Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 10.02.2017

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Авазходжаева Д. М. Создание благоприятных условий для бизнеса и частного предпринимательства, повышения деловой активности населения Узбекистана // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 223-226. — URL https://moluch.ru/archive/140/39384/ (дата обращения: 21.05.2018).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме создания благоприятных условий, льгот и преференций, оказанию всесторонней поддержки предпринимателям, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Узбекистане. Также в статье описаны принципиально новые механизмы государственного контроля, направленных на обеспечение надежных правовых гарантий от необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, применение налоговых льгот, упрощенной системы налогообложения, льготного кредитования, сокращение периодичности и сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности в государственные налоговые и статистические органы, пути сокращения периодичности налоговых и других проверок.

Ключевые слова: предприниматель, предпринимательство, малый бизнес, частная собственность, частное предпринимательство, субъекты предпринимательства, банк, банковские услуги, кредит, налог

Все большее место в экономике страны занимает малый бизнес и частное предпринимательство, развитию которого придается большое значение на самом высоком уровне.

Согласно законам Республики Узбекистан «О предпринимательстве» и «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» предпринимательская деятельность (предпринимательство) трактуется как инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность. [1]

В Узбекистане работают более 215 тысяч предприятий малого бизнеса, на долю которых приходится от 27,8 % до 98,4 % объема в различных отраслях народного хозяйства. Например, на долю сельского хозяйства на сегодняшний день приходится 98,4 % объема производства частными предпринимателями, тогда как ранее приходилось только 73 %. Значительнее всего выросла доля частного бизнеса в перевозке пассажиров (с 30 % до 87,3 %), транспортировке грузов (с 6,7 % до 53,7 %), строительстве (с 38,4 % до 66,7 %) и промышленности (с 12,9 % до 66,7 %). Увеличивается роль малого бизнеса и в экспорте — если в 2000 году на долю малого бизнеса приходилось всего 10,2 % экспорта, то сегодня — 27,8 %. При этом более 80 % рабочих мест в стране создает негосударственный сектор. [5]

Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзияев, будучи в должности исполняющего обязанности Президента, 5 октября 2016 года подписал Указ «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата». [3] Документ свидетельствует о переходе на качественно новый уровень государственной политики в данной сфере и направлен на усиление правовой защиты частной собственности, создание благоприятных условий и всемерную поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, а также повышение инвестиционной привлекательности Узбекистана.

С целью ускоренного развития этого сектора экономики важнейшим приоритетом определено создание благоприятных условий, льгот и преференций, оказание всесторонней поддержки предпринимателям. Действующий Указ закрепляет «предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность с концентрацией усилий на раннем предупреждении, повышении эффективности профилактики и недопущении правонарушений».

Данная норма обязывает государственные органы применять не только самые строгие меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, но и обеспечивать взыскание непосредственно с виновных работников ущерба, причиненного субъектам предпринимательства.

Реализация указанных мер направлена на недопущение инициирования и проведения незаконных проверок, особенно случаев необоснованного приостановления деятельности субъектов предпринимательства и причинения убытков вследствие неправомерных действий работников государственных органов.

Указом устанавливается ряд принципиально новых механизмов государственного контроля, направленных на обеспечение надежных правовых гарантий от необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.

В частности, с 1 января 2017 года вводятся такие беспрецедентные меры, как отмена всех видов:

− внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;

− встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам.

Таким образом, контролирующие органы теперь не вправе инициировать проведение внеплановых проверок. При этом, в целях обеспечения правовых механизмов защиты прав и интересов граждан сохраняется ограниченная возможность проведения краткосрочной проверки только на основании обращений физических и юридических лиц по фактам нарушений законодательства. [6]

С целью поддержки субъектов предпринимательства с помощью экономических стимулов применены налоговые льготы, упрощенная система налогообложения, льготное кредитование, сокращение периодичности и сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности в государственные налоговые и статистические органы, пути сокращения периодичности налоговых и других проверок.

В целях усиления форм парламентского контроля за исполнением законов в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства намечается создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе. Как показывает зарубежный опыт, данный институт играет важную роль в обеспечении правовой защиты субъектов предпринимательства, представления их интересов в отношениях с государственными структурами.

В рамках внедрения системы «Электронное правительство» намечен комплекс мероприятий по ускоренному развитию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, расширению бесконтактных форм взаимодействия субъектов предпринимательства с уполномоченными органами. В частности, программа предусматривает меры по расширению перечня государственных услуг, оказываемых исключительно через единые центры по оказанию услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно». [2]

Бизнес в Узбекистане с 2017 года можно будет регистрировать онлайн. Согласно постановлению правительства от 28 октября 2016 года («О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства»), государственная регистрация и постановка на учет субъектов предпринимательства (кроме банков и кредитных бюро, их филиалов и представительств, а также ННО (некоммерческие неправительственные организации)) будут осуществляться круглосуточно через автоматизированную систему в сети Интернет, интегрированную в ЕПИГУ (Единый портал интерактивных государственных услуг). В постановлении говорится, что система управления банковскими счетами через Интернет должна быть интегрирована с имеющимися электронными платежными системами, персональным кабинетом пользователя и персональным кабинетом субъекта предпринимательства на ЕПИГУ для осуществления электронных платежей. [4] Кроме того, правительство намерено снизить ставку госпошлин при госрегистрации субъектов предпринимательства через Интернет в два раза против действующей.

В Узбекистане стало увеличиваться и количество зарубежных предприятий, причем не только филиалов больших компаний, но и сравнительно небольших фирм. Так, один из представителей России, директор компании «Тендер Про» О. Умрихин поделился опытом открытия филиала в Узбекистане. По его словам, открыть компанию в этой стране не сложнее, чем в России. «Это не занимает больше времени, чем в России, каких-либо сложностей с открытием у нас не возникало. Да и условия работы нашей компании в Узбекистане вполне комфортные. У нас прозрачная и белая бухгалтерия, и у нас не было ни одной налоговой проверки за четыре года», — рассказал бизнесмен. В то же время, отметил О. Умрихин, страна становится более открытой и дружелюбной, а государство активно привлекает инвесторов налоговыми льготами. Например, крупные компании, инвестирующие большие суммы, могут рассчитывать на получение выгодных условий. Еще одной важной особенностью Узбекистана российский бизнесмен назвал открытость чиновников к диалогу. «Взаимодействие с госорганами — довольно дружелюбное. Можно выйти на разговор с заместителем премьер-министра, высоким чиновником из Министерства экономики или Министерства финансов, встретиться с министром легкой промышленности. По сравнению с Россией меньше передаточных звеньев и чиновники ближе к тебе».

Для повышения инвестиционной привлекательности республики, вновь созданным производственным предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется право применения в течение пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату их регистрации. Данная льгота распространяется на все предприятия с иностранными инвестициями вне зависимости от суммы инвестированных средств.

Благодаря программам государственной поддержки и либерализации законодательства малый бизнес в стране растет. Так, «Государство укрепило раздробленные дехканские хозяйства и перевело их на рельсы предпринимательства. Есть определенная либерализация. В тех сферах, в которых государство разрешает работать малому бизнесу, наблюдается рост. В последнее время стали допускать и малый бизнес к экспорту, что привело к увеличению доля частных предприятий в экспорте». [7]

Создание достаточного количества независимых хозяйствующих субъектов, способных к самостоятельной, без использования административного ресурса, конкуренции, становится сегодня стратегической задачей наиболее дальновидных правительств.

Более того, правительством Республики Узбекистан осуществляется определенная работа в деле создания в стране всесторонне благоприятной бизнес-среды для предпринимательской деятельности и инвестиционного климата. В частности, проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» направлен на дальнейшее стимулирование развития предпринимательства, предоставление большей свободы для деятельности субъектов предпринимательства и упрощение действующей процедуры их организации. В проект Закона введена отдельная норма о презумпции правоты субъекта предпринимательства, в соответствии с которой все противоречия и неясности, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательства, а это способствует более полной и надежной защите их законных прав и интересов.

К примеру, основная цель Закона «О семейном предпринимательстве» заключается в создании необходимой законодательной базы для развития семейного предпринимательства в различных сферах экономики в качестве важной формы малого бизнеса и частного предпринимательства, усилении правовых гарантий для семейного бизнеса и организации новых рабочих мест. Законом конкретно определены участники семейного предприятия, намечен четкий механизм их регистрации и упразднения, упрощены процедуры подключения семейного предприятия к инфраструктуре. Также намечено упрощенное осуществление процедуры бухгалтерского учета и налогообложения семейных предприятий.

В 2017 году, объявленном «Годом диалога с народом и интересов человека» по инициативе Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзияева, в целях привлечения населения к предпринимательской деятельности, многими банками республики изучается потребность каждого дома, каждой семьи в банковских услугах и кредитных средствах для осуществления предпринимательской деятельности.

В связи с этим ответственные сотрудники банков, прикрепленные к определенным районам и с утвержденным графиком, посещают каждый дом, проводят беседу со всеми членами семьи, а также дают подробные разъяснения о разновидностях и условиях кредитов. При наличии желания осуществить предпринимательскую деятельность, открыть свой бизнес, а также при наличии предпринимательского проекта желающий может заполнить анкету и обратиться к ответственному работнику банка, прикрепленному к своему району, где подробно будут предложены наиболее удобные и подходящие условия кредитования для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, малый бизнес и частное предпринимательство — это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения.

Это наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь ненормированный рабочий день.

Часто только в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства могут найти работу социально уязвимые слои населения, к которым относятся женщины, молодые люди, впервые ищущие работу, имеющие невысокий уровень образования и трудового опыта.

Литература:

  1. Законы Республики Узбекистан «О предпринимательстве» от 7 мая 1993 г. № 853-XII; «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» от 25 мая 2000 года № 69-II.
  2. Закон Республики Узбекистан «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» 5 декабря 2012 г.
  3. Указ Президента РУз Ш. М. Мирзиёева «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» от 5 октября 2016 г.
  4. Постановлению КМ РУз от 28 октября 2016 года «О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства».
  5. http://ru.sputniknews-uz.com/economy/20161024/3964646/Uzbekistan-ekonomika-biznes.html
  6. https://eadaily.com/ru/news/2016/10/06/uzbekskih-predprinimateley-perestanut-sazhat
Основные термины (генерируются автоматически): субъектов предпринимательства, деятельности субъектов предпринимательства, предпринимательской деятельности, Республики Узбекистан, частного предпринимательства, Республики Узбекистан «О, деятельность субъектов предпринимательства, гарантиях свободы предпринимательской, малого бизнеса, свободы предпринимательской деятельности», интересов субъектов предпринимательства, субъекта предпринимательства, «О гарантиях свободы, малый бизнес, субъектам предпринимательства, проверок деятельности субъектов, качественному улучшению делового, всемерной защите частной, учет субъектов, защите частной собственности.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос