Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов помогающих профессий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 633 раза

Библиографическое описание:

Огородник, С. И. Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов помогающих профессий / С. И. Огородник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 532-535. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40950/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена обсуждению участия студентов психолого-педагогического факультета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» арзамасский филиал в волонтерской деятельности на базе разных учреждений. Особо подчеркивается, что волонтерство студентов потом принимает форму социально значимых проектов. Так же в статье описаны проблемы участия студентов в волонтерской деятельности.

Ключевые слова: студенты, волонтерская деятельность, волонтер, проект, помогающая профессия, нуждающиеся

В настоящее время в связи с тем, что государство не может оказать всем нуждающимся гражданам помощь, то волонтерская деятельность становится очень актуальным и важным аспектом социальной сферы.

Ведь под волонтерством принято понимать деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг нуждающимся людям, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение. Эта формулировка наиболее точно определяет значение волонтерской деятельности. К волонтерам не относят люди, которые находятся на стажировке, на практике или работают бесплатно для получения профессиональных навыков. К сожалению, юридического определения термина «волонтер» пока не существует. Но, данный вид деятельности в России существует уже давно, под названиями «вспомошествие», «благотворительность», «добровольчество», «социальная активность»… Но только в конце 80-х годов термин «волонтер» стал употребляться в России.

На сегодняшнее время волонтерство начинает контролироваться высшими органами и регулироваться государственными законодательным актами. Еще в 1995 году был принят Государственной думой закон о волонтерской деятельности «Об общественных объединениях». В том же году был принят федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Однако нет такого государственного законодательного документа, который определял бы права волонтеров и защищал их жизнь и достоинство при выполнении общественно значимой деятельности.

Сейчас государство готово оказывать показывать помощь организациям по развитию волонтерской деятельности, поэтому организует конкурсы проектов некоммерческих организаций, где участвует большое количество волонтерских проектов.

Часто организовываются волонтерские группы или объединения на базах образовательных учреждений: школах, сузах, вузах. Таким образом, школьники и студенты имеют возможность на практике применить полученные знания и воспитать в себе толерантное отношение к нуждающимся людям. Особенно важно воспитывать в себе толерантность, эмпатию, сопереживание студентам помогающих профессий. К ним относятся студенты, обучающиеся по специальностям гуманитарной направленности: «Социальная педагогика», «Психология», «Психология служебной деятельности», «Психология образования», «Педагогика и психология», «Социальная работа» и т. д.

Участие в волонтерской деятельности и выполнение практических заданий не только в период учебной практики способствует формированию профессионально важных качеств, практических умений и навыков.

Волонтерская деятельность на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный институт им. А. П. Гайдара» появилась практически с начала образования факультета.

В 2001–2002 гг. преподавателями психолого-педагогического факультета и сотрудниками общественной организации «Педагогическое общество» (г. Арзамас) был реализован на базе детского дома проект «Детский дом — добрый дом» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию в рамках Программы АРО «Помощь детям — сиротам в России».

Все направления работы осуществлялись с помощью студентов- волонтёров, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Они участвовали в организации досуга детей, в приготовлении школьных домашних заданий, спортивных играх, в кружковой работе, в посещении воспитанниками учреждений культуры вне Детского дома и др. Волонтеры — студенты в непосредственном общении с воспитанниками и в совместной с ними деятельности формировали у них адаптивный социальный опыт [1, с. 12].

И уже с декабря 2002 года началось тесное сотрудничество психолого-педагогического факультета с Арзамасской воспитательной колонией, которое в январе 2003 года переросло в проект с названием «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных», выигравший на конкурсе «Студенческая инициатива» Программы малых грантов «Тюремная реформа в России» при финансовой поддержке Renal Reform International (Международная тюремная реформа). Студенты-волонтеры, обучающиеся по специальностям: «Социальная педагогика» и «Педагогика и психология» являлись активными участниками всех направлений проекта: работали соведущими в тренингах, помогали психологам в проведении диагностики личностных особенностей воспитанников и составляли индивидуальных коррекционно-реабилитационных программ, помогали воспитанникам в подготовке домашних заданий, в организации досуговых, спортивных, познавательных и других мероприятий, в которых сами же и участвовали со своими подшефными [2, с. 250].

Но и до настоящего времени студенты осуществляют волонтерскую деятельность в Арзамасской воспитательной колонии с несовершеннолетними осужденными, которая заключается в проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий, психологических тренингов на адаптацию подростков к выходу на свободу. Среди волонтеров и юноши, и девушки, что усиливает эффект подражания и идентификации с социально успешным сверстником, а также обратной связи со сверстниками своего и противоположного пола.

С января 2008 года студенты-волонтеры приняли участие в детском в Гуманитарном проекте для воспитанников детских приютов при монастырях на базе школы — интерната для мальчиков при Троице — Сергиевой Лавре в с. Топорково, Сергиево — Посадского района, Московской области. Волонтеры работали с воспитанниками Николаевского Георгиевского женского монастыря с. Абабково, Нижегородской области, школы — интерната для мальчиков при Троице-Сергиевой Лавре с.Топорково, Сергиево — Посадского района, детского дома слепо-глухих детей Московской области, Женского монастыря г. Углича, Центра социального помощи детям — приют г. Арзамаса. Студенты-волонтеры проводили с детьми спортивные и развлекательные мероприятия, участвовали в подготовке театрализованных постановок, проводили с детьми игры, помогали организовывать экскурсионные поездки детей, были тьюторами при подготовке домашних заданий по школьному курсу. После проекта студенты продолжили сотрудничество с монастырями, которые воспитывают детей-сирот.

С 2012 года студенты-волонтеры изъявили желание сотрудничать с детскими садами города Арзамаса. Администрация детских садов были рады такой помощи в воспитании и обучении детей. В муниципальных образовательных учреждениях волонтеры участвовали в утренниках и праздниках; помогали воспитателям подготавливать мероприятия и оформлять прогулочную территорию; сами подготавливали и проводили театрализованные представления для детей. Деятельность волонтеров имеет большое значение для воспитателей, старшего воспитателя и музыкального руководителя. Студенты имеют свободное время, во время которого могут качественно подготовиться к мероприятиям, в отличие от воспитателей. К тому же, приход волонтеров, всегда является для детей праздником [2, с. 251].

Волонтерская деятельность в детских садах проводится и сейчас, но количество данных учреждений, где проводится волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета, с каждым годом увеличивается.

И хотя ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный институт им. А. П. Гайдара» в 2013 году был упразднен и на его месте стал действовать ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» арзамасский филиал, но волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета расширяется и обогащается новыми социальными связями.

В г.Арзамас 15 февраля 2017 года был открыт гуманитарный склад благочиний города Арзамаса и Арзамасского района. Гуманитарный склад начал работу в рамках проекта «Отрада и утешение» — победителя грантового конкурса по открытию церковных гуманитарных складов, проводимого Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Данное учреждение открыто для обслуживания социально незащищенных слоев населения: многодетные семьи, малоимущих людей, пожилых людей… На склад принимаются новые вещи и вещи бывшие в употреблении, а также с приходов поступают продукты питания. Любой нуждающейся может прийти в социальный центр «Отрада и утешение» благочиний города Арзамаса и Арзамасского района и воспользоваться продукцией гуманитарного склада. Но данное учреждение нуждалось в волонтерской деятельности и администрация благочиния решила обратиться за помощью к людям, которые могли бы стать волонтерами. Психолого-педагогический факультет, имеющий большой опыт в организации волонтерской деятельности быстро откликнулся. И уже на открытии склада работали волонтеры.

Волонтерами на данном мероприятии были студенты 1 курса профиля «Психология и социальная педагогика» психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ, под руководством старшего преподавателя кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования Огородник С. И.

В благочинии проводится большая социальная работа по деятельности с семьями «группы риска», малоимущими, многодетными… А на психолого-педагогическом факультете как раз обучают будущих специалистов помогающих профессий: социальных работников, социальных педагогов и психологов. Позднее к студентам профиля «Психология и социальная педагогика» присоединились студенты специальности «Психология служебной деятельности».

В настоящее время волонтеры работают три дня в неделю и занимаются: приемом одежды, сортировкой, развешиванием, приемом населения, оформлением заказом, подбором вещей…

В МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», г. Арзамас студенты — волонтеры помогают проводить педагогу-психологу коррекционные занятия, социально-психологические тренинги, культурно — массовые мероприятия, психологическую диагностику…

Однако, не смотря на положительные тенденции развития волонтерской деятельности, существует ряд проблем:

  1. не у всех студентов есть желание участвовать в волонтерской деятельности, только 20 % студентов готовы безвозмездно помогать нуждающимся;
  2. студенты имеют возможность заниматься волонтерской деятельностью только в свободное от учебы время, поэтому приходится индивидуально с каждым волонтером составлять маршрут его деятельности;
  3. некоторые родители студентов, которые хотели бы заниматься волонтерской деятельностью, не понимают значимость этой работы и даже запрещают своим детям ездить в такие учреждения как «Арзамасская воспитательная колония», Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида;
  4. на старших курсах студенты делают попытки устроить личную жизнь, некоторые студенты даже уже обзаводятся собственными семьями и у студентов уже не остается времени на волонтерскую деятельность.

Несмотря на это, добровольческая деятельность по своей сути и назначению являет собой неиссякаемый источник и ресурс нравственности, выступая реальной альтернативой потребительской, корыстной формы жизнедеятельности для молодежи.

Литература:

  1. Акутина С. П. Феномен волонтерского движения в контексте профессионального самоопределения студентов // Современные исследования социальных проблем, 2012.- № 9. — С.12–17.
  2. Огородник С. И. Развитие профессионально — важных качеств личности студентов посредством волонтерской деятельности в ВУЗе. // Организация и содержание современного обучения в России. Теория и практика коррекционной педагогики и психологии в современной системе образования России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. (17 июня 2014 г., Чебоксары) / Гл. ред Нечаев М. П. — Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. — 422 с.
Основные термины (генерируются автоматически): волонтерская деятельность, психолого-педагогический факультет, студент, VIII, волонтер, Россия, арзамас, Арзамасский филиал, Арзамасская воспитательная колония, Арзамасский государственный институт.


Ключевые слова

студенты, проект, волонтерская деятельность, волонтер, помогающая профессия, нуждающиеся

Похожие статьи

Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

В статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской работы в объединениях «Юный натуралист» и «Друзья природы» Дворца (детского) юношеского творчества г. Пензы. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для организац...

Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...

Студенческая газета как направление работы клуба «Наставник» Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре

В настоящее время признана важная роль средств массовой информации в образовательном и воспитательном процессе. Поэтому одной из эффективных форм организации деятельности в этом направлении является выпуск студенческой газеты. В статье демонстрируетс...

Технология «веб-квест» на уроках математики

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как ...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Реализация социально-педагогического проекта «Дорогой добрых дел (3Д)»

Социально-педагогический проект «Дорогой добрых дел (3Д)» разработан и реализован в МБОУ СОШ№ 11 г. Хабаровска, направлен на решение проблемы организации добровольческой деятельности младших школьников. Педагогическая целесообразность проекта состоит...

Досуговое волонтерство — направление добровольческой деятельности в детском саду

В рамках инновационной деятельности в детском саду организована систематическая работа волонтерской группы. Её деятельность организуется по нескольким направлениям (направления определены в Концепции развития волонтерской (добровольческой) деятельнос...

Социально-педагогическая работа с детьми мигрантами младшего школьного возраста

В статье описаны практико-ориентированные подходы к организации продуктивно-творческой деятельности на примере программы творческого объединения «Истоки». Новизна проектного исследования заключается в комплексном и дифференцированном подходе к социал...

Похожие статьи

Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

В статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской работы в объединениях «Юный натуралист» и «Друзья природы» Дворца (детского) юношеского творчества г. Пензы. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для организац...

Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...

Студенческая газета как направление работы клуба «Наставник» Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре

В настоящее время признана важная роль средств массовой информации в образовательном и воспитательном процессе. Поэтому одной из эффективных форм организации деятельности в этом направлении является выпуск студенческой газеты. В статье демонстрируетс...

Технология «веб-квест» на уроках математики

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как ...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Реализация социально-педагогического проекта «Дорогой добрых дел (3Д)»

Социально-педагогический проект «Дорогой добрых дел (3Д)» разработан и реализован в МБОУ СОШ№ 11 г. Хабаровска, направлен на решение проблемы организации добровольческой деятельности младших школьников. Педагогическая целесообразность проекта состоит...

Досуговое волонтерство — направление добровольческой деятельности в детском саду

В рамках инновационной деятельности в детском саду организована систематическая работа волонтерской группы. Её деятельность организуется по нескольким направлениям (направления определены в Концепции развития волонтерской (добровольческой) деятельнос...

Социально-педагогическая работа с детьми мигрантами младшего школьного возраста

В статье описаны практико-ориентированные подходы к организации продуктивно-творческой деятельности на примере программы творческого объединения «Истоки». Новизна проектного исследования заключается в комплексном и дифференцированном подходе к социал...

Задать вопрос