В данной статье автор рассматривает становление малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также изучает федеральные проекты Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, Национальный проект, Российская Федерация, субъекты малого и среднего предпринимательства.
Малое и среднее предпринимательство в условиях современной экономики, при правильном использовании всего его функционала, может стать главным и эффективным инструментом воздействия на социально-экономическую ситуация не только в стране, но и в отдельных регионах. В России малое и среднее предпринимательство было признано одним из ключевых и приоритетных направлений социальной и экономической политики России.
Ещё в 2008 году, при разработке концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, было определенно, что страна должна переходить к «модели инновационного социально ориентированного государства» [1]. Данный переход законодатель увидел в последовательной смене этапов инновационного развития, каждый из которых характеризуется различными направлениями и мерами, имеющими приоритетное значение в усовершенствовании социальной и экономической политики России на разных этапах.
Однако для того, чтобы данный переход имел эффективные результаты, необходимо сформировать благоприятную среду для данного развития. Что касается малого и среднего предпринимательства, то законодатель характеризует меры для содействия развитию малого и среднего предпринимательства в условиях модели инновационного государства следующим образом: «развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий с помощью бизнес инкубаторов, технопарков и других структур; упрощение для субъектов малого и среднего предпринимательства процедуры покупки и аренды недвижимости; расширение системы микрокредитования; сокращение контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении бизнеса» [1].
Министерством экономического развития Российской Федерации, на основе концепции социального-экономического развития страны в предыдущие периоды, был разработан прогноз, который «определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе» [2].
При анализе этапов экономического развития Российской Федерации за прошедшее время, законодателем была поставлена стратегическая цель — закрепить за Россией статус мировой державы XXI века с соответствующем данной эпохе социальными и экономическими показателями [2].
В связи с этим, законодателем было определенно, что для достижения данной цели необходимо колоссальное внимание уделить развитию «конкурентоспособной институциональной среде, которая стимулировала бы предпринимательскую активность и, как следствие, увеличило бы привлечение капитала в экономику страны» [2].
Российской Федерации и её органам государственной власти предстоит реализовать следующие направления развития:
— «повышение качества деловой среды и инвестиционного климата;
— повышение эффективности государственного управления в экономике;
— формирование международного финансового центра, обеспечивающего необходимыми ресурсами развития частный сектор экономики;
— интеграция на постсоветском пространстве (формирование Евразийского экономического союза)» [2].
Малое и среднее предпринимательство обладает огромным потенциалом в поддержании уровня экономики страны и оказывает содействие в создании и поддержании высокого уровня конкуренции, занятости населения и эффективно-инновационному развитии рыночных отношений в государстве. С учетом мировой практики, законодателем было определено, что для качественного развития экономики страны необходимо не оставлять в стороне сектор малого и среднего предпринимательства (далее — сектор МСП), а разработать различного вида мер государственной поддержки и, с учетом мнения лидирующих представителей предпринимательского сообщества, комплексно разрабатывать и внедрять данные меры в политику государства.
Уровень развития сектора МСП зависит от эффективности государственной политики, которая должна учитывать региональный характер МСП, её влияние на ВВП и инновационную активность МСП. В связи с этим, законодателем было определенно, что приоритетное значение будет иметь разнообразный спектр имущественных и финансовых видов поддержки. В частности, можно говорить о снижении уровня финансовой нагрузки на субъектов малого и среднего бизнеса и, как следствие, вовлеченность сектора МСП в инвестировании собственного капитала в развитие бизнеса, без значительных расходов на введение собственного дела или о развитие инфраструктуры поддержки сектора МСП, где предприниматель смог бы получить качественную консультацию и помощь в ведении бизнеса.
Президентом Российской Федерации в 2020 году был инициирован Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», основной целью которого является «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» [3].
На основе этого документа Министерством экономического Развития был разработан паспорт Национального проекта, включающий в себя четыре крупных федеральных проекта:
1) «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»;
2) «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса»;
3) «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;
4) «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами» [4].
Каждый из данных проектов содержит различный комплекс мероприятий и преследует различные цели. Но их объединяет общая идея — это создание для субъектов малого и среднего предпринимательства комфортную среду для ведения предпринимательской деятельности, организация актуальных и информационных консультаций, создание функциональных мер поддержки.
Довольно интересным представляется федеральный проект, разработанный в целях поддержки предпринимательской инициативы самозанятыми гражданами. Для современной России понятие «самозанятый гражданин» относительно новое, оно появилось в результате введение в 2019 году экспериментального налогового режима — «налог на профессиональный доход». Результаты данного эксперимента оказались положительными и побудили законодателя включить самозанятых граждан на один уровень с другими представителями сектора МСП, и, как следствие, предоставить им возможность пользоваться теми же мерами поддержки.
Для остальных субъектов малого и среднего предпринимательства разработаны два федеральных проекта, которые помогают разграничить поток сектора МСП по одному критерию: сроку осуществления предпринимательской деятельности. Так федеральный проект для субъектов МСП, осуществляющие предпринимательскую деятельность до года или физических лиц, планирующих начать вести свое дело, направлен на создание комфортных условий финансового и имущественного характера для осуществление предпринимательской деятельности или предоставление качественных образовательных программ, которые в последующем помогли бы предпринимателем уверенно вести своё дело.
Для предпринимателей, осуществляющим предпринимательскую деятельность более года, федеральный проект предлагает мероприятия с целью эффективного развития их дела и также расширения территории предпринимательской деятельности.
Последний федеральный проект направлен на создание платформы, которая в условиях развития современных технологий, помогала бы предпринимателем дистанционно получать необходимые меры поддержки и всегда быть в курсе актуальной информации о существующих и планирующих мерах поддержки государственного и регионального характера.
Для реализации данных проектов необходима функциональная система инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, для организации оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки сектору МСП существуют центры «Мой бизнес». Данные центры расположены на территории каждого субъекта Российской Федерации и их основная цель — это предоставление качественных информационно-консультационных услуг и оказание содействия в реализации мероприятий Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ». — 2008. — № 47. — ст. 5489;
- «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». — Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 28.06.2024);
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». — Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://www.pravo.gov.ru / (дата обращения: 28.06.2024);
- «Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»». — Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 28.06.2024).