В статье рассматривается опыт большинства развитых стран в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в сфере. Выделяются общие тенденции развития государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, опыт зарубежных стран, государственная поддержка, МСП
Нет единого эффективного подхода по поддержанию малого и среднего бизнеса. Подходы к этой проблемы разрабатываются в различных государствах исходя из их развитости, уровня благоприятности бизнес-среды, а также изменений внешних условий.
Высокая степень развития малого и среднего предпринимательства во многих странах совместно с активным экономическим ростом могут быть возможны исключительно с помощью разработки и внедрения инновационных решений. Вследствие этого основной упор в большей части стран сделан на предприятия, которые осуществляют деятельность в стратегически важных для государств областях.
Меры поддержки этих предприятий преимущественно направлены на содействие и стимулирование использования инновационной технологической базы для роста эффективности деятельности, а также на развитие экспорта. Не менее значительным пунктом в постоянном росте инновационного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства является развитие исследовательски-промышленных кластеров, для которых строятся лаборатории, заказывается специальное оборудование и создаются рабочие помещения, проводится регулярное консультирование специалистов в отдельных сферах. Благодаря формированию рассматриваемых кластеров происходит образование корпоративных связей, которые существенно снижают издержки на поиск партнеров для предложения совместных проектов.
В разных странах существует персональная инфраструктура поддержания субъектов малого и среднего бизнеса, но среди них можно увидеть схожие тенденции. В первую очередь высокая степень адресности поддержки и ее нацеленность на стратегически важные для государств сферы, а также децентрализация системы поддержания субъектов МСБ. Их поддержка производится по большей части непрямыми финансовыми методами через коммерческие банки и лизинговые компании. Совершенствование государственной поддержки также происходит с помощью упрощения процедуры доступа к государственному заказу, роста целевых направлений субсидий и остальные аспекты модернизации мер государственной поддержки. Также проводится активная поддержка в области кадров, технологического развития, а также консультационная поддержка.
В качестве общей тенденции для большинства развитых стран можно выделить замещение прямой финансовой поддержки в виде невозвратных субсидий мерами непрямой финансовой поддержки. Подобные меры реализуются преимущественно через разнообразные компании в сфере финансовых услуг и частные фонды. В государствах, лидирующих в развитии малого и среднего бизнеса, от 50 до 70 процентов всех расходных обязательств, затрагивающих финансовую поддержку МСБ, производится в форме непрямой финансовой поддержки. Обращение к данному подходу позволяет оказать необходимую финансовую помощь огромному числу предприятий, делая ее более целенаправленной и повышая ее эффективность, что способствует развитию финансовых институтов.
Помимо всего ранее освещенного зарубежные государства переходят на более современные меры поддержки в области кадрового обучения:
бесплатное оказание консультационных услуг (например, программа «Talk To A UK TI Export Adviser» в Великобритании);
формирование менторских систем волонтёров (например, Service Corps of Retired Executives или Центры по поддержке женщин-предпринимателей);
предоставление грантов и налоговых вычетов за наем молодых специалистов в узкоспециализированных областях.
Наиболее значительными в промышленной сфере являются меры поддержки предпринимателей в области технологического развития. В развитых и приближенным к ним странах активно занимаются поддержкой кластеризации. Например, в Китае первые меры по стимулированию кластеризации были приняты еще в 70-х годах прошлого века. В Корее с 2005 года реализуются программы индустриальных комплекс-кластеров. США, Германия и Великобритания не озвучивают задачу развития конкретных кластеров, но активно пользуются понятием «кластерного подхода», который предполагает учет локальной индустриальной специализации при формировании портфеля поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Налоговые льготы в разных странах также могут различаться. Например, Австралия (в 2010 году) и Франция (в 2008 году) заместили сложную схему расчета налоговых вычетов, которая основана на объёме инвестиций с учетом чистого дохода от них, на более простую, которая принимает исключительно объем инвестиций. В Китае ранее вычетом могли воспользоваться только предприятия, которые работают в «Новых технологических зонах», теперь — все субъекты малого и среднего бизнеса, ведущие деятельности в высокотехнологичной сфере.
Происходят постоянные изменения и в информационной поддержке. Одна из направленностей последних нескольких лет — создание единого портала по предоставлению всей информационной поддержки. Огромный акцент уделяется росту доступности государственного заказа посредством правительственных агентств по поддержке МСБ. Для оптимизации данных процессов создаются единые онлайн-платформы. Например, американская Supplier Scouting или английская Contrast Finder.
Опыт зарубежных стран демонстрирует следующие тенденции:
происходит смещение внимания на поддержку инновационной деятельности и адресную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
стимулируется экспортная деятельность, а не развитие МСП в общем;
качественно меняется роль малого и среднего предпринимательства в инновационном развитии экономики;
происходит повышение доли субъектов МСБ, которые принимают участие в партнерствах или консорциумах с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Само собой, лучшие зарубежные практики могут быть адаптированы в России. Основной акцент здесь следует сделать на развитии инфраструктуры поддержки и формировании комфортных условий для ведения бизнеса. Необходимо развивать локальные центры развития субъектов МСП, расширять поддержку экспортно-ориентированных компаний (например, выделять наиболее перспективные направления для экспорта и оказывать им адресную поддержку), а также заменить прямую финансовую поддержку на непрямое и большее внимание уделять долевому финансированию венчурных фондов.
Литература:
- Петров Д. В., Малое предпринимательство России: Современное состояние и перспективы // Естественно-гуманитарные исследования. — 2020 — N2.- C.215–219
- Артемов А. В., Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве // Социально-политические науки. — 2016. — N2. — C.44–49