Об обновлении практики изучения курса «Концепции современного естествознания» в подготовке педагогов в области преподавания основ безопасности жизнедеятельности в вузе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Позднякова, А. И. Об обновлении практики изучения курса «Концепции современного естествознания» в подготовке педагогов в области преподавания основ безопасности жизнедеятельности в вузе / А. И. Позднякова, М. А. Шаталов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 161-162. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1428/ (дата обращения: 19.11.2024).



 

В статье рассматриваются концептуально-теоретические аспекты, определяющие авторское направление обновления практики преподавания курса «Концепции современного естествознания» в подготовке академических бакалавров – будущих педагогов в области преподавания основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В качестве таковых представляются основная идея и реализующие её дидактико-методические принципы, системообразующими среди которых выбраны принципы профессиональной направленности, интеграции и гуманитаризации подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: концепции современного естествознания, ОБЖ, естественнонаучные межпредметные понятия, принципы профессиональной направленности, интеграция, гуманитаризация.

 

В период обучения в вузе академическим бакалаврам – будущим педагогам в области преподавания основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) – предлагается к изучению широкий спектр учебных дисциплин. Одной из таковых является курс «Концепции современного естествознания» («КСЕ»).

Общеизвестно, что «Безопасность жизнедеятельности» как отрасль научного знания носит ярко выраженный интегрированный характер, вбирая в себя достижения широкого спектра гуманитарных и естественных наук. В этой связи изучение курса «КСЕ» призвано вооружить будущих специалистов основополагающими элементами естественнонаучного знания системообразующего, мировоззренческого и методологического характера, имеющими важное значение для их профессионального становления.

Однако, как показывают экспериментальные данные, изучение курса «КСЕ» часто не вызывает у бакалавров должного интереса. Среди причин такого положения дел – нередкая оторванность обучения данной дисциплине от содержания дисциплин предметно-профильной и методической подготовки будущего педагога в области преподавания ОБЖ.

Необходимость разрешения названного противоречия инициирует поиски путей совершенствования практики обучения курсу «КСЕ» в вузе. В этом плане полагаем, что обучение курсу «КСЕ» должно носить выраженный профессионально-ориентированный характер, то есть, также как и дисциплины предметно-профильной и методической подготовки, связано с будущей профессиональной деятельностью бакалавров.

Кратко рассмотрим основные концептуальные аспекты преобразования практики изучения курса «КСЕ» в обозначенном направлении.

Теоретическую основу наших концептуальных построений составляют ведущая научная идея и взаимосвязанные дидактико-методические принципы. При этом научную идею мы рассматриваем как способ познания и преобразования исследуемого объекта, а принцип как положение, регулирующее деятельность исследователя по прогрессивному преобразованию образовательной практики [1 и др.].

Итак, нашей главной концептуальной идеей выступает тезис о необходимости усиления профессиональной направленности изучения курса «КСЕ» за счёт рассмотрения и реализации этого процесса как элемента пропедевтической подготовки бакалавров к последующему изучению ими цикла предметно-профильных и методических дисциплин.

Реализация этой идеи предполагает выбор концептуального вектора для отбора и организации вариативного содержания курса «КСЕ» и разработки методики его изучения. В качестве такого вектора, на наш взгляд, может выступать требование Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО), связанное с необходимостью формирования у учащихся межпредметных понятий, в том числе тех, которые обеспечивают научно-содержательную основу становления культуры здорового и безопасного образа жизни школьников [2, 3 и др.].

Развивая сказанное, отметим, что многие из межпредметных понятий, формируемых в рамках общего образования, являются понятиями естественнонаучными. При этом они, с одной стороны, изучаются школьниками в естественнонаучных предметах и в курсе «ОБЖ», а, с другой стороны, подвергаются преемственному осмыслению будущими педагогами в курсе «КСЕ», а затем используются в практике изучения предметно-профильных и методических дисциплин. Следовательно, акцентирование внимания бакалавров на естественнонаучных понятиях, имеющих важное значение в области безопасности жизнедеятельности, и раскрытие их содержательно-смысловой палитры обеспечит пропедевтический характер изучения курса «КСЕ» по отношению к дисциплинам предметно-профильной подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Одновременно с этим, пропедевтический характер изучения курса «КСЕ» по отношению к методическим дисциплинам будет обеспечен, если в процесс формирования у студентов естественнонаучных понятий будут также включаться элементы методических знаний о возможных путях их формирования у учеников в обучении ОБЖ в школе.

Как было отмечено выше, реализация концептуальной идеи в образовательной практике обеспечивается адекватными её специфике дидактико-методическими принципами. Из всего разнообразия таких принципов системообразующими мы считаем следующие принципы: профессиональной направленности, интеграции, гуманитаризации.

Принцип профессиональной направленности предполагает раскрытие практической значимости приобретаемых бакалаврами при изучении курса «КСЕ» знаний и умений, с одной стороны, для последующего (или параллельного с курсом «КСЕ») изучения дисциплин предметно-профильной и методической подготовки, а, с другой стороны, для их будущей профессионально-педагогической деятельности в школе. В этом контексте принцип профессиональной направленности воплощается в практике через принцип интеграции.

Принцип интеграции играет для нас ключевую позицию, реализуясь на уровне целей изучения курса «КСЕ» в вузе, его содержания и деятельности студентов по его усвоению. При этом его «действие» в образовательном процессе усиливается принципами междисциплинарости, модульности и другими.

Значима для нас и взаимосвязь принципов профессиональной направленности и интеграции с принципом гуманитаризации. Его применение связано с привнесением в процесс изучения курса «КСЕ» содержания и методов познания гуманитарных дисциплин, коими являются все методические дисциплины. При этом влияние принципа гуманитаризации на образовательный процесс усиливается принципом единства интеграции предметно-профильных и методических знаний и умений. В этом плане изучение курса «КСЕ» позволяет также обеспечить взаимосвязь принципов фундаментализации и гуманитаризации подготовки будущего педагога.

Таким образом, полагаем, что воплощение в вузовской практике сформулированной нами идеи и отобранных принципов её реализации позволит обновить практику и повысить качество обучения курсу «КСЕ» будущих педагогов в области преподавания ОБЖ.

 

Литература:

 

  1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. – СПб.: Издательство РХГИ, 2001.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г.).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная направленность, изучение курса, принцип, дисциплина, методическая подготовка, современное естествознание, будущий педагог, образовательная практика, образовательный процесс, общее образование.

Ключевые слова

интеграция, гуманитаризация, ОБЖ, концепции современного естествознания, естественнонаучные межпредметные понятия, принципы профессиональной направленности

Похожие статьи

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Некоторые аспекты при разработке междисциплинарного обучения студентов аграрного вуза

Обучение в современном вузе должно представлять собой целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения. Основной целью качественного обновления профессионального образов...

Проблемы многоуровневой подготовки в системе педагогического образования

В статье на основе анализа социальной, философской и педагогической литературы, рассматривается многоуровневая система педагогического образования, обеспечивающая преемственность между образовательно-профессиональными программами трех уровней: первый...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Похожие статьи

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Некоторые аспекты при разработке междисциплинарного обучения студентов аграрного вуза

Обучение в современном вузе должно представлять собой целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения. Основной целью качественного обновления профессионального образов...

Проблемы многоуровневой подготовки в системе педагогического образования

В статье на основе анализа социальной, философской и педагогической литературы, рассматривается многоуровневая система педагогического образования, обеспечивающая преемственность между образовательно-профессиональными программами трех уровней: первый...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Задать вопрос