Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 30.06.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Фрай, В. С. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России / В. С. Фрай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116262/ (дата обращения: 17.07.2024).



В данной статье автор рассматривает становление малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также изучает федеральные проекты Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, Национальный проект, Российская Федерация, субъекты малого и среднего предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство в условиях современной экономики, при правильном использовании всего его функционала, может стать главным и эффективным инструментом воздействия на социально-экономическую ситуация не только в стране, но и в отдельных регионах. В России малое и среднее предпринимательство было признано одним из ключевых и приоритетных направлений социальной и экономической политики России.

Ещё в 2008 году, при разработке концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, было определенно, что страна должна переходить к «модели инновационного социально ориентированного государства» [1]. Данный переход законодатель увидел в последовательной смене этапов инновационного развития, каждый из которых характеризуется различными направлениями и мерами, имеющими приоритетное значение в усовершенствовании социальной и экономической политики России на разных этапах.

Однако для того, чтобы данный переход имел эффективные результаты, необходимо сформировать благоприятную среду для данного развития. Что касается малого и среднего предпринимательства, то законодатель характеризует меры для содействия развитию малого и среднего предпринимательства в условиях модели инновационного государства следующим образом: «развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий с помощью бизнес инкубаторов, технопарков и других структур; упрощение для субъектов малого и среднего предпринимательства процедуры покупки и аренды недвижимости; расширение системы микрокредитования; сокращение контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении бизнеса» [1].

Министерством экономического развития Российской Федерации, на основе концепции социального-экономического развития страны в предыдущие периоды, был разработан прогноз, который «определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе» [2].

При анализе этапов экономического развития Российской Федерации за прошедшее время, законодателем была поставлена стратегическая цель — закрепить за Россией статус мировой державы XXI века с соответствующем данной эпохе социальными и экономическими показателями [2].

В связи с этим, законодателем было определенно, что для достижения данной цели необходимо колоссальное внимание уделить развитию «конкурентоспособной институциональной среде, которая стимулировала бы предпринимательскую активность и, как следствие, увеличило бы привлечение капитала в экономику страны» [2].

Российской Федерации и её органам государственной власти предстоит реализовать следующие направления развития:

— «повышение качества деловой среды и инвестиционного климата;

— повышение эффективности государственного управления в экономике;

— формирование международного финансового центра, обеспечивающего необходимыми ресурсами развития частный сектор экономики;

— интеграция на постсоветском пространстве (формирование Евразийского экономического союза)» [2].

Малое и среднее предпринимательство обладает огромным потенциалом в поддержании уровня экономики страны и оказывает содействие в создании и поддержании высокого уровня конкуренции, занятости населения и эффективно-инновационному развитии рыночных отношений в государстве. С учетом мировой практики, законодателем было определено, что для качественного развития экономики страны необходимо не оставлять в стороне сектор малого и среднего предпринимательства (далее — сектор МСП), а разработать различного вида мер государственной поддержки и, с учетом мнения лидирующих представителей предпринимательского сообщества, комплексно разрабатывать и внедрять данные меры в политику государства.

Уровень развития сектора МСП зависит от эффективности государственной политики, которая должна учитывать региональный характер МСП, её влияние на ВВП и инновационную активность МСП. В связи с этим, законодателем было определенно, что приоритетное значение будет иметь разнообразный спектр имущественных и финансовых видов поддержки. В частности, можно говорить о снижении уровня финансовой нагрузки на субъектов малого и среднего бизнеса и, как следствие, вовлеченность сектора МСП в инвестировании собственного капитала в развитие бизнеса, без значительных расходов на введение собственного дела или о развитие инфраструктуры поддержки сектора МСП, где предприниматель смог бы получить качественную консультацию и помощь в ведении бизнеса.

Президентом Российской Федерации в 2020 году был инициирован Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», основной целью которого является «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» [3].

На основе этого документа Министерством экономического Развития был разработан паспорт Национального проекта, включающий в себя четыре крупных федеральных проекта:

1) «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»;

2) «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса»;

3) «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;

4) «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами» [4].

Каждый из данных проектов содержит различный комплекс мероприятий и преследует различные цели. Но их объединяет общая идея — это создание для субъектов малого и среднего предпринимательства комфортную среду для ведения предпринимательской деятельности, организация актуальных и информационных консультаций, создание функциональных мер поддержки.

Довольно интересным представляется федеральный проект, разработанный в целях поддержки предпринимательской инициативы самозанятыми гражданами. Для современной России понятие «самозанятый гражданин» относительно новое, оно появилось в результате введение в 2019 году экспериментального налогового режима — «налог на профессиональный доход». Результаты данного эксперимента оказались положительными и побудили законодателя включить самозанятых граждан на один уровень с другими представителями сектора МСП, и, как следствие, предоставить им возможность пользоваться теми же мерами поддержки.

Для остальных субъектов малого и среднего предпринимательства разработаны два федеральных проекта, которые помогают разграничить поток сектора МСП по одному критерию: сроку осуществления предпринимательской деятельности. Так федеральный проект для субъектов МСП, осуществляющие предпринимательскую деятельность до года или физических лиц, планирующих начать вести свое дело, направлен на создание комфортных условий финансового и имущественного характера для осуществление предпринимательской деятельности или предоставление качественных образовательных программ, которые в последующем помогли бы предпринимателем уверенно вести своё дело.

Для предпринимателей, осуществляющим предпринимательскую деятельность более года, федеральный проект предлагает мероприятия с целью эффективного развития их дела и также расширения территории предпринимательской деятельности.

Последний федеральный проект направлен на создание платформы, которая в условиях развития современных технологий, помогала бы предпринимателем дистанционно получать необходимые меры поддержки и всегда быть в курсе актуальной информации о существующих и планирующих мерах поддержки государственного и регионального характера.

Для реализации данных проектов необходима функциональная система инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, для организации оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки сектору МСП существуют центры «Мой бизнес». Данные центры расположены на территории каждого субъекта Российской Федерации и их основная цель — это предоставление качественных информационно-консультационных услуг и оказание содействия в реализации мероприятий Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ». — 2008. — № 47. — ст. 5489;
  2. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». — Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 28.06.2024);
  3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». — Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://www.pravo.gov.ru / (дата обращения: 28.06.2024);
  4. «Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»». — Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 28.06.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, предпринимательская деятельность, среднее, Национальный проект, предпринимательство, субъект малого, федеральный проект, экономическое Развитие, приоритетное значение, региональный характер.


Похожие статьи

Задать вопрос