бизнес ва, бизнес ва тадбиркорликка, малого предпринимательства, субъектов малого предпринимательства, предпринимательской деятельности, развитие малого бизнеса, деятельности субъектов предпринимательства, развития малого предпринимательства, иқтисодиётимизда олиб бораётган.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос