Национальная безопасность России в условиях современных вызовов и угроз | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 19.03.2017

Статья просмотрена: 11368 раз

Библиографическое описание:

Тонких, В. А. Национальная безопасность России в условиях современных вызовов и угроз / В. А. Тонких, Н. А. Лытнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 404-408. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40753/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современная международная ситуация, связанная с появлением новых вызовов и угроз, выдвигает новые требования к обеспечению национальной безопасности Российского государства [1].

Безопасность как феномен международной политики представляет собой защиту государством собственной территории от различного рода посягательств извне. Национальная безопасность как составная часть международной безопасности является стратегией, направленной на обеспечение жизненно важных интересов личности и государства. «Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, обороны и безопасности государства»,- говорится в статье 6 «Стратегии Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 [2].

В Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 года № 640) в качестве основной задачи определяется «обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности».

Национальная безопасность включает такие сферы безопасности, как военная, экономическая, информационная, экологическая, продовольственная, социально-политическая и духовно-нравственная. Каждой из них присущи свои определенные механизмы, формы и методы обеспечения безопасности.

Феномен национальной безопасности имеет древнюю историю. Издавна племена враждовали друг с другом, завоевывая и разоряя сопредельные территории, проводя политику грабежа соседних народов. Основу межплеменных, а позже межгосударственных отношений составляли отношения с позиции силы. Появления оружия массового уничтожения выдвинуло проблему национальной безопасности в качестве одной из ведущих в современной мировой политике.

Главную угрозу жизни человечества представляет феномен войны. За последние 5,5 тысяч лет на нашей планете произошло 14,5 тысяч больших и малых войн, унесших жизни 3,6 млрд. человек. За это время мир на планете продолжался всего 292 года [3]. Поистине, стоит после приведенных цифр считать человека существом разумных, если его сила и энергия направлялась исключительно на тотальное разрушение и уничтожение себе подобных.

Исторически Россия, начиная с первой четверти XVIII столетия, проводила имперскую политику, постоянно и неуклонно расширяя собственные территории. Петр I «прорубил окно в Европу» и Россия стала ведущей европейской державой. Значительно расширила южные границы Россия в правление Екатерины II, когда в состав империи вошли на юге Северное Причерноморье и Крым, а на западе — часть Польши. Александр I включил в пределы Российского государства Бессарабию и часть Северного и Южного Кавказа. В правление Александра III Россия приросла территорией Центральной Азии. Подобного расширения границ не знало ни одно государство, исключая, возможно, Римскую империю периода ее расцвета. Ни одна крупная военно-политическая проблема в Европе не решалось без участия в ней России.

Данное обстоятельство привело к появлению феномена «имперского сознания», основанного на понимании величия и силы государства. Истории известны имперские синдромы Римской, Британской и Российской империй, а также Советского Союза в качестве политического наследника России. В современных условиях Соединенные Штаты, формально являясь республикой, стремятся проводить имперский внешнеполитический курс, пытаясь решать судьбы народов мира вопреки их коренным интересам. Бывшие империи тяжело переживали распад, сужение возможностей проводить прежнюю политику с позиции силы. Данное обстоятельство не могло не сказаться на состоянии самосознания народов империи, в котором ведущее место занимала тоска по недавнему прошлому, былому величию и славе. На смену прямой агрессии, хотя современные империи не отказались и от таких методов, пришло осознание необходимости проведения политики «мягкой силы» [4]. Ответом на насилие со стороны агрессора является создание системы национальной безопасности государства против вызовов и угроз.

На современном этапе во внешнеполитическом курсе России имеют место четыре стратегических направления обеспечения безопасности: Западное (евро-атлантическое), где ведущими игроками являются США и НАТО; Восточное (КНР, США-Япония, Южная Корея); Северное (Арктика); Южное (мусульманский мир Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки). На всех этих направлениях существует реальная угроза превращения потенциальных теоретических вызовов в практические.

На западном направлении при администрации Б. Обамы набирало силу противостояние России и НАТО. С подачи руководства прибалтийских государств и Польши военный блок НАТО приступил к размещению дополнительных воинских контингентов в Восточной Европе, пугая обывателя мифической «российской военной угрозой». Россия в ответ принимает адекватные меры в Калининградской области, что не делает Европу более безопасной. НАТО как военно-политический союз становится анахронизмом в современных условиях после распада СССР.

Главная напряженность на данном направлении исходит от Вашингтона, продолжающего проводить агрессивный антироссийский политический курс. Военный бюджет США в настоящее время больше, чем тратит на оборону остальной мир. Пентагон имеет 800 военных баз, преимущественно вдоль российских границ, в то время как Россия ликвидировала почти все свои военные базы [5]. В 2017 году военный бюджет США запланирован в сумме $583 млрд. на финансирование 460 тысяч сухопутных войск [6]. Колоссальные суммы, которые значительно превышают расходы времен «холодной войны».

С избранием Д. Трампа президентом Соединенных Штатов появилась определенная надежда на нормализацию российско-американских отношений, почти полностью разрушенных прежней американской администрацией. Белый дом при Трампе может кардинально изменить не только государственный курс Америки, но и общемировую ситуацию.

Восточное направление характеризуется сближением Москвы и Пекина, отношения между которыми становятся более тесными и конструктивными. Восточный вектор российской внешней политики получил стратегическое и долгосрочное звучание в связи с введенными антироссийскими санкциями со стороны Запада. Есть надежда на постепенное налаживание диалога между Москвой и Токио, о чем свидетельствовал визит В. Путина в Японию в декабре 2016 года. Москва в последние годы заметно усилила свое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На севере Россия активно осваивает регион Арктики, который хранит огромные богатства недр. Наша страна стремится максимально использовать возможности Арктики на благо интересов всего человечества, что крайне важно в условиях приближающегося дефицита природных ресурсов в мире.

На южном направлении Россия непосредственно участвует в отражении вооруженной агрессии со стороны международного терроризма в лице Исламского государства и его радикальных союзников. Кроме сугубо вооруженного противостояния, Москва ведет большую политическую и дипломатическую работу со странами-соседями. В конце февраля 2017 года В. Путин совершил блиц-турне по странам Центральной Азии, посетив Казахстан, Таджикистан, Киргизию, где встречался с лидерами этих стран. Путин также имел телефонный разговор с президентом Туркменистана [7]. Лидеры государств Центральной Азии понимают, что без союза с Россией им трудно противостоять усиливающемуся влиянию радикального ислама. Они заинтересованы в том, чтобы нормализовать обстановку на Ближнем и Среднем Востоке. Не случайно межсирийский политический диалог проходит в столице Казахстана Астане.

На всех указанных направлениях Россия добивается определенных позитивных результатов, что свидетельствует о качественно новом уровне политической и дипломатической работы российских государственных органов.

Национальная безопасность, как известно, складывается из военно-технического компонента (состояние вооруженных сил государства), экономического и научно-технического развития государства, социально-политической (стабильность общества) и духовно-нравственной составляющих.

В современном мире в сфере национальной безопасности сохранились прежние (старые) угрозы — возможность межгосударственного ядерного столкновения и широкомасштабная война с использованием обычных вооружений, по мощности приближающихся к ядерному оружию малой силы. Новые угрозы национальной безопасности появились сравнительно недавно — международный терроризм; распространение оружия массового уничтожения; внутренние и локальные вооруженные конфликты.

Обычно при анализе проблем национальной безопасности основное внимание уделяется внешнеполитическому аспекту. Однако национальная безопасность имеет и внутреннюю составляющую. На данное обстоятельство одним из первых обратил внимание Парето. Внутренние противоречия могут быть более острыми, чем внешние. Вряд ли распался Советский Союз, если бы внутри советского общества не вызрели противоречия. Никакая внешняя сила не могла бы развалить государство, пользовавшееся поддержкой всего народа. Свидетельством тому является Великая Отечественная война 1941–1945 годов.

Применительно к современному Российскому государству реальную угрозу внутренней безопасности представляют такие явления, как коррупция, социальное и имущественное расслоение общества, рост бедности и нищеты населения, безработица, инфляция, массовая культура, кризис семьи как социального института. Названные угрозы лишь небольшая часть тех внутренних угроз, которые при неблагоприятных обстоятельствах и реальных внешних факторах способны дестабилизировать российское общество.

Особенно удручает резкое обнищание в последние кризисные годы российского населения, более 20 % которого проживает ныне даже по российским меркам за чертой бедности. Так, по оценке депутата Госдумы О. Смолина, по размерам минимальной зарплаты Россия отстает от Франции в 13–15 раз, а из 85 субъектов РФ 75 являются дотационными [8].

Известно, что мощь государства связана с его вооруженными силами, зависит напрямую от военно-экономического потенциала. Однако в истории имели место, на первый взгляд, парадоксальные явления, когда заведомо более слабое в экономическом и военно-техническом отношении государство выходило победителем в схватке с более сильным противником. Так, Вьетнам одержал решительную победу над Соединенными Штатами, Афганистан неоднократно демонстрировал свое превосходство над вооруженными силами различных крупных государств. США безуспешно вели многолетние войны в Афганистане и Ираке и т. п. Видимо, дело не только в экономической и военно-технической мощи.

Значительное место в обеспечении национальной безопасности занимает духовно-нравственная безопасность. К сожалению, данная тематика еще не стала предметом научного исследования со стороны специалистов [9]. Духовно-нравственная безопасность, по нашему мнению, представляет собой способность личности находить оптимальные решения, преодолевать жизненные трудности на основе христианских нравственных позиций.

Данный вид национальной безопасности важен именно в условиях современного общества, осуществившего переход к рыночным отношениям, когда деньги, богатство, капитал, прибыль стали единственным критерием оценки человека, превратились в некий абсолют. Тема богатства муссируется отечественными СМИ, показывающих преимущественно бедной российской аудитории несметные богатства небольшой группы олигархов, политиков, шоуменов и проч., которые эти богатства выставляют напоказ, кичатся ими друг перед другом и перед нищим народом. К сожалению, почти полностью утрачены существовавшие в России традиции меценатства, благотворительности. Многие крупные предприниматели начала ХХ столетия вносили весомый вклад в решение социально-экономических задач российского общества [10].

Почему бы государству не взять на себя инициативу и закрепить за каждым регионом страны по два-три олигарха, долларовых миллиардера, чтобы те, используя «непосильным трудом» нажитые состояния, решили социально-экономические проблемы регионов — построили дороги, школы, больницы социальное жилье. Тем самым награбленное было бы возвращено народу, то есть тем, кому оно должно принадлежать по закону и по нравственным нормам. И государство резко бы повысило свой авторитет в глазах народа, показав, что оно действительно защищает народные интересы.

В системе духовно-нравственной безопасности важную роль играет пропаганда труда, трудовых отношений, уважительного отношения к людям труда, создаваемым ими благам. К сожалению, труд редко становится предметом пропаганды в СМИ. Мы порой забываем, что капитал, прибыль создаются именно трудом. Повернуться лицом к людям труда — одна из задач государства в обеспечении духовно-нравственной безопасности.

Решение задач духовно-нравственной безопасности предусматривает механизм духовно-нравственного воспитания: приобщения подрастающего поколения россиян к богатому культурному наследию русского народа, других народов России, в первую очередь, к русской классике, русской истории, показ героического подвига народов нашей страны в защите Отечества в разные исторические периоды. Тем более, в последние годы усилились попытки кардинально исказить историю нашей Родины, осуществить дегероизацию исторического прошлого. Подобного рода попыткам необходимо давать решительный отпор, восстанавливая историческую правду, раскрывая «белые пятна» истории.

Невозможно решение задач духовно-нравственного воспитания без религиозной составляющей. Фундамент воспитания составляет знакомство с основами православия, формирование на этом базисе таких нравственных качеств, как любовь, милосердие, сострадание, доброта, смирение и др. Изучение православных законов, норм и традиций основывается на библейских представлениях и знании христианских заповедей.

Основой жизни каждого христианина, непременным условием спасения является любовь. На любви к Богу основано все многогранное мироощущение православного человека. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан.4, 16). Среди главнейших новозаветных заповедей любовь занимает первое место. «…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мат.22, 37–38).

За два тысячелетия своего существования христианство неоднократно доказывало истинность своих законов и принципов, а люди убеждались в их непререкаемости. Миллионы людей обращались к христианству и ощущали в нем огромную духовно-нравственную силу. Основой духовной жизни христианина является возможность путем праведной жизни обрести Царство Божие. Церковь призвана воспитать такое внутренне состояние человека, чтобы он мог направить свою свободную волю в Божественную сторону. Мы считаем целесообразным введение в образовательных учреждениях учебного курса «Основы православия», профессиональную подготовку учителей по данному предмету.

Только в совокупности указанных подходов можно решить актуальные стратегические задачи обеспечения национальной безопасности Российского государства в сложных условиях возрастания новых вызовов и угроз.

Литература:

  1. Ляхов Е. Г. Безопасность государства и Мирового сообщества: теоретико-правовая формула обеспечения в XXI веке / Е. Г. Ляхов, Д. Е. Ляхов, А. А. Алимов.- Челябинск: Цицеро, 2015; Костин В. И. Национальная безопасность современной России: экономический и социокультурный аспекты.- 3-е изд./ В. И. Костин, А. В. Костина.- М.: URSS: ЛЕНАНД, 2016; Тонких В. А. Россия в глобальном мире / В. А. Тонких, О. Е. Фарберова.- Воронеж: Научная книга, 2016, и др.
  2. Официальный сайт Президента РФ. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. — URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424.
  3. Капто А. С. Современная цивилизация: вызовы и альтернативы / А. С. Капто.- М.: Изд-во Московского ун-та, 2013.- С.34.
  4. Soft Power, мягкая сила, мягкая власть: междисциплинарный анализ.- М.: Флинта; Наука, 2015.
  5. Фалин В. Если молча поднять лапки, Вашингтон низведет Россию до индейской резервации / В. Фалин // Комсомольская правда.- 2015.- 14 января.
  6. Вяткин Я. О новой военной политике Трампа / Я. Вяткин // Аргументы недели.- 2016.- № 46.
  7. Алексеев Н. Три столицы — за два дня / Н. Алексеев // Союзное вече.- 2017.- № 8.
  8. Смолин О. Кто боится повторения Великого Октября? / О. Смолин // Аргументы недели.- 2017.- № 4.- С.3.
  9. Тонких В. А. Православная педагогика: учебное пособие / В. А. Тонких, О. Е. Фарберова.- Воронеж: Научная книга, 2012.
  10. Семененко С. В. Российское предпринимательство в ХХ — начале XXI века: история, право, теория и практика / С. В. Семененко, В. А. Тонких, О. Е. Фарберова.- Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, Россия, духовно-нравственная безопасность, государство, Европа, Москва, Российская Федерация, Российское государство, угроза, Центральная Азия.


Задать вопрос