В статье отражены вопросы актуальности формирования знаний, умений и навыков автономного выживания в природе у школьников, т.к. быть готовым самому часто означает спасти свою жизнь, для этого важно прививать школьникам практические умения и навыки, что наиболее эффективно сделать в кружке по безопасности жизнедеятельности, потому, что основой долговременного выживания являются прочные знания в самых различных областях. Человек должен владеет умениями и навыками практического выживания, когда он не только будет знать, что делать в той или иной ситуации, но будет ещё и знать, как это делать.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, автономное выживание, умения и навыки автономного выживания, кружок по безопасности жизнедеятельности.
Уникальность человека в его двойственной природе – с одной стороны человек – биологический вид, а с другой – социальный объект. Человек как часть природы, неразрывно связанный с ней, он подчиняется ее законам, его деятельность зависит от изменений, происходящим в природной среде и часто он испытывает определённый прессинг от различных природных катаклизмов. А как социальный объект смог создать себе искусственную среду обитания, так называемую «техносферу».
Условия существования человека в искусственно созданном им мире на современном этапе развития человеческой цивилизации резко отличаются от природных. Оказавшись один на один с природой, оторванный от людей, лишенный возможности просить помощи или совета, неподготовленный человек попадает в экстремальную ситуацию - возникает угроза его жизни и здоровью.
Автономное существование - наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природой, как правило, возникает неожиданно и вынужденно. Тем более что, в ситуации полного одиночества или групповой изоляции человек вынужден действовать в нескольких направлениях: оказывать медицинскую помощь, строить укрытия, принимать решения и т.д. А такая экстремальная ситуация может вызвать неуверенность в себе из-за нехватки специальных умений и навыков, а также человек, поддавшийся панике, не в состоянии определить первоочередность стоящих перед ним задач и правильно распределить время [1, 2, 6, 7].
В последнее время мы слышим о том, что все чаще дети и подростки попадают в экстремальные ситуации природного характера и становятся жертвами в результате незнания основных правил поведения в природе. Это и отравления различными растениями и грибами, гибель в результате несчастных случаев на воде и в лесу. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных ситуациях природного характера. Они же являются самыми незащищенными [1, 2, 6, 8].
Поэтому актуальность выбранной темы магистерского исследования «Формирование умений и навыков автономного выживания в природе на занятиях кружка по безопасности жизнедеятельности» заключается в том, что необходимо повышать качество знаний у учащихся по автономному выживанию в природе, формировать у них практические умения и навыки такого выживания, т.к. сейчас дети не владеют элементарными знаниями, умениями и навыками пребывания в природных условиях, в частности, не умеют организовать правильно лагерь, разбить костер, приготовить пищу, организовать ночлег, обсушиться и т.д.
Всё выше написанное подтверждают и результаты анкетирования учащихся 8-х классов по вопросам имеющихся у них знаний автономного выживания в природе, которое нами было проведено, в рамках работы над магистерской диссертацией по ходу констатирующего этапа эксперимента, на базе ГБОУ гимназия № 628 «Александрийская гимназия» г. Санкт-Петербурга.
В таблице 1 – Анализ ответов учащихся 8-х классов на вопросы анкеты по выявлению имеющихся у них знаний автономного выживания в природе, представлены ответы учащихся по вопросам анкеты по уровням усвоения понятий – от 0 до IV (по Беспалько В.П.):
- IV уровень учащиеся отражают все существенные стороны предметов или явлений, подтверждая конкретными примерами; правильно формулируют определения, осуществляя перенос этих знаний на новые явления или процессы;
- III уровень - учащиеся правильно формулируют определения (дефениции), используя соответствующую терминологию, но не все существенные стороны отражают в ответе, при этом не всегда приводят примеры;
- II уровень - учащиеся характеризуют отдельные признаки предметов или явлений, приводят единичные примеры, но не переносят их на другие объекты;
- I уровень - учащиеся приводят примеры без пояснений, при изложении допускают неточности;
- О уровень - учащиеся не дают ответа или он ошибочен.
Полученные результаты наглядно демонстрируют, что учащиеся обоих 8-х классов знания, умения и навыки автономного выживания в природе сформированы слабо. Так в 8А (21 человек) 5 человек не имеют понятия о том, что такое автономное выживание в природе, а в 8Б таких 3 человека. По 10 человек из обоих классов имеют представления об автономном выживании. Наиболее точные ответы давали 6 человек из 8А - популярный ответ был таким: «самостоятельное выживание в экстремальных условиях». Полных ответов не было. 5 человек из 8Б дали наиболее точные ответы. Полных ответов не было. Наиболее популярный ответ был таким: «самостоятельное выживание в экстремальных условиях».
Таблица 1
Анализ ответов учащихся 8-х классов на вопросы анкеты по выявлению имеющихся у них знаний автономного выживания в природе
Формулировка вопроса |
% (ч) ответов учащихся по уровням усвоения понятий |
|||||||||
8А, 21 человек |
8Б, 18 человек |
|||||||||
IV |
III |
II |
I |
0 |
IV |
III |
II |
I |
0 |
|
Что такое автономное выживание в природе? |
0 0ч |
28,6 6ч |
33,3 7ч |
14,3 3ч |
23,8 5ч |
0 0ч |
27,8 5ч |
38,9 7ч |
16,7 3ч |
16,7 3ч |
Знаешь ли ты как оказывать первую помощь пострадавшему при вывихе конечностей? |
0 0ч |
0 0ч |
14,3 3ч |
14,3 3ч |
71,4 15ч |
0 0ч |
22,2 4ч |
16,7 3ч |
16,7 3ч |
44,4 8ч |
Знаешь ли ты как оказать первую помощь пострадавшему при переломе конечностей? |
0 0ч |
28,6 6ч |
0 0ч |
0 0ч |
71,4 15ч |
0 0ч |
27,8 5ч |
22,2 4ч |
0 0ч |
50 9ч |
Знаешь ли ты как оказать первую помощь пострадавшему при пищевом отравлении? |
23,8 5ч |
19 4ч |
0 0ч |
0 0ч |
57,1 12ч |
27,8 5ч |
44,4 8ч |
0 0ч |
0 0ч |
27,8 5ч |
На наш взгляд, судя по сводной таблице, учащиеся 8-х классов крайне слабо знают и умеют оказывать доврачебную помощь в целом, и в частности в условиях автономного выживания в природе, при вывихах и переломах конечностей. По 15 человек (8А) и 8 человека (8Б) не знают, что нужно делать при вывихах и по 15человек (8А) и 9 человек (8Б) – при переломах конечностей. По 3 человека из обоих классов предложили при вывихах вправлять конечность, что ни в коем случае нельзя делать, не имея специального медицинского образования. Из 8А 3 респондента дали неполный ответ «наложить повязку, холод». 6 человек (8А) предложили обездвижить ногу, приложить холод, шину наложить.
Из 8Б 7 человек отметили следующее: «сделать костыль из веток», «не двигаться», «туго перевязать конечность, вызвать врача», «положить на твердую поверхность, обездвижить» «мобилизовать, наложить жгут», «покой пострадавшему».
Немного лучше обстоит дело со знаниями у учащихся об оказании первой помощи при отравлениях, 12 человек из 8А и 5 из человек 8Б классов не имеют об этом понятия. Остальные респонденты в обоих классов все отвечали, что нужно спровоцировать приступ рвоты, пить много воды. У многих встречались такие ответы, как: промыть желудок, пить активированный уголь.
Также при анкетировании нами было выяснено, что 14 человек из 8А класса не применяли умения и навыки выживания в природе, 7 - применяли, были такие ответы: в походе, в тропическом лесу.6 человек отметили, что не владеют никакими навыками автономного выживания. У остальных были такие ответы: развод костра, сигналы sos, ягоды, грибы правильные, соорудить жилье, палатку поставить, наловить рыбу, фильтровать воду.
Среди анкетируемых в 8Б классе 16 человек не применяли навыки и умения выживания в природе, только 2 человека применяли, были такие ответы: в походе, в лесу. 7 человек отметили, что не владеют никакими навыками автономного выживания в природе. У 11 человек были такие ответы: развод костра, определить съедобные ягоды, определить стороны света, построить шалаш, приготовить еду на костре, определить грибы, оказывать первую помощь.
Проведя анкетирование учащихся, мы выяснили, что знания по автономного выживанию в природе носят фрагментарный, бессистемный характер, как таковые умения и навыки сформированы слабо, поэтому выбор темы магистерской работы считает весьма актуальным. В связи с этим, на констатирующем этапе эксперимента с целью повышения уровня сформированности умений и навыков безопасного поведения в условиях автономного выживания человека в природе нами было предложено организовать работу туристического кружка – 16 ч, целями которого являются [3, 4, 5]:
- Образовательные: сформировать у школьников знания, умения и навыки автономного существования в природе.
- Развивающие: вызвать познавательный интерес к туризму, расширить кругозор, развить логическое мышление, творческие способности, экологическую культуру, умение работать в группе.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Формировать детский коллектив и оздоровительную активную деятельность в природе.
Нами уже отобраны материалы по автономному выживанию человека в природе и составлены методические рекомендации по следующей тематике, которые можно использовать в кружковой работе: факторы выживания; стресс и пути его преодоления; роль воды в обеспечении жизнедеятельности человека, способы добычи и обеззараживания воды, водообеспечение на определенной территории; питание в условиях автономного существования (что можно употреблять в пищу и способы ее добычи: охота, рыбная ловля, съедобные растения и грибы), приготовление пищи, голодание и правила его преодоления; оборудование убежищ (укрытий); оборудование костра, способы разжигания костра; способы подачи сигналов бедствия; ориентирование на местности; движение по выбранному маршруту [1, 2, 6, 7, 8].
На текущем этапе работы идет активная подготовка к организации работы кружка, по составленной нами программе, в период работы летнего оздоровительного лагеря в июне 2017 г. на базе гимназии № 628 г.Санкт-Петербурга. В период научно-педагогической практики нами проведены тематические классные часы по вопросам автономного выживания человека в природе, идёт подготовка к участию учащихся экспериментальной группы в мини-проектах по вопросам оказания первой доврачебной помощи при различных повреждениях, в том числе и в условиях автономного выживания, в рамках предметной недели по ОБЖ в гимназии в конце марта 2017 г.
Благоприятный исход автономного существования зависит от многих факторов, но основной из них – прочные знания из различных областей, которые могут быть эффективно востребованы на практике. Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации (знания), но и уметь это делать (умения), т.к., когда положение становится угрожающим, поздно начинать учиться.
Поэтому одним из приоритетных направлений работы со школьниками в учебно-воспитательном процессе по ОБЖ является формирование знаний, умений и навыков автономного выживания в природе, а кружковая деятельность позволяем сделать акцент на отработку умений и навыков автономного выживания в условиях похода на природу.
Литература:
- Биржаков, М.Б. Безопасность в туризме / М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. – СПб.: Герда, 2007. – 208 с.
- Ильин, А.А. Школа выживания в природных условиях. / А. А. Ильин. – М., Москва, -2003 .- 241с.
-
Методические рекомендации по организации и проведению практики магистров по программам образование в области безопасности жизнедеятельности. Экологическая безопасность. / Киселева Э.М., Попова Р.И., Силакова О.В./
Учебно-методическое пособие для магистров высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100-Естественнонаучное образование / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2011. - Силакова, О.В. Особенности обучения бакалавров направления ""Естественнонаучное образование" профиль "Безопасность жизнедеятельности" по экологической безопасности./ Молодой учёный. 2014. № 3 (62). С. 1014-1018.
- Силакова, О.В. Использования межпредметного подхода в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В сборнике: Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; НИИ общего образования; науч. ред. : Е. П. Суворов. СПб.: Статус, 2011. С. 215-219.
- Силакова, О.В., Трубеко М.В. Развитие умений автономного выживания в природе у школьников во внеклассной работе по экологической безопасности. // В сборнике: Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества. Сборник материалов Х Межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2011. С. 175-178.
- Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / С.С. Соловьев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
- Суздалева, А.М., Воробьева, В.И. Чрезвычайные ситуации природного характера. Учебное пособие для студентов педагогических вузов /А.М. Суздалева, В.И. Воробьева Мин - во образования и науки Рос. Федерации Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Оренбург гос. пед. уни-т» - Оренбург: Издательство ОГПУ , 2004г. – 104 с.