Аналитические исследования в экономике как методологическая основа преподавания экономико-математических дисциплин в высшем образовании
Автор: Звягин Леонид Сергеевич
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 31.03.2017
Статья просмотрена: 4517 раз
Библиографическое описание:
Звягин, Л. С. Аналитические исследования в экономике как методологическая основа преподавания экономико-математических дисциплин в высшем образовании / Л. С. Звягин. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 95-101. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2290/ (дата обращения: 16.12.2024).
Аналитические исследования — это часть исследования операций, которые, входят в научную область, которая разрабатывает принципы постановки и решения задач улучшения функционирования производственных, управляющих и обслуживающих систем и способы реализации выработанных рекомендаций, учитывая последствия, присущие для этих систем. В настоящее время весьма актуальным является вопрос синтеза математических наук и экономики в современном высшем образовании. Такой синтез через призму аналитических исследований позволяет студенту одновременно развиваться всесторонне в совокупности образовательного процесса, одновременно позволяя применять аналитические подходы к изучению различных дисциплин.
Ключевые слова: дисциплина, анализа, метод, экономика, исследования
Analytical studies are part of the research of operations that are part of the scientific field that develops the principles for setting and solving tasks for improving the functioning of production, control and maintenance systems and how to implement the recommendations developed, taking into account the consequences inherent in these systems. At present, the synthesis of mathematical sciences and economics in modern higher education is very topical. Such synthesis through the prism of analytical research allows the student to simultaneously develop comprehensively in the aggregate of the educational process, while allowing the use of analytical approaches to the study of various disciplines.
Keywords: discipline, analysis, method, economics, research
Аналитические исследования в экономике рассматриваются как аналитические методы решения моделей и состоят в последовательности проведения математических преобразований модели, приводящих к данному результату. Лишь на последнем этапе, когда такая формула имеется, подставляют числа и получают решение. Исследование операций сформировалось как научное направление в Англии в преддверии 2-й Мировой войны, когда обострилась потребность целенаправленного изучения оперативно-работающих военных систем с целью их ремонта и отладки. Первые задачи, которые были решены в рамках исследования операций, позволили улучшить снабжение военно-воздушных сил, без увеличения объёма запасов.
Рассматривая актуальность экономико-математического образования, необходимо отметить, что изучаемые экономические и математические дисциплины в экономическом вузе по логическому содержанию должны способствовать формированию у студентов не только определенного типа экономико-математического мышления, сознания или культуры, но и необходимого уровня профессиональных компетенций. Целью изучения экономических и математических научных дисциплин является приобретение студентами необходимой квалификации для нахождения наиболее выгодных из возможных решений для анализируемых экономических ситуаций с учетом специфики имеющейся информации относительно ожидаемого экономического результата.
Если рассмотреть любую социально-экономическую систему, то она представляет сложную систему. В ней взаимодействуют множество экономических, технических и социальных процессов, которые все время изменяются под воздействием внешних условий, так же в случае научно-технического прогресса. Эти внешние условия влияют на самоуправление (социально-экономическими и производственными) системами. Оно ставится более сложной задачей, которая требует определенных средств и методов решения. Внутри социально-экономических систем можно отметить производственную систему (ПС).
Производственная система в отличие от других систем имеет в качестве главного элемента действующего человека, выполняющего функции управления (как например принятие решений и их контролирование). Производственная система может иметь вид различных фирм, их подразделений, научно-исследовательских и проектных проектов, каких-либо объединений, отраслей, а иногда и само народное хозяйство в общем.
Моделирование — это самый широко распространённый способ исследования вышеназванных процессов и явлений.
Необходимость развития навыков моделирования
Когда индивиды начинают сотрудничать, то появляется потребность обмена информацией, чтобы более точно определить положение в новой создавшейся ситуации. В наиболее частых бытовых ситуациях человек сумел выработать определенный язык, с помощью которого он решит стоящую перед ним проблему. Самым заметным проявлением тенденции к взаимопониманию считается искусство, религия, наука, производственная деятельность, которые дают возможность применять общие для всех правила поведения и общее представление о мире. Совокупность взглядов и правил поведения есть та модель, позволяющая сделать вывод о самой проблеме. Из этого следует, что каждая модель имеет право на свою точку зрения и возможность оценивать по-своему ту или иною проблему для принятия соответствующих решений.
Если же были совершены ошибки при принятии решений, то они обойдутся слишком дорого для экономической сферы. Именно поэтому, для предотвращения возможных проблем применяется экономико-математическое моделирование. Оно понимается как инструмент менеджера, которое служит для принятия взвешенных решений и оценке будущих возможных проблем.
Но следует отметить, что сначала, перед принятием решений, нужно четко и ясно определить, и проанализировать создавшуюся ситуацию. Такой анализ должен помочь точным образом определить будущее состояние всей экономической системы, ее объекта или процесса, так как оно произойдет в любом случае независимо от менеджера. Прогнозирование помогает оценить будущее состояния внешней среды, где находится экономический объект.
Измерения вэкономике
База количественных методов моделирования составляют измерения в экономике. Измерение в естественных науках и технике значительно отличаются от экономических измерений. При наличии разнообразных методов и объектов, экономические измерения делятся на два класса: натуральные и стоимостные. На два уровня делятся все процедуры: формирование первичных данных и расчет производственных показателей. В узком понимании измерений относящихся к естественно-научным и техническим представлениям можно отнести только процедуры первого уровня, а остальные — к обработке информации. В экономике и социологии теоретический анализ и принятие практических решений базируется только на производных показателях и проблему определения и значения экономисты воспринимают как измерительную. Натуральные измерения на первом уровне еще не экономические, а физически. Объектом для них является характеристики затрат и выпуска, и представлены как параметры производственных процессов. Качество измерения — это точности измерительных устройств и объективность выполнение измерительных процедур. При измерении экономических процессов на первом плане стоит целесообразность перехода к более совершенным средствам. В экономике выше, чем в естественных науках и технике, заинтересованность в результатах, которые могут проявляться, допустим, в тенденции к округлению замеров всегда в одну сторону, что приводит к неслучайным, а систематическим ошибками, а при массовых измерениях может привести к существенным погрешностям.
Методология научных исследований предполагает различные принципы подтверждения или опровержения новых знаний, претендующих на статус научности, с помощью эксперимента, наблюдения и их последующей математической обработки. Аналитические исследования, конечно, тоже предполагают получение истинных знаний, но их главная цель — удовлетворение запросов заказчиков, решение интересующих их задач и проблем. Причем очень часто, например, в ситуации суточных колебаний котировок ценных бумаг на фондовых рынках, аналитические исследователи не могут подвергать свои выводы многократным эмпирическим проверкам и ставить дорогостоящие эксперименты, длящиеся иногда годами и требующие гигантских затрат. Их оружием, в этом случае, являются механизмы сверхскоростной компьютерной обработки биржевой информации. В других случаях, например, при оценке шансов на победу той или иной политической партии и предпочтений электората, важно умение сочетать результаты опросов общественного мнения, модели социально-психологических изменений, различного рода «хитрые» политические технологии, влияние СМИ на поведение избирателей и т. д.
В то время, то, как экономисты, политологи и правительственные чиновники пытаются понять, как выйти из кризиса, философы и методологи думать о том, почему неидеальны прогнозы социального развития и, в частности экономические перспективы. Почему ситуации на финансовых рынках и социальной жизни имеют различные оценкам аналитиками сервисных организаций и государственных и частных компаний, политических партий и других общественных организаций?
Многие винят в причинах ошибочных ситуационных и прогностических суждений анализ явлений социально-экономических, социально-политических систем.
Научные исследования преследуют цели исследования истины, введение законодательства о функционировании и развитии явлений природы и общества, а также открытие новых фактов. Методы исследования включают в себя такие задачи, как подтверждение или опровержение различных новых знаний о принципах и требованиях с помощью опыта и наблюдений, приобретенных. Анализ исследований также включает в себя прием фактических знаний, но главная цель — удовлетворение потребностей клиентов, а также для решения вопросов и проблем, с которыми они сталкиваются. Кроме того, во многих случаях, например, в случае суточных колебаний цен на акции на фондовом рынке аналитиков и исследователей, не могут быть отправлены к некоторым выводам и экспериментального летчика-испытателя Дело в том, дорого, а иногда это занимает годы и требует больших затрат. Оружием, в данном случае, является механизм обработки биржевой информации для высокоскоростной передачи данных.
Целью аналитических исследований является подготовка систематизированного материала на основе доказанных фактов для принятия управленческого или клинического решения.
В изначальном значении анализ подразумевает под собой мысленный распад (или реальный) и разъединение целостности. Хотя люди в первую очередь склонны воспринимать естественную реальность и окружающее общество как целостную систему, чтобы исследовать ее фундаментально, это восприятие является слишком поверхностным. Восприятие часто предшествует полному осознанию частей целого, и, следовательно, разделению всего на отдельные компоненты.
Анализ как разделение целого на части тесно связан с другим важным методом — абстрагированием. К абстрагированию относятся психическое отвлечение от вторичных свойств и качеств объекта, чтобы подчеркнуть его основные характеристики, а результат этого процесса является абстракция. Анализ и абстрагирование направлены на реализацию одной общей познавательной функции: оба метода направлены на выделение существенных и важнейших свойств в объекте. Но все же анализ в отличие от абстрагирования изучает необходимые и соответствующие атрибуты в сочетании с другими характеристиками, подводя их к синтезу. Однако методологические способы абстрагирования, в то время как выполняет очень важную функцию выделения существенного, не переходит за пределы изучения гносеологической функции.
Одним из задач анализа является определение взаимосвязи между индивидуальным и универсальным, и установить причины индивидуального в универсальном.
Методы анализа устанавливают жесткие требования к языку исследователя: они требуют разъяснения и уточнения концепции, которая устраняет неопределенность в категориальном аппарате исследователя.
Немецкий философ восемнадцатого века Иммануил Кант также изучал различные аспекты анализа и синтеза. Он предоставил впервые в истории философии различия между аналитическими и синтетическими суждениями. Согласно Канту, аналитические умозаключения — это суждения, которые поясняют, но не увеличивают наших знаний о предмете изучения. На самом деле, они являются тип отступа — управления, который повторил тезис, который формируется в основании. Синтетическое суждение, наоборот, укрепить знания контента и улучшить его — потому что, конечно, они имеют гораздо лучшее понимание ценности. Этот синтетический суждение или может быть основано на опыте или перемещен.
Исследования Канта показали, что существуют 2 метода исследования: анализ и синтез.
Аналитический метод — способ исследования, который не приносил (особенно эмпирическую) новую информацию. Этот метод основан на изменении одной формы знания в другую.
Синтетический подход, напротив, основывается на появлении новых знаний. Это результат превращения аналитического суждения в синтетический и это является логическим следствием создания новых теорий исследования и гипотез.
Чаще всего используется для разделения анализа и синтеза метод логического позитивизма (это учение является основой современной философии западной науки) и лингвистической (другими словами, аналитической) философии, основателем которой был австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889–1951).
Область применения аналитических исследований
Используя весь разнообразный и противоречивый опыт, накопленный практикой моделирования, современное исследование операций выдвигает на первый план специфику конкретной задачи, т. е. в нём преобладает подход ad hoc (применительно к данному случаю, ситуации — лат.). Исследование операций не ограничивается построением теоретической абстракции, её изучением и сопоставлением полученных выводов с реальностью. Планирование и управление внедрением результатов в практику — составная часть задач исследования операций.
Аналитические исследования являются частью своей научно-исследовательской деятельности, которая, в свою очередь, разрабатывает общие принципы для развития и решения проблем с целью повышения эффективности и технического обслуживания производства текущей системы управления, а также занимается разработкой способов выполнения рекомендация, которые улучшают последствия этой системы.
Изучение операций является предметом научно-исследовательским направлением деятельности в Великобритании, которая возникла во время 2-й мировой войны, в 1939–1945 гг., когда необходимо было улучшить исследование военных систем для стимулирования ее развития и быстрого восстановления. Первые задания, которые были решены в рамках научно-исследовательской деятельности, позволили улучшить качество военно-воздушных сил без увеличения размеров их запасов.
В соответствии с принципами научно-исследовательской деятельности для анализа задач обычно разрабатывается математическая модель, которая будет использоваться в качестве инструмента управления и руководства, чтобы сформировать конкретное решение. Тем не менее, само моделирование для изучения процесса является лишь средством. Главное — это сама цель, ради которой и проводится исследование. Но она непрерывна и может быть выполнена в один день и потерпеть значительные изменения под влиянием промежуточных результатов исследования. Пользуясь разнообразным опытом, накопленный вместе с практикой моделирования, выделяются дополнительные возможности для научно-исследовательской деятельности, которая является общей пользовательской политики. Научно-исследовательская деятельность не ограничивается строительством абстракцией в теоретических исследованиях, и сравнить с фактическими результатами практически невозможно. Планирование и управление реализацией результатов на практике — функциональную часть процесса поиска.
Когда в управлении организационной системой господствуют формальные критерии (например, хозяйственная деятельность может ориентироваться на какой-либо агрегатный показатель, в частности на прибыль, или на группу таких показателей; успех военных действий может оцениваться потерями противника в живой силе и технике), возникает тенденция ко всё большему разделению труда и обособлению разных видов деятельности, в т. ч. управленческой. Выделяемые согласно формальным критериям функции управления автономизируются, их выполнение уже не рассматривается как средство достижения цели системы, а контролирующие эти функции исполнители воспринимают их как самоцель. Поэтому в решениях формальное всё чаще начинает заслонять содержательное, в реальной системе благодаря этому накапливаются разнообразные искажения, происходят нарушения процесса её «естественного» функционирования.
Начиная с 1950 г. научно-исследовательская деятельность активно развивается в Соединенных Штатах и других странах в качестве такой области, как прикладные исследования. О деятельности экспертных исследований, которые будут включены в штат консалтинговых фирм, а также использовать эти услуги, предприятия, фонды и частные и государственные учреждения и армии. Процесс расширения и увеличения размера использования методов исследования обусловлен некоторыми объективными причинами. Они в основном включают в себя усиление роли административных и официальных мероприятий по мере того, как усложняются задачи управления системами с повышением их объема, разнообразия и размера динамического действия.
Когда в системе регулирования администрирования доминируют официальные стандарты (например, деятельность может сосредоточиться на какой-либо агрегатный индекс, например, на доход, то успех военной операции можно оценить по потерям противника в силе и технике), появляется тенденция к раскалыванию труда и изолированию разных видов деятельности. Выделяемые по официальным стандартам управленческие функции проходят автоматизацию, управление становится независимым, не реализуется в качестве средства для достижения целей системы, а восприниматься исполнителями эти функции стали в качестве самоцелей. Поэтому в системах содержательное прикрывается формальным, из них появляются разные искажения, что приводит к нарушению ее действительности.
Экономический подход к методу производства, а если дело находится в приоритете, может стимулировать поиск решений для улучшения любого направления, причинения ущерба другим, и, следовательно, к гармоничному развитию системы. В качестве таких мнимых задач могут выступать абсолютно разные в зависимости от структуры системы, способа работы и первоначальной настройки, например, сокращение соответствующих ресурсов, стоимости административной работы и времени, разработка новых возможностей для максимизации прибыли предприятия и так далее. Были обнаружены тенденции к усилению реального развития, особенно принцип усиления технологических цепочек и улучшить связей, пренебрегая абстрактными схемами и таблицами. Не только аппаратчики системы управления весело, но и самостоятельные по сырьевому или формальному признакам элементы других экономических структур для достижения своих собственных целей, которые могут иногда и противоречить назначениям системы их создавшей. Данная система стремиться изучить объективно и проанализировать ситуацию, методы, которые способны конкретизировать, уменьшить воздействие факторов имитации действительности. Она обеспечивает подход к решению этих проблем посредством исследования операций.
Термин «Исследование операций» позволяет подчеркнуть преимущество аспектов, связанных как с функционированием различных технологий и организационных структур, так и с движением информационных потоков. Таким образом на второй план уходит связь данного термина с экономическими оценками, сопутствующими производству. Результатом этих изменений стало стремительное проникновение в практику организации производства, обслуживания и управления исследования операций. Это обстоятельство в совокупности с декларированной ориентацией на подход ad hoc довольно часто приводит к выдвижению обвинений в эмпиризме, который не может быть применим в сугубо прикладной сфере деятельности. Заслуга данного способа состоит в довольно явном расширении сферы прикладного анализа. Важно отметить, что методологические принципы, заложенные в основу исследования операций, привело к выработке критичного отношения к стереотипам и схемам в том случае, когда главной задачей руководства является принятие главных, основополагающих решений. Исследование операций получило развитие в середине 20 века; примерно в это же время на стадию окончательного формирования вышли кибернетика, теория информации, автоматического регулирования, а также многие другие дисциплины, которые смогли определить инструментарий большого количества прикладных исследований. Наряду с этим нельзя не отметить вклад исследования операций в научную сферу. Данная дисциплина стала стартом, исходным пунктом для возникновения и затем развитии некоторых научных направлений, направленных на разработку методологии прикладных исследований, прежде всего системного анализа.
Основные методологические принципы аналитических исследований вэкономике
Прежде всего необходимо поставить цель прикладного исследования. Здесь в качестве примера можно использовать совместную работу заказчика и консультанта-аналитика.
Обычное представление конечных результатов аналитического исследований. Следует упомянуть и формализацию самого процесса принятия стоящих перед работником решений. Добиться этого можно через создание математической модели либо построение подобной модели для контроля и анализа последствий от реализации альтернативных вариантов неповторяющегося решения. Ограниченность такого рода формализации также необходимо учитывать как исследователю, так и непосредственно заказчику.
Одним из главных принципов ad hoc является следующий: «Решать конкретную задачу в конкретных обстоятельствах средствами, наилучшими именно для этих обстоятельств». Анализируя его, можно прийти к выводу, что он противоречит основной цели научной деятельности как таковой: создать обобщающую теорию, которая была бы применима в широком спектре ситуаций. Обобщение происходит на разных уровнях. Так, например, в аналитической сфере оно происходит на уровне методологии исследования. В таком случае учитывается весь имеющийся арсенал модельных средств и накопленный опыт. Главной задачей является найти наилучший способ функционирования данной системы. Довольно часто можно встретить определение этого принципа как антинаучного.
Необходимо правильно оценивать имеющиеся ресурсы. Ни один из существенных ресурсов не может быть забыт и оставлен без должного внимания. С другой стороны, ни один ресурс не следует абсолютизировать и считать его незаменимым и решающим на всех уровнях. Под действием различных факторов и в процессе исследования оценка важности ресурса может варьироваться.
Важной составной частью каждой отдельной задачи является вычленение в ходе исследования той системы, функционирование которой пойдет на изучение. Хотелось бы отметить, что неудачу исследования могут вызвать не пересматриваемые, априорные ограничения на состав системы, связь ее элементов и так далее.
Формирование системы, постановка, уточнение и достижение цели — тесно взаимосвязанные и неразрывные аспекты исследования.
Помимо вышеупомянутых принципов существует также масса других, но указанные пять представляют собой фундамент, позволяющий нам получить общее представление о подходе, об особенных для него системности и комплексности. Переходя на математическую модель, следует отметить, что она выступает как структурирующий элемент, являясь при этом одним важнейших результатов исследования.
Аналитические исследования как научная область пополняется, во-первых, объемными и подробными описаниями решения стоящих конкретных практических задач, а во-вторых — новыми модельными разработками общетеоретического значения.
Заслуга математической постановки задачи принадлежит английскому экономисту Ф. Эджворту. В 1888 году он в своей работе, посвященной определению резервных денежных фондов, впервые упомянул об этом способе. В настоящее время данный способ больше известен как задача управления запасами. Теория управления запасами, важная часть аналитических исследований, ведет начало именно от модели Эджворта. Сейчас эта теория насчитывает более десятка различных активно используемых модельных постановок.
Теория массового обслуживания, теория расписаний, задачи размещения и замены оборудования, календарное планирование, сетевое планирование и управление — все это представляет собой другие самостоятельные направления, которые стали звеньями аналитических исследований.
Системный анализ не единственное направление, на которое аналитические исследования оказали влияния. К списку дисциплин можно добавить как экономическую кибернетику, так и системотехнику и ряд других научных направлений и дисциплин.
Определение предмета аналитических исследований
Аналитические исследования в экономике состоят в поэтапном проведении математических преобразований данной, исходной модели, приводящих к заданному результату. В качестве примера можно привести формулу, выражающую зависимость экстремума функции от ее аргументов. На заключительном этапе, после получения готовой формулы, происходит подстановка чисел и получается решение. Таким образом, аналитическая модель — это формула, представляющая математические зависимости в экономике и показывающая, что результаты (выходы) находятся в функциональной зависимости от затрат (входов). Существует формула, позволяющая представить данное определение в общем виде: U = f(x), где x — это совокупность (вектор) выходов; f(x) — это зависимость, которая записана в виде математической функции. В оптимизационных моделях (а их большинство в экономико-математических исследованиях, в исследовании операций и т. д.) отыскивается такой вектор переменных х, при котором критерий, характеризующий качество функционирования системы (обычно это скаляр, а не вектор) получает наибольшее или наименьшее значение (либо вообще достигает какого-то желательного уровня). Это записывается, напр., для первого случая (максимизации) так:
Здесь у — вектор переменных, не поддающихся управлению, но влияющих на u;
f— функция, задающая отношения между всеми указанными величинами.
Следует отметить, что в оптимизационных моделях, которые составляют большинство в экономико-математических исследованиях, а также в вышеупомянутых исследованиях операций находится такой вектор переменных Х, при котором тот критерий, который характеризует качество функционирования системы (довольно часто им бывает не вектор, а скаляр) получает наибольшее или наименьшее значение. Возможен также переход на определенный желательный уровень. Разобрав аналитическую модель, можно прийти к выводу, что она представляет собой систему соотношения между исходными величинами и искомыми, которые выражаются в виде математических формул. Преимущество таких моделей заключается в том, что они адаптивны и удобны для расчетов и анализа свойств решений. Решение называется аналитическим в том случае, если оно было получено в явном виде с помощью математических формул. Тем не менее необходимо сказать, что не всегда через формулы можно показать связь величин. В некоторых случаях может применяться способ задания функции по значениям аргументов. Существуют случаи, при которых даже успешно построенная аналитическая модель может не иметь соответствующего решения, оно может быть ненайденным. В таких случаях прибегают к исследованию средствами численного анализа или другими косвенными методами.
Таким образом, целью данных аналитических исследований является постижение истины, анализ и представление законов, выявление новых фактов, развитие общества, природы и его явлений. В качестве методов аналитических исследований могут выступать разнообразные принципы и концепции для подтверждения или отрицания новых данных на предмет становления научной информацией посредством эксперимента, наблюдения и обработок. Научные исследования также направлены на получение новых знаний, однако их целью является удовлетворение запросов клиентов, решение требуемых задач. Нередки случаи, что аналитики не могут проверять свои выводы многократно в силу особенностей состояния финансового рынка, ставя их под угрозу. В таких случаях, инструментом анализа являются режимы сверхскоростной обработки информации. В иных вариантах не маловажно умение совмещать результаты социальных опросов, влияние средств массовой информации, моделей социальных изменений, сомнительные политические технологии и т. д.
На отраслевом уровне экономико-математические методы планирования используются в предплановых разработках для решения проблем развития и размещения производства, а в текущем планировании используются для непосредственной разработки плана. Экономические проблемы развития фирм и предприятий, обычно, столь специфичны, что некоторые из важнейших условий для корректной оптимизации данных не могут быть выполнены, а именно повторяемость, регулярность моделируемых ситуаций.
Последующее развитие аналитических моделей экономико-математических методов планирования связано со способами взаимосвязи формальных и содержательных аспектов планирования. Большую роль при этом играют современные средства информации, которые могут автоматизировать сбор, анализ и обработку самой разнообразной информации об экономических объектах и процессах, обеспечивая при этом связь экспертов с комплексом Все более значительная роль при этом принадлежит современным средствам информатики, позволяющим автоматизировать процессы сбора и обработки обширной и разносторонней информации об хозяйствующих объектах и процессах, в которых присутствуют эксперты с комплексом экономико-математических методов планирования, способные существенно развивать интерактивные системы.
Таким образом, решение любой задачи, в том числе прогнозирование и планирование, состоит в выдвижении каких-либо предположений (гипотез), на основании которых далее будут производится анализ процесса и формулировка самой проблемы. На следующем этапе будет производится пере формулировка отдельных аспектов проблемы, которая затем конкретизируется. И лишь тогда необходимо будет перейти к решению сформулированной проблемы.
Это все составляет принципы и содержание аналитических исследований в экономике.
Литература:
- Лекции — Аналитические исследования в экономике. Режим доступа: http://www.studmed.ru/docs/document6204?view=7, свободный
- Интернет-ресурс, режим доступа: http://fb.ru/article/142650/diagramma-ganta---vash-pomoschnik-v-planirovanii-chto-takoe-diagramma-ganta-i-kak-ee-sostavit, свободный
- Интернет-ресурс, режим доступа: http://ios.sseu.ru/public/eresmat/metod/met7/razdmet7_6/parmet7_6_5.htm свободный
- Бородушко И. В. Стратегическое планирование и контроллинг. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 192 с.
- Ракитов А. И., Бондяев Д. А., Романов И. Б., Егерев С. В., Щербаков А. Ю. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков, [отв. ред. А. И. Ракитов]. — М., 2009.
- Парахина В. Н., Максименко Л. С., Панасенко, С. В. Стратегический менеджмент: учебник. М., 2005, 496с.
- [Электронный ресурс] http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=233&Itemid=52
- [Электронный ресурс] http://bono-esse.ru/blizzard/DM/ebm_y3.html
Похожие статьи
Системный анализ и математика: синтез наук в современном высшем образовании
В настоящее время дисциплина «Системный анализ» имеет синтетический характер, объединяет широкий круг вопросов от теоретических аспектов функционирования и управления сложными системами в практические методы анализа систем, их моделирования и приняти...
Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе
Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...
Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа
В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...
Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...
Сommunication modern methods of teaching foreign languages with study of the linguistic cycle
Развитие методики осуществляется в неразрывной связи с другими науками в основном гуманитарного профиля, в частности, с философией, логикой, педагогикой, с различными науками лингвистического цикла. Таким образом, без тщательно разработанной лингвист...
Обзор подходов и методов прикладного использования генетических алгоритмов в образовательной сфере
В работе рассматриваются вопросы оптимизации процесса обучения, оптимальная организация которого является основным инструментом формирования индивидуальности обучающихся с учетом их способностей и запросов в условиях современной образовательной модел...
Формирование цифровых компетенций в обучении школьников информатике
В статье автор, проанализировав исследовательские работы, выделяет основные подходы к формированию компетенций цифровой экономики у школьников по предмету «Информатика». В рамках выделенных подходов описывает задания, способствующие развитию ключевых...
Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся
Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...
Совершенствование подготовки бакалавров по инноватике путем использования обучающих модульных программ
В статье рассматриваются методы подготовки менеджеров в области управления инновациями с точки зрения формирования их профессиональных компетенций средствами учебного процесса. Рассматриваются аспекты использования методов интерактивного обучения, а ...
Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания
В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...
Похожие статьи
Системный анализ и математика: синтез наук в современном высшем образовании
В настоящее время дисциплина «Системный анализ» имеет синтетический характер, объединяет широкий круг вопросов от теоретических аспектов функционирования и управления сложными системами в практические методы анализа систем, их моделирования и приняти...
Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе
Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...
Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа
В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...
Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...
Сommunication modern methods of teaching foreign languages with study of the linguistic cycle
Развитие методики осуществляется в неразрывной связи с другими науками в основном гуманитарного профиля, в частности, с философией, логикой, педагогикой, с различными науками лингвистического цикла. Таким образом, без тщательно разработанной лингвист...
Обзор подходов и методов прикладного использования генетических алгоритмов в образовательной сфере
В работе рассматриваются вопросы оптимизации процесса обучения, оптимальная организация которого является основным инструментом формирования индивидуальности обучающихся с учетом их способностей и запросов в условиях современной образовательной модел...
Формирование цифровых компетенций в обучении школьников информатике
В статье автор, проанализировав исследовательские работы, выделяет основные подходы к формированию компетенций цифровой экономики у школьников по предмету «Информатика». В рамках выделенных подходов описывает задания, способствующие развитию ключевых...
Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся
Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...
Совершенствование подготовки бакалавров по инноватике путем использования обучающих модульных программ
В статье рассматриваются методы подготовки менеджеров в области управления инновациями с точки зрения формирования их профессиональных компетенций средствами учебного процесса. Рассматриваются аспекты использования методов интерактивного обучения, а ...
Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания
В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...