Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Узакбаева Г. Б., Маханова Б. Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства // Молодой ученый. — 2017. — №10.1. — С. 91-92. — URL https://moluch.ru/archive/144/40791/ (дата обращения: 21.06.2018).



Человек рождается с огромными потенциальными возможностями. Однако то, как он их реализует, какой личностью станет, зависит от культуры общества, сложившейся в нем системы воспитания и обучения, особенностей общения с близкими людьми и собственной деятельности.

Содержание музыкального образования исходит из целей и задач всестороннего развития личности. Схематически его можно представить следующим образом: знания, получаемые личностью в процессе основания музыкального искусства; умения, навыки и способности; эмоционально-ценностное отношение к жизни; творческая деятельность; убеждения и поведение.

Эмоционально-ценностное отношение и творческая деятельность являются центральным звеном в этом ряду.

Цель музыкального искусства — это, прежде всего, воспитание человека, его личности, а затем уже воспитание музыканта. Эмоционально-ценностное отношение личности к жизни обусловлено не только системой воспитания и обучения, но всей практикой общественной жизни, определенной структурой социальных отношений и тем, как они формируются, корректируются и направляются исходя из интересов и задач общества. Качественную определенность, цельность и относительную устойчивость личности придают ценностные ориентации. Индивидуальный характер ценностных ориентаций личности определяется психологическими особенностями, жизненным опытом, спецификой способностей, интересов, потребностей, идеалов. Главные ценностные ориентации личности выражает мировоззрение как система убеждений.

Включаясь в исторически сложившуюся систему отношений, индивид уже в детстве формирует собственную личность через творческий труд, вживание в разные значимые образы и социальные роли (или отвержение их как не согласующихся с собственными убеждениями).

В современной культуре получили широкое распространение различные индивидуальные и групповые методы, способствующие личностному росту. В их основе — благоприятные психолого-педагогические условия: эмпатия (сопереживание) и искреннее поведение педагога-наставника. В работе с детьми это обязательно реализация «зоны ближайшего развития», которая предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления совместной деятельности: игры, учения, общения, труда, совместной творческой деятельности, которую дает музыку. Педагог-музыкант может успешно организовать такой учебно-воспитательный процесс. Переживая через музыку психологические реалы сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего, школьник готовится к будущей жизни, а педагог проектирует то развитие, которого школьник может достичь в ближайшее время.

Ценностные ориентации, взгляды, убеждения — более высокий уровень, начальный этап их освоения — знания. Обучение, воспитание, развитие личности ребенка должно протекать в тесном единстве. Уровень воспитывающего обучения зависит: от учителя и степени эффективности его деятельности, его педагогического сознания; от характера изучаемого музыкального материала; от степени реализации схемы; знания — убеждение — поведение; от уровня включения учащихся в деятельность; от стимулирования учебной деятельности учащихся и их поведения и, наконец, от использования средств, форм, методов обучения и воспитания.

Процесс взаимодействия обучения и воспитания влияет на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности, и ведет ее к общему развитию. Музыкальное обучение в большой степени влияет на интеллектуальную сферу, воспитание — на мотивационную и эмоциональную сферу. Успехов в формировании ценностных ориентации можно достичь при условии, если у каждого ребенка сформирована потребность стремления к самовоспитанию моральных норм и правил.

В педагогической литературе выделяют три формы самосовершенствование личности: приспособление как стремление соответствовать социально установленным требованиям; подражание как репродуктивное использование чужих мыслей и моделей поведения; самовоспитание как сознательная и целенаправленная деятельность человека по самосовершенствованию своей личности. Эти формы находятся между собой и диалектической взаимозависимости. Педагогу-музыканту в своей работе необходимо учитывать основные предпосылки самовоспитания личности, такие, как: знание школьником требований общества к человеку; знание им качеств собственной личности; наличие целеустремленности, самокритичности, самообладания; восприимчивость к советам старших; наличие идеала.

Самопознание личности начинается с самонаблюдения и анализа фактов собственной жизни. Оно происходит в процессе общения и совместной деятельности, а завершается определенным оценочным отношением к качествам своей личности. Самонаблюдение предполагает работу памяти и мысли, а также фиксацию и анализ поступков за определенный промежуток времени. Однако знания своих недостатков и достоинств еще недостаточно для возникновения потребности в их преодолении. Необходимы еще такие качества личности, целеустремленность и развитая воля. Сильное стимулирующее действие оказывает и самокритика — одно из базовых качеств личности. Отсутствие этого качества влечет за собой самодовольство и самоуспокоенность. Кроме того, необходимо ставить определенную цель в жизни, возможно, разбив ее на ряд последовательных звеньев. Таким образом, самокритичность и наличие целей в жизни является основными стимулами самовоспитания.

Самопрограммирование или построение плана самовоспитания может быть осуществлено в разных формах: в виде зафиксированных на бумаге планов и самообязательств, в виде осознанных целей задач, в виде намерений и др. Так начинается практическая работа над собой. Она реализует через приемы самовоздействия: самоинструкция предполагает опережающее мысленное напоминание самому себе, как надо поступать в ожидаемой ситуации; самопобуждение способствует выработке сознательной установки на свое дальнейшее развитие на основе анализа собственной деятельности. Благодаря самопобуждению школьник четче осознает качества своей личности, подлежащие изменению.

Самоконтроль выражается в способности мысленно опережать события, отдавая отчет о возможных последствиях своих действий и поступков. Одной из форм проявления самоконтроля является самоотчет. Он предполагает оценку школьникам того, что и как он делает, и что из этого получится. Завершается этот процесс самоанализом, который предполагает не только оценку достигнутых результатов, но и определяет цели и задачи нового этапа самовоспитания. Таковы, в общих чертах, основные моменты формирования ценностных ориентаций личности школьника.

Воспитывать — это в значительной степени означает формировать устойчивую систему самовоспитания личности, ее ценностные ориентации. Это в свою очередь создает систему взаимосвязей между людьми и определенное отношение данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе.

Музыкальное воспитание в первую очередь призвано формировать тех, кто будет творчески преобразовывать окружающий мир. Поэтому в своих целях оно не может просто следовать тем тенденциям, которые существуют в обществе. Вместе с тем, оно не может и не следовать им, поскольку они, в основном, определяют ближайшее будущее в жизни воспитуемых. Таким образом, перед музыкальным образованием стоит двойственная цель: с одной стороны, формирование личности школьника, способной к творчеству, а с другой стороны, подготовка носителя социальных функций, воспринимающего историю как свое прошлое и чувствующего ответственность перед будущим, которое зависит от их действий в настоящем.

Литература:

  1. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: Подходы, проблемы, перспективы.:Издательство: Смысл, 2001 г. 264 с.
  2. Дядченко С. А. Распределенное внимание как необходимое условие педагогической и музыкальной деятельности // Таганрог: мир образования: информационный учебно-методический журнал. — Таганрог, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное искусство, знание, жизнь, система воспитания, ценностная ориентация личности, эмоционально-ценностное отношение, творческая деятельность, совместная деятельность, собственная личность, собственная деятельность, музыкальное образование, личность.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос