В данной статье рассматривается зарубежный опыт развития социальной работы современном в Кыргызстане, используя поддержку международных организаций, реализующих ряд международных проектов.
Ключевые слова: социальная работа, проект, опыт, трудотерапия
This article examines the international experience of social work in Kyrgyzstan today, using the support of international organizations implemented by a number of international projects.
Keywords: social work, project, experience, occupational therapy
За последние годы неоценима роль международного сотрудничества в области социальной работы в Кыргызстане. Благодаря поддержке международных организаций реализуется ряд международных проектов, направленных на социальную поддержку населения, ориентированных на совершенствование нормативной правовой базы, оказания консультативных услуг, организацию курсов повышения квалификации специалистов по социальной работе [1].
Изучая опыт отдельных стран с давними традициями в вопросах оказания социальных услуг, теоретики в области социальной работы и социальные работники — практики постоянно изыскивают различные возможности по созданию тех моделей социальной работы, которые приемлемы для нашей страны.
Закономерен интерес к мировому опыту социальной работы, представляющему богатый материал для осмысления ключевых проблем социальной сферы и исследование возможностей адаптации разработанных в зарубежной практике социальных технологий к нашим условиям. Развитие в Кыргызстане социальной работы и ее совершенствование было бы невозможным без всесторонней, обучающей, организационной и информационной помощи которую оказывали и оказывают международные и зарубежные организации.
Однако, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач и единую целенаправленность социальной работы, в каждой стране они имеют определенную специфику, свои традиции, тенденции функционирования и развития. Эта особенность в определенной мере определяется системой общественного устройства, исторических условий, менталитетом и национальными особенностями, экономического положения, потребностями населения, даже географическими условиями. Поэтому нельзя автоматически перекопировать модели работы других стран и пытаться реализовать его у себя. В таких попытках реализовать опыт зарубежных стран должны учитываться особенности национальной культуры, национальной психологии, уровня социально-экономического развития страны и многих других факторов.
Изучение зарубежного опыта позволяет увидеть тесную связь между спецификой социальных проблем, возникающих на определенном этапе развития общества, и формами социальной работы, направленными на разрешение этих проблем. В этой связи очень важно знать, каково же сегодня общество, в условиях которого нужно осуществлять помощь человеку, нуждающемуся в поддержке, имеющему те или иные проблемы.
Зарубежный опыт имеет многовековую историю, он многообразен и многолик. Как отмечает профессор Э.С. Орозалиев, социальная работа как научная теория находится еще в той стадии, когда ей нужно доказывать право на самостоятельное существование. Она еще не заняла «своего» места в ряду других социальных наук. Становление и развитие теории социальной работы не только в Кыргызстане, но и во всем мире идут в условиях постоянных дискуссий [2]. Поэтому в теоретико-методологическом аспекте нашими учеными изучаются основные теоретические концепции, на базе которых складываются современные модели социальной работы, анализируется практический опыт с целью возможного применения его в нашей стране.
В организации новых форм социальной работы с применением инновационных методов социальной работы нам помогают такие зарубежные партнеры как: Шведское агентство по развитию Международного сотрудничества SIDA [2], Фонд «Сорос-Кыргызстан», ЮНИСЕФ, Каунтерпарт Консорциум, Германское гуманитарное агентство «Адра», Датская и Британская организации международной программы «Спасите детей», Японское агентство Международного сотрудничества JICA [3], Германское общество технического сотрудничества ГTЦ [4], Ассоциация работников социальных служб России, Ассоциации социальных работников Республики Кореи, Дании и ряд других.
С начального этапа своего становления социальная работа в Кыргызстане ориентируется в основном на Российский опыт. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, в советское время функционировала единая социальная политика для обеих стран. Общим были не только система и методы социального обслуживания, но и психология людей, их социальные установки, ожидания. И Россия, и Кыргызстан прошли одинаковый исторический путь. Во-вторых, в обоих странах становление и развитие профессиональной социальной работы относится к началу 1990-х годов. Процесс становления и развития социальной работы в Кыргызстане близок к Российскому опыту. В-третьих, по сравнению с другими западными странами владение русским языком позволяет, обращаться к российской литературе, изучить российский опыт социальной работы и перенимать некоторые его достижения. Так, у русских коллег заимствуется и осваиваются такие методы социальной работы: «Развитие участковой социальной службы», «Создание социальных домов, квартир», «Социальный экспресс», «Поезда милосердия», «Социальное такси», «Электронная система управления для лиц с ограниченными возможностями». Введено понятие «Сумка социального работника».
Большим событием для Кыргызстана и АСР КР стало участие во Всемирном Конгрессе социальных работников «Мир и социальная справедливость», который проходил в июле 1998 года в Иерусалиме. Он был организован Международной Федерацией Социальных Работников. Благодаря участию Кыргызстана на конгрессе были установлены контакты с участниками из 41 стран мира.
В 2002 году при поддержке Датской, Российской Ассоциаций социальных работников АСР КР была принята на Женевской Конференции — членом МФСР. С тех пор свою работу АСР КР строит на основе устава Международной Федерации социальных работников.
Согласно Специальному Соглашению [5], инициирован и успешно завершен Проект «Обучение / Развитие социальной работы с детьми «группы риска» в Кыргызской республике на 2004-2010гг.» в сотрудничестве с МТСР КР, АСР КР, Стокгольмским Университетом и кафедрой социальной работы БГУ. Данный проект также являлся одним из рычагов реализации Государственной программы по правам детей Кыргызстана «Новое поколение». Основной целью проекта было обеспечение улучшения ситуации детей «группы риска» и подростков с ограниченными возможностями путем поддержки профессионального развития социальных работников и лиц, занимающихся вопросами реабилитации детей в Кыргызской Республике. Реализация проекта оказала неоценимую роль в развитии социальной работы с детьми группы риска в Кыргызской республике.
При поддержке Российско-Европейского Фонда в рамках проекта: «Развитие трудотерапии в Кыргызстане» (2000-2002) осуществлялась информационно-методическая помощь центру социальной реабилитации инвалидов при Мэрии г. Бишкек. В результате было обучено свыше сотни специалистов трудотерапевтов как на базе центра, так и с выездом в Великобританию и Россию.
В сентябре 2005 (10-17 сентября) года кыргызская делегация социальных работников побывала в Литве по программе «Обучение социальной работе с детьми группы риска» [6]. Учебный визит проходил с 10 по 17 сентября 2005 года. Целью визита было знакомство с различными типами институтов, заботящихся о детях и семьях, законодательством, механизмами финансирования, организацией социального обследования детей на муниципальном уровне.
В республике работал проект, согласно договору о сотрудничестве по развитию социальных услуг, подготовке и переподготовке социальных работников, подписанный в ноябре 2006 года между АСР КР и АСР Джон-Нанской провинции Южной Кореи. В ходе работы проекта уделяется большое внимание на потребности таких социальных групп, как дети-сироты, беспризорные дети, пожилые граждане, жертвы домашнего насилия и другие. С тех пор идет процесс обмена опытом между специалистами социальной работы Южной Кореи и Кыргызстана. Группа социальных работников из Кыргызстана съездили на учебу (август-сентябрь 2007) в Южную Корею. В рамках данного проекта в Кыргызстане проводятся сбор информации, анализ проблем, характерных для целевых групп, изучается структура организаций различных служб и подразделений на уровне местных сообществ.
По проекту технического сотрудничества между МТСР и JICA 3 декабря 2008 года открылся Информационно-ресурсный центр для лиц с ограниченными возможностями. Центр предоставляет информацию о проблемах инвалидности и обеспечивает сотрудничество с организациями не только в перделах страны, но и по всей Центральной Азии.
5 июня 2008 года на Иссык-Куле прошла научно-практическая конференция «Активизация сотрудничества государств-участников СНГ в решении социальных проблем», представляющих взаимный интерес. В работе конференции приняли участие представители стран СНГ: Азербайджан, Армения, Беларуссия, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан. В ходе конференции широко представлена география взаимных интересов всех стран СНГ в решении социальных проблем, отражены существующие проблемы всех стран СНГ и определены мероприятия международного уровня в активизации сотрудничества для их решения. Большое внимание уделено также формированию основ научного подхода к проблеме преодоления бедности.
Зарубежные коллеги помогают также и в организации издания учебников и учебных пособий по социальной работе и укреплении учебно-методической базы. Так, в 1999 году издано «Методическое руководство для персонала детских домов и родителей, имеющих детей со специальными нуждами» АСР КР при партнерстве с Министерством труда и социальной защиты, фондом «Спасение детей» Дании. В 2002 году вышла в свет книга «Трудотерапия: зарубежный и отечественный опыт». Огромную материальную помощь при этом оказал Российско-Европейский фонд. В 2006 году в результате тесного сотрудничества БГУ, АСР КР и Шведского управления международного сотрудничества (SIDA) изданы учебные пособия «Реабилитация детей с ограниченными возможностями», «Теория и практика социальной работы с социально уязвимыми детьми и семьями», и в 2007 году учебное пособие «Социальная политика».
Помимо государственных социальных учреждений огромное место в развитии социальной работы занимают и НПО гуманитарного профиля, сотрудничающих с зарубежными коллегами и развивающих разные направления социальной работы с разными категориями населения.
Но, несмотря на достигнутые позитивные перемены и накопленный опыт социальная работа во многом остается все же новой отраслью научного знания и профессиональной деятельности для Кыргызстана. Практика социальной работы в нашей стране далека от совершенства, процесс развития социальной работы идет неравномерно. Требуется внедрение новых, эффективных технологий и методов. В этой связи, необходимо поддерживать постоянную связь с международными организациями, которая способствует широкому обмену опытом социальной работы во всех ее аспектах.
В развитых странах мира к настоящему времени имеется огромный опыт подготовки социальных работников, работы служб социальной защиты населения. Зарубежный опыт имеет многовековую историю, он многообразен и многолик. По таким позициям как теоретические разработки социальной работы, виды и навыки социальной работы, методы и уровень подготовки социальных работников, как свидетельствуют научные источники, значительно развиты. Поэтому для нас очень важным является знакомство с теорией социальной работы за рубежом, изучение и анализ практического опыта социальной работы с целью возможного применения его в нашей стране.
Таким образом, несмотря на то, что философские и общекультурные основания идеологии социальной работы в Кыргызстане и за рубежом существенно не совпадают, богатый исторический, теоретический и организационный опыт социальной работы зарубежных стран, безусловно, оказывает огромное влияние на развитие теории и практики социальной работы. Сотрудничество с социальными работниками из других стран поможет не только выйти на новый, более качественный уровень, но и будет способствовать повышению статуса и престижа социальной работы в Кыргызстане.
Литература:
- Орозалиев Э.С. Психологические технологии в социальной работе // Человек как субъект познания. Сборник научных трудов. Выпуск 2. / Под общ. ред. И.А. Агеевой. КРСУ. — Б.: 2002. — С. 6-20
- Германское общество технического сотрудничества (ГТЦ), Всемирный Банк (ВБ), ЮНИСЕФ, Комиссия Европейского Сообщества (КЕС)
- Специального Соглашение (ратифицированное Законом Кыргызской Республики на заседании Жогорку Кенеша 10 ноября 2005 г.) между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Королевства Швеции по проекту «Обучение/развитие социальной работы с детьми группы риска в КР на 2004-2010 гг».
- Как мы постигали опыт социальной работы в Литве. // Вестн. социального работника. 2004, — № 9-10. Сентябрь-Октябрь. — С.
- Артыкбаева С.Ж. Оценка качества жизни населения как форма изучения социально-географического пространства Кыргызской Республики // Международный журнал прикладных фундаментальных исследований № 11 2015г. г. Москва — С. 84-49
- Марасулова Н.А., Артыкбаева С.Ж. Развитие институционального механизма социальной защиты детей в Кыргызстане в условиях суверенности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф.-Уфа, 2015. — С.28-31