За последние годы произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической обстановке в мире. В результате распада СССР и социалистического лагеря, а вместе с ними и военного блока стран Варшавского Договора исчезла идеологическая конфронтация России с зарубежными странами, уменьшилось военное противостояние.
Принятые решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снизили возможность, прежде всего, массированного применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах.
В связи с этим появились даже высказывания, что внешней военной опасности для России больше не существует. Однако такое утверждение не соответствует реалиям. В результате смягчения международной обстановки непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации, действительно, уменьшилась, но военная опасность для нее продолжает сохраняться, а при определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.
В современных войнах и вооруженных конфликтах проблема защиты населения и территорий от опасностей в современной жизни, возникающих при военных действиях и вследствие их, будет весьма актуальной.
Следовательно, гражданская оборона в современных условиях, призванная обеспечить жизнедеятельность населения и государства в экстремальных условиях военного времени, была, есть и в обозримом будущем будет важной государственной функцией:
В полном объеме роль и место гражданской обороны в современных условиях определяются решаемыми ею задачами, содержание и способы, выполнения которых могут меняться в зависимости от конкретных условий обстановки.
К основным задачам гражданской обороны с позиций сегодняшнего дня можно отнести [1]:
‒ оповещение и информирование населения об угрозе и действиях в складывающейся обстановке;
‒ эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей;
‒ инженерную, радиационную, химическую, медико-биологическую и противопожарную защиту населения;
‒ защиту водоисточников (систем водоснабжения), продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;
‒ повышение устойчивости функционирования объектов;
‒ проведение мероприятий по комплексной маскировке;
‒ проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
‒ первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
‒ восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
‒ срочное захоронение трупов; всеобщее обучение населения;
‒ обеспечение мобилизационной готовности гражданской обороны;
‒ организацию управления мероприятиями гражданской обороны;
‒ участие сил гражданской обороны в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
иную деятельность, необходимую для осуществления задач гражданской обороны, включая планирование и организацию проведения ее мероприятий.
Анализ перечисленных задач позволяет констатировать, что гражданская оборона в современных условиях является одним из элементов системы обеспечения национальной безопасности России, составной частью оборонной функции государства.
Гражданская оборона в современных условиях решает проблемы сохранения людских ресурсов и экономического потенциала страны. Обеспечивает защиту и жизнедеятельность населения в военное время, спасая и оказывая помощь пораженным и пострадавшим, гражданская оборона в современных условиях монопольно решает важнейшую часть социальных функций государства. Повышает устойчивость функционирования объектов экономики, защищая материальные и культурные ценности, снижая опасность образования вторичных очагов поражения в условиях войны, а в конечном итоге — наносимый противником ущерб, гражданская оборона в современных условиях осуществляет значительный объем экономических функций государства.
Сегодня, в начале нового тысячелетия, можно констатировать, все более нарастающий процесс обострения проблем обеспечения безопасности, как отдельной личности, так и всего человечества в целом.
Новый век несет в себе возрастание угроз техногенного характера, увеличение рисков возникновения экологических, климатических, социальных, экономических и многих других катастроф и стихийных бедствий.
Актуальность проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий не снижается.
В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.
К возможному оружию на новых физических принципах, прежде всего, нелетального воздействия, можно отнести [2,3]:
‒ лазерное оружие;
‒ источники некогерентного света;
‒ СВЧ оружие; инфразвуковое оружие;
‒ средства радиоэлектронной борьбы; средства информационной борьбы;
‒ высокоточное оружие нового поколения (интеллектуальные боеприпасы);
‒ метеорологическое, геофизическое оружие;
‒ биологическое оружие нового поколения (включая психотропные средства);
‒ биотехнологические средства; химическое оружие нового поколения;
‒ оружие электромагнитного импульса;
‒ психотропное оружие;
‒ парапсихологические методы.
Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10–15 лет, а в некоторых странах возможно и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.
Сегодня общепризнанно — эпоха противостояния массовых многомиллионных армий в период войны завершается. Есть все основания считать, что уже в недалекой перспективе ведущая роль в войнах будет отводиться политическим, экономическим, информационным и другим средствам борьбы.
Для лишения противника возможности активного сопротивления в современных войнах и вооруженных конфликтах удары, как подчеркивалось выше, будут наноситься по наиболее важным объектам экономики и инфраструктуры, к которым, по взглядам военных стратегов, можно отнести: пункты управления [3]:
‒ узлы связи, радиовещательные станции, телецентры;
‒ узлы железных дорог;
‒ ж.д. мосты (основные ж. д. направления);
‒ автодорожные мосты федеральных магистралей;
‒ морские (речные) порты, базы, аэропорты, космодромы;
‒ насосные станции магистральных трубопроводов;
‒ склады госрезервов, трубопроводов;
‒ склады госрезервов;
‒ атомные станции;
‒ гидроэлектростанции;
‒ тепловые электростанции;
‒ подстанции ЛЭП;
‒ склады ГСМ, нефтебазы;
‒ нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства;
‒ производства оборонного комплекса;
‒ производства цветной и черной металлургии;
‒ производства машиностроения;
‒ производства электрооборудования.
По оценочным прогнозам, в случае возникновения войны, даже только с применением обычного оружия, она приобретет черты повышенного риска из-за угрозы разрушения потенциально опасных объектов и, фактически, становится подобием войны с применением оружия массового поражения.
Хотелось бы подчеркнуть, что роль гражданской обороны страны в современных войнах и в современных условиях резко возрастает. Она приобретает большую значимость для государства, становится военно-стратегическим фактором.
Подводя итоги вышесказанному, можно констатировать, что гражданская оборона не может оставаться в прежнем виде, необходима ее реформа.
По нашему мнению, наиболее реальный путь реформирования гражданской обороны — это создание на базе РСЧС и системы гражданской обороны действительно единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — Российской системы гражданской защиты (РСГЗ):
Во-первых, возможность отнести вопросы гражданской защиты к предмету совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что позволит повысить ответственность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, прежде всего, за защиту населения и территорий в военное время.
Во-вторых, создать единое правовое, организационное и методическое поле по вопросам гражданской защиты на мирное и военное время на всей территории страны.
В-третьих, создать одни и те же органы управления, системы связи, силы и средства на мирное и военное время, что обеспечит плавный переход созданной системы с мирного на военное время, более качественную заблаговременную подготовку к гражданской защите в военное время.
В-четвертых, сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и ГО на решении задач как мирного, так и военного времени.
В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, должна строиться по принципу стратегической мобильности.
Все: промышленность, сельское хозяйство, органы управления — должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени.
Каждый регион должен стать более самостоятельным, чтобы мог решать задачи, как правило, своими силами.
Это можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств, в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.
Литература:
- Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998. (в действующей редакции.).
- Мазурин Е. П. Гражданская оборона: учебное пособие/Е. П. Мазурин, Р. И. Айзман. — Новосибирск: АРТА, 2011.-263с.
- Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Учебное пособие / Под общ. Ред.Г. Н. Кириллова.-6-е изд.-М.: Институт риска и безопасности,2010.-536с.