Определение составляющих устойчивого развития социально-экономической системы на примере кафедры НИЯУ МИФИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 21.03.2017

Статья просмотрена: 573 раза

Библиографическое описание:

Шохина, О. И. Определение составляющих устойчивого развития социально-экономической системы на примере кафедры НИЯУ МИФИ / О. И. Шохина, Л. Л. Абдулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40915/ (дата обращения: 18.11.2024).



В работе даются определения устойчивости различных систем, определяются общие положения и формируется понятие устойчивости для социально-экономической системы, которая затем рассматривается на примере кафедры НИЯУ МИФИ; определяются составляющие устойчивого развития социально-экономической системы, которые вместе формируют триединую концепцию устойчивого развития; кафедра НИЯУ МИФИ рассматривается с каждой точки зрения согласно триединой концепции устойчивого развития и определяются ее экономические и социальные составляющие; рассматриваются факторы устойчивого развития, проводится их классификация и затем для кафедры НИЯУ МИФИ методом экспертной оценки определяется их влияние на устойчивость.

Актуальность данной работы подтверждается наличием проблем на многих кафедрах НИЯУ МИФИ, связанных с их устойчивым развитием: финансовые проблемы, проблемы, связанные с заменимостью преподавателей.

Ключевые слова: устойчивость системы, социально-экономическая система, триединая концепция, устойчивое развитие, факторы устойчивого развития, социально-экономическая система

Любой объект, в том числе система, характеризуется различными свойствами. Основным свойством системы считается ее целенаправленность, но помимо этого для долгого существования она должна обладать еще одним не мало важным свойством — устойчивостью.

Кризис развития одной из кафедр НИЯУ МИФИ и необходимость ее реорганизации побудили к исследованию устойчивости социально-экономических систем.

Понятие устойчивости

Для начала необходимо разобраться, что подразумевает под собой устойчивость. Определение устойчивости будет меняться в зависимости от типа системы, относительно которой данное понятие применяется.

Например, в технике она будет характеризоваться реакцией системы на внешнее воздействие, то есть ее способностью возвращаться в равновесное состояние.

В социально-экономических системах под устойчивостью подразумевается подвижное, динамическое равновесие. Устойчивое развитие социально-экономической системы связывают с обеспечением непрерывного поддержания экономического роста при минимальных затратах, экономической и социальной безопасностью, способствующих более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей элементов системы.

Очень важно рассмотреть устойчивость структуры организации. Считается, что в ее основе лежит сохранение связей, постоянства, стабильности. В краткосрочном периоде неизменность организационной структуры служит основой функционирования организации. Но в последнее время наблюдается, что обычные представления о хорошей организации как о стабильной и полностью управляемой, имеющей жесткую иерархическую структуру и т. д., уступают место идеям о гибкой структуре управления предприятием и его постоянной реорганизации в условиях рыночных изменений.

Говоря об устойчивости в проектной деятельности, следует разделить ее на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя устойчивость проекта связана с прогнозом выгод и затрат и с соответствующими показателями состояния системы, осуществляющей проект, при которых результат эксплуатации проекта стабильно высокий. Внешняя устойчивость проекта определяется постоянством экономической среды, в рамках которой он находится, и способностью проекта воздействовать на окружающую среду (в широком смысле этого слова). Ясно, что воздействие может быть существенным только для крупномасштабных проектов. Внутренняя и внешняя устойчивость составляют общую устойчивость проекта. Таким образом, устойчивость — возможность развивать проект для поддержки или увеличения выгоды на заданном уровне в течение длительного периода после исчезновения входов проекта.

В дальнейшем мы будем рассматривать устойчивость организации как социально-экономической системы на примере кафедры НИЯУ МИФИ. Как уже было сказано, устойчивость такой системы — явление динамическое, при этом некоторые ее свойства (инварианты) остаются неизменными.

Триединая концепция устойчивого развития

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

Экономическая составляющая устойчивого развития основана на теории максимального совокупного дохода, который достигается путем оптимального использования ограниченных ресурсов, сберегающих технологий, снижения затрат.

Рассматривая устойчивость кафедры НИЯУ «МИФИ» с экономической точки зрения, нужно определить, каким капиталом она располагает. Если это человеческий капитал (преподаватели, студенты), то главным показателем устойчивости будет мера его взаимозамещаемости. Одним из способов доведения данного показателя до высокого уровня может являться вовлечение студентов в преподавательскую деятельность. А также в данной проекции нужно рассматривать денежный (финансовый) капитал. Показателем устойчивости тут будет выступать хозяйственная независимость кафедры, достигнуть которую можно в том числе за счет участия в проектах «на стороне».

Социальная составляющая основана на сохранении стабильности социальных и культурных систем, то есть она подразумевает сокращение разрушительных конфликтов между людьми. Важной составляющей этой проекции является справедливое разделение благ между участниками системы. Желательно также сохранение и увеличение культурного капитала, многообразия и использование практики устойчивого развития в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивого развития современной социальной системы, необходимо создать более эффективную систему принятия решений, которая поощряла бы плюрализм. Также справедливость важна не только внутри одного поколения, но и между поколениями. В развитии человечества человек является не объектом а субъектом, поэтому он должен участвовать в формировании сферы его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений и контролировать их исполнение.

Рассматривая кафедру НИЯУ «МИФИ» с социальной точки зрения, следует определить стороны, между которыми могут возникать конфликты и причины этих конфликтов. На наш взгляд, существует три таких стороны: руководство (заведующий кафедрой и заместитель заведующего кафедрой), преподаватели и студенты. Конфликты могут возникать как между этими группами, так и внутри каждой группы. Рассматривая конфликты между преподавателями и студентами, следует отметить, что оценки могут являться одной из причин таких конфликтов: преподаватель считает, что студент плохо знает материал, а студент в свою очередь думает, что преподаватель к нему придирается. Кроме того, оценки могут являться причиной внутренних конфликтов студентов. К сожалению, оценка знаний носит субъективный и вероятностный характер, но изменить эту устоявшуюся систему видится невозможным. Можно попытаться уменьшить влияние оценок на конфликты путем проведения кафедральных олимпиад. Студенты будут делать похожие задания, а результат выполнения работы будет оцениваться по выработанной шкале. Таким образом снизится субъективный характер оценивания знаний. Студентам с лучшими результатами будут добавляться дополнительные баллы к экзамену. Конфликты могут возникать между студентами и руководством. На наш взгляд, причиной таких конфликтов может выступать учебный план. Студенты часто задаются вопросами о важности и нужности преподаваемых предметов, о причинах, по которым некоторые дисциплины не преподаются. Но, к сожалению, не проявляют активности для того, чтобы скорректировать свой процесс обучения. Руководству нужна обратная связь, поэтому ему необходимо сделать так, чтобы студенты не боялись говорить о том, что, на их взгляд, следует изменить. Возможно, следует обязать студентов проводить рефлексию по каждому из изученных предметов в письменном виде. Это, кстати говоря, может помочь им понять цель изученного курса, важность и применимость его в будущей профессии.

Экологическая составляющая подразумевает, что устойчивое развитие не должно нарушать целостности природных систем (под природными системами следует понимать еще и среду, созданную человеком, например, города). Жизнеспособность экосистем имеет большое значение, так как от нее зависит глобальная стабильность всей биосферы. Большое внимание следует уделять сохранению способности к самовосстановлению и адаптации системы к изменениям, а не сохранение ее в некотором «идеальном» состоянии. Загрязнение окружающей среды приводит к снижению этой способности, а значит является препятствием для устойчивого развития. Рассмотрение кафедры НИЯУ МИФИ с данной точки зрения не имеет смысла, так как она не оказывает никакого влияния на биосферу земли и не нарушает жизнеспособность экосистемы.

Согласовать концепции и перевести это согласование на язык конкретных мероприятий, которые являются инструментом устойчивого развития, сложная задача, ведь описанные три элемента должны рассматриваться сбалансированно. Очень важны механизмы взаимодействия концепций. Например, на пересечении социальной и экономической точек зрения порождаются такие задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения. На пересечении экономической и экологической точек зрения — стоимостная оценка внешний воздействий на окружающую среду. Социальной и экологической — межпоколенное равенство, включающее соблюдение прав будущих поколений.

Три типа устойчивости организации

Устойчивость организации можно разделить на внешнюю, внутреннюю и унаследованную.

Первый тип устойчивости достигается за счет внешнего воздействия. Например, влияние государства на факторы внешней среды, такие как рыночные, географические и другие. Внешняя устойчивость в условиях, например, плановой экономики достигается за счет экономической поддержки, корректировкой планов предприятия и так далее. То есть эта устойчивость достигается управлением извне. И проблема устойчивости во времена плановой экономики переходит на отраслевой или даже государственный уровень.

Говоря о кафедре НИЯУ «МИФИ», необходимы и внутренние механизмы обеспечения устойчивости организации, так как, дополнительной экономической поддержки руководство университета больше не оказывает. Поэтому необходимо сделать кафедру самоорганизующейся системой. В этом случае управление кафедры связано с анализом ее собственных действий во внешней среде. Внутренняя устойчивость кафедры определяется ее своевременным и экономичным реагированием на изменения внешней среды (например, в области управления капиталом). Теоретически, внутреннее устойчивое равновесие кафедры основано на оценке ее финансовой устойчивости, определяемой в первую очередь сбалансированностью денежных потоков.

Третий тип устойчивости достигается за счет «унаследованного управления», т. е. формирования, сохранения и развития внутреннего потенциала организации. Таким потенциалом на кафедре НИЯУ «МИФИ», на наш взгляд, могут выступать преподаватели, преподаваемые ими дисциплины и студенты. Студенты помимо процесса обучения вовлекаются и в проектную деятельность, сберегая тем самым финансовые ресурсы кафедры и накапливая собственные интеллектуальные. Некоторые из студентов, возможно, станут преподавателями на кафедре, которую закончили. Таким образом обеспечивается сохранность преподавательских ресурсов. Преподаваемые программы — стержень на котором держится образовательная составляющая кафедры. Поэтому, каждая программа должна преподаваться по выработанному плану, но при этом, каждый раз приобретать что-то новое.

Факторы устойчивого развития

Кафедра НИЯУ МИФИ как социально-экономическая система является сложной многофункциональной системой. Ее успешное функционирование зависит от множества факторов, исследование которых представляет большую сложность, так как множество различных условий, оказывающих влияние на устойчивость, не поддается прямой количественной оценке. Поэтому, для систематизации факторов и определения их значимости для устойчивого развития кафедры НИЯУ МИФИ использовался метод экспертной оценки, позволяющий определить основные факторы, на которых необходимо сосредоточить внимание. В качестве экспертов выступали преподаватели и руководство. Составлялась анкета, в которой проводилась оценка факторов: эксперты определяли их влияние на устойчивость методом парного сравнения.

Стоит отметить, что факторы были классифицированы на внутренние и внешние, последние в свою очередь делились на факторы прямого воздействия и косвенного. В конечном итоге было решено, что рассмотрение внешних факторов не имеет смысла. Внутренние факторы складываются из возможностей организации, ими выступали финансовые ресурсы, количество студентов, участие в проектах и другие.

Кризис системы

Неустойчивость системы часто связывают с ее кризисом, который подразумевает под собой переход от существующего положения к другому. В тектологии под кризисом понимается изменение организационной формы системы, то есть совокупности связей между элементами системы. Говоря о кафедре НИЯУ МИФИ, можем отметить, что сейчас она переживает кризис в связи с проводимой реструктуризацией. Кафедры объединяются по-новому, вместо старых факультетов образуются новые институты. С одной стороны кризис является нарушением равновесия, с другой — переходом к новому равновесному состоянию, поэтому кризис — нормальное состояние любой системы.

Заключение

В нашем исследовании мы выяснили, что устойчивость социально-экономической системы не является статической характеристикой, наоборот, она представляет собой развитие с несколькими неизменными свойствами (инвариантами).

Развитие кафедры НИЯУ МИФИ было рассмотрено согласно триединой концепции устойчивого развития и были определены основные ее составляющие.

Был проведен анализ факторов устойчивого развития кафедры НИЯУ МИФИ методом экспертной оценки.

В конце работы была рассмотрена роль кризисов в устойчивом развитии.

Полученный аналитический материал был передан системному инженеру для проектирования перехода кафедры НИЯУ МИФИ к новому равновесному состоянию.

Литература:

  1. Бобылев С. Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. — М.: Ступени, 2004. — 303 с.
  2. Гвишиани Д. М. Мосты в будущее. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 368с.
  3. Кузнецов В. Н. Безопасность через развитие. — М.: Интел Тех, 2000. — 282 с.
  4. Шпапгенберг Й. Х. — Устойчивое развитие: концепция, основы, вызовы, применения. — М.: Проспект, 2005
  5. Camaren Peter, Mark Swilling. Linking Complexity and Sustainability Theories: Implications for Modeling Sustainability Transitions; Sustainability// Sustainability. — 2014. — № 6(3). — С. 1594–1622.
  6. Peter A. Victor. Managing without Growth. Slower by Design, not Disaster. — 2008. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): устойчивое развитие, социально-экономическая система, кафедра, студент, триединая концепция, устойчивость, внешняя среда, окружающая среда, равновесное состояние, экспертная оценка.


Ключевые слова

устойчивое развитие, устойчивость системы, социально-экономическая система, триединая концепция, факторы устойчивого развития

Похожие статьи

Сommunication modern methods of teaching foreign languages with study of the linguistic cycle

Развитие методики осуществляется в неразрывной связи с другими науками в основном гуманитарного профиля, в частности, с философией, логикой, педагогикой, с различными науками лингвистического цикла. Таким образом, без тщательно разработанной лингвист...

Механизм устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса России

В статье рассмотрены взаимосвязи в системе «биосфера — общество — государство — экономика — промышленный комплекс» предложены авторские определения терминов «устойчивое развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК)» в широком и в узком смысле, «мех...

Экономическая сущность эффективности деятельности организации

В статье раскрыты и обобщены теоретические аспекты экономической сущности эффективности деятельности организации. Особое внимание уделяется трактовке понятия «экономическая эффективность организации» с позиций различных подходов и авторов, представле...

Основные подходы к оценке экономической безопасности

В статье рассмотрены основополагающие подходы к понятию и оценке экономической безопасности. Указывается существующее наличие дифференциации на микро- и макроэкономические подходы. Отмечается, что наличие богатой ресурсной базы не является в настояще...

Проблемы многоуровневой подготовки в системе педагогического образования

В статье на основе анализа социальной, философской и педагогической литературы, рассматривается многоуровневая система педагогического образования, обеспечивающая преемственность между образовательно-профессиональными программами трех уровней: первый...

Об обновлении практики изучения курса «Концепции современного естествознания» в подготовке педагогов в области преподавания основ безопасности жизнедеятельности в вузе

В статье рассматриваются концептуально-теоретические аспекты, определяющие авторское направление обновления практики преподавания курса «Концепции современного естествознания» в подготовке академических бакалавров – будущих педагогов в области препод...

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Аналитические исследования в экономике как методологическая основа преподавания экономико-математических дисциплин в высшем образовании

Аналитические исследования — это часть исследования операций, которые, входят в научную область, которая разрабатывает принципы постановки и решения задач улучшения функционирования производственных, управляющих и обслуживающих систем и способы реали...

Управления предприятием в условиях риска и неопределенности внешней среды

В работе рассматривается научная проблема недостаточного учёта неопределенности внешней среды в методиках оценки потенциала предприятий. Цель исследования — проанализировать влияние фактора неопределенности внешней среды на потенциал предприятия и сф...

Похожие статьи

Сommunication modern methods of teaching foreign languages with study of the linguistic cycle

Развитие методики осуществляется в неразрывной связи с другими науками в основном гуманитарного профиля, в частности, с философией, логикой, педагогикой, с различными науками лингвистического цикла. Таким образом, без тщательно разработанной лингвист...

Механизм устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса России

В статье рассмотрены взаимосвязи в системе «биосфера — общество — государство — экономика — промышленный комплекс» предложены авторские определения терминов «устойчивое развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК)» в широком и в узком смысле, «мех...

Экономическая сущность эффективности деятельности организации

В статье раскрыты и обобщены теоретические аспекты экономической сущности эффективности деятельности организации. Особое внимание уделяется трактовке понятия «экономическая эффективность организации» с позиций различных подходов и авторов, представле...

Основные подходы к оценке экономической безопасности

В статье рассмотрены основополагающие подходы к понятию и оценке экономической безопасности. Указывается существующее наличие дифференциации на микро- и макроэкономические подходы. Отмечается, что наличие богатой ресурсной базы не является в настояще...

Проблемы многоуровневой подготовки в системе педагогического образования

В статье на основе анализа социальной, философской и педагогической литературы, рассматривается многоуровневая система педагогического образования, обеспечивающая преемственность между образовательно-профессиональными программами трех уровней: первый...

Об обновлении практики изучения курса «Концепции современного естествознания» в подготовке педагогов в области преподавания основ безопасности жизнедеятельности в вузе

В статье рассматриваются концептуально-теоретические аспекты, определяющие авторское направление обновления практики преподавания курса «Концепции современного естествознания» в подготовке академических бакалавров – будущих педагогов в области препод...

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Аналитические исследования в экономике как методологическая основа преподавания экономико-математических дисциплин в высшем образовании

Аналитические исследования — это часть исследования операций, которые, входят в научную область, которая разрабатывает принципы постановки и решения задач улучшения функционирования производственных, управляющих и обслуживающих систем и способы реали...

Управления предприятием в условиях риска и неопределенности внешней среды

В работе рассматривается научная проблема недостаточного учёта неопределенности внешней среды в методиках оценки потенциала предприятий. Цель исследования — проанализировать влияние фактора неопределенности внешней среды на потенциал предприятия и сф...

Задать вопрос