Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.01.2016

Статья просмотрена: 2109 раз

Библиографическое описание:

Матюшкова, Т. М. Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки / Т. М. Матюшкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 815-817. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25407/ (дата обращения: 19.03.2024).



 

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки. Профессиональные ценностные ориентации рассматриваются как важная социально-педагогическая проблема, от решения которой зависит уровень профессиональной самореализации будущих специалистов, так как она является результатом сформированности у будущих учителей музыки профессионально-ценностных ориентаций.

Ключевые слова: профессиональные ценности, профессионально-ценностные ориентации, учитель музыки, профессиональная самореализация.

 

Вступление в XXI век — это период серьезного анализа пути, пройденного музыкально-педагогическим образованием, ценностного осмысления и его оценки. Модернизация образования требует новых подходов к формированию личности будущего педагога. Особую актуальность приобретает поиск и нахождение путей, обеспечивающих становление профессионально-ценностных ориентаций педагога.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в последние годы многие современные исследователи (Н. А. Асташова, Е. В. Бондаревская, А. В. Кирьякова, В. А. Сластенин, А. И. Щербакова и др.) в своих трудах неоднократно подчёркивают важность аксиологического аспекта в профессиональном образовании будущих учителей, уделяя особое внимание становлению их профессионально-ценностных ориентаций. Состояние научной разработанности проблемы позволяет понять значимость ценностных ориентаций на этапе профессионального выбора, при профессиональной подготовке, обучении и профессионально-ценностном становлении будущего специалиста в целом.

Под профессиональными ценностными ориентациями будущего учителя мы понимаем элемент внутренней структуры личности, выражающий ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и определенным компонентам будущей профессиональной деятельности. Ценностные ориентации учителя музыки должны выступать в качестве регуляторов потребностей, интересов, вкусов, идеалов его воспитанников и в дальнейшем нацеливать их на освоение и реализацию ценностей во всех сферах жизнедеятельности, пробуждать активность в самостоятельном выборе духовных общечеловеческих ценностей.

К сожалению, в педагогические учебные заведения в последние годы приходят студенты с деформированным представлением об общечеловеческих ценностях и низким уровнем духовной и бытовой культуры. Обучающиеся зачастую недостаточно ориентированы на овладение профессией, так как отношение к ней у них еще не сложилось. Поэтому, разрабатывая содержание обучения, важно инициировать у обучающихся интерес к профессии, развивать их профессиональное мышление, способности к творчеству.

В. А. Сластенин, исследуя профессионально-ценностные ориентации педагога, выявляет следующие профессиональные ценности: понимание социальной роли и функции специалиста в обществе; наличие общественно значимых мотивов выбора профессии; профессионального идеала; ценностное отношение к деятельности; профессиональный долг и честь; гордость за профессию; культуру общения; потребности в профессиональном самообразовании и самовоспитании [1]. Данные профессиональные ценности отражают содержательную сторону любой профессии и поэтому являются значимыми для изучения профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки. Важным моментом профессиональной подготовки будущих учителей музыки мы считаем ориентацию будущих специалистов на профессиональные ценности, поскольку воспитывая и обучая детей искусству, они готовят тем самым их к жизни, создавая основу духовных ценностей будущего.

В качестве профессиональных ценностей музыканта, Е. Г. Штенникова выделяет пять групп:

          социально значимые ценности (общественная значимость труда учителя, престиж профессии, признание);

          коммуникативные ценности (общение и дружба с детьми и родителями, коллегами, обмен опытом, профессиональной культурой);

          ценности самореализации (развитие творческих способностей, приобщение к духовной культуре, интеллектуальность, образованность, активность, стремление к новому);

          ценности самовыражения (удовлетворение от работы, творческий характер труда, увлечение профессией и т. д.) [2].

Мы согласны с точкой зрения ученого, так как считаем, что ценности педагога-музыканта — это внутренний, эмоционально освоенный регулятор творческой деятельности, определяющий его отношение к окружающему миру и к себе, а также моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности. По нашему мнению, для становления и профессионального развития учителя музыки, профессионально-ценностные ориентации являются ключевым значением профессии.

Таким образом, профессионально-ценностные ориентации учителя музыки, представляют собой обобщённую, специфическую форму профессионально ориентированного ценностного выбора, выражающего отношение будущего учителя музыки к различным профессиональным ценностям, и, прежде всего, к ребёнку как субъекту музыкального развития и воспитания, к музыке как средству развития личности и к их взаимодействию в творческом музыкально-педагогическом процессе.

Сегодня ученые отмечают, что деятельность педагога-музыканта в школе многофункциональна и «публична». На уроках музыки и внеклассных мероприятиях учитель выступает как драматург и актер, как постановщик музыкальных спектаклей и концертов, как дирижер и художественный руководитель творческих коллективов, как исполнитель-импровизатор вокальной и инструментальной музыки, как лектор и психотерапевт и др. Развить и творчески реализовать этот комплекс профессиональных умений и навыков необходимо еще в учебном заведении, так как основа профессионального становления будущего учителя музыки закладывается в колледже, где осуществляется его специальная музыкальная подготовка.

Современный учитель музыки должен обладать взаимосвязанным комплексом знаний, умений и навыков: музыкально-теоретических (гармония, анализ музыкальных произведений, музыкальная литература и др.); музыкально-педагогических (психология, педагогика, методика музыкального воспитания и др.); музыкально-исполнительских (инструментальное музицирование, хоровое дирижирование, постановка голоса и др.).

Мы исходим из позиции, утверждающей, что реализация профессионального потенциала педагога-музыканта во многом зависит от того, насколько учебное заведение ориентирует будущего специалиста на утверждение личной ответственности за результат своей музыкально-педагогической деятельности, на осознание им социальной значимости и ценности профессии учителя музыки.

Обучение будущего учителя музыки в среднем специальном учебном заведении, на наш взгляд, изначально имеет специфические особенности, которые обусловливаются рядом объективных и субъективных факторов. Наиболее существенные, на наш взгляд, особенности обучения будущих учителей музыки в педагогическом колледже заключаются:

          в специфике возраста студентов — будущих учителей музыки, связанного с ранней профессиональной ориентацией и самоопределением в профессии;

          в организации самого учебного процесса, обусловленного тем, что в учреждении среднего профессионального образования нет больших потоков обучающихся как в высшем учебном заведении, сами преподаватели находятся ближе к студентам, большую роль играет связь с родителями;

          в практико-ориентированной направленности обучения, то есть в приоритетном освоении будущими учителями музыки не фундаментальных научных знаний, а практически необходимых профессиональных умений и навыков.

По мнению А. И. Щербаковой механизм формирования системы ценностных ориентаций в музыке и музыкальном образовании представляет собой процесс восхождения личности к ценностям музыкальной культуры и осуществляется через поиск, ценностное осмысление и оценку. Поиск может выступать как универсальный механизм ориентаций, обогащающий и возвышающий музыкально-педагогические потребности личности, расширяя её кругозор и способствуя личностной активности и профессиональной самореализации [3].

Профессиональная самореализация будущего учителя музыки понимается нами как осознанный процесс и осмысленный результат наиболее полного раскрытия творческого потенциала, актуализации способностей и возможностей личности в стремлении осуществить себя в процессе профессионального образования, фундаментом которого являются профессионально-ценностные ориентации.

Резюмируя всё вышеизложенное мы можем заключить, что формирование профессионально — ценностных ориентаций будущего учителя музыки является важной социально-педагогической проблемой, от которой зависит уровень профессиональной самореализации будущих специалистов, так как она является результатом сформированности у будущих учителей музыки профессионально-ценностных ориентаций. Поиск путей совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций будущих учителей музыки на сегодняшний день является наиболее важным.

 

Литература:

 

  1.      Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижаков. М.: Академия, 2003. — 192с.
  2.      Штенникова Е. Г. Формирование гуманистических ценностей у будущих профессиональных музыкантов в интегрированной учебной и внеучебной деятельности: дис. канд. пед. наук /Е. Г. Штенникова. Ижевск, 2011. — 224с.
  3.      Щербакова А. И. Аксиология в музыкально-педагогическом образовании: концепция ориентации личности в мире музыкальных ценностей / А. И. Щербакова // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. — М., 1999. — С. 38–45.
Основные термины (генерируются автоматически): будущий учитель музыки, ориентация, профессиональная самореализация, ценность, будущий специалист, профессиональная подготовка, профессиональное образование, социально-педагогическая проблема, учебное заведение, ценностное осмысление.


Похожие статьи

Профессионально-личностное становление будущего учителя...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема. Авторы: Арымбаева Кулимхан Маликовна, Кенжебаев Жакип Амангельдиевич, Аяпов Молдабек. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Психологическая характеристика структуры...

Проблема содержательной стороны профессионально-ценностных ориентаций в науке отнюдь не нова. Изучением профессионально-ценностных ориентаций педагогического труда, как наиболее социально важного вида профессиональной деятельности...

К вопросу о профессионально-педагогических ценностях

В педагогике нередко поднимался вопрос ценностей, ценностных ориентаций будущего специалиста. Большинство ученых обращаются к аксиологическому подходу в вопросе раскрытия понятия педагогических ценностей.

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников...

профессиональное самоопределение, современное общество, профессиональная деятельность, подход, будущий специалист, сложившаяся ситуация, профессиональная ориентация, молодое поколение, жизненный путь...

Педагогические проблемы развития личности будущего...

будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное время, педагогическая деятельность, воспитательный процесс, отношение.

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки.

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

будущий учитель, педагогическая практика, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, самореализация личности, профессиональная подготовка...

Профессионально-личностное становление будущего учителя...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема. Авторы: Арымбаева Кулимхан Маликовна, Кенжебаев Жакип Амангельдиевич, Аяпов Молдабек. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Психологическая характеристика структуры...

Проблема содержательной стороны профессионально-ценностных ориентаций в науке отнюдь не нова. Изучением профессионально-ценностных ориентаций педагогического труда, как наиболее социально важного вида профессиональной деятельности...

Профессиональная подготовка педагога...

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки. Современное российское общество ориентировано на динамичное экономическое и социальное развитие.

К вопросу о профессионально-педагогических ценностях

В педагогике нередко поднимался вопрос ценностей, ценностных ориентаций будущего специалиста. Большинство ученых обращаются к аксиологическому подходу в вопросе раскрытия понятия педагогических ценностей.

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников...

профессиональное самоопределение, современное общество, профессиональная деятельность, подход, будущий специалист, сложившаяся ситуация, профессиональная ориентация, молодое поколение, жизненный путь...

Педагогические проблемы развития личности будущего...

будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное время, педагогическая деятельность, воспитательный процесс, отношение.

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки.

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

будущий учитель, педагогическая практика, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, самореализация личности, профессиональная подготовка...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Профессиональная подготовка педагога...

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки. Современное российское общество ориентировано на динамичное экономическое и социальное развитие.

Похожие статьи

Профессионально-личностное становление будущего учителя...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема. Авторы: Арымбаева Кулимхан Маликовна, Кенжебаев Жакип Амангельдиевич, Аяпов Молдабек. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Психологическая характеристика структуры...

Проблема содержательной стороны профессионально-ценностных ориентаций в науке отнюдь не нова. Изучением профессионально-ценностных ориентаций педагогического труда, как наиболее социально важного вида профессиональной деятельности...

К вопросу о профессионально-педагогических ценностях

В педагогике нередко поднимался вопрос ценностей, ценностных ориентаций будущего специалиста. Большинство ученых обращаются к аксиологическому подходу в вопросе раскрытия понятия педагогических ценностей.

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников...

профессиональное самоопределение, современное общество, профессиональная деятельность, подход, будущий специалист, сложившаяся ситуация, профессиональная ориентация, молодое поколение, жизненный путь...

Педагогические проблемы развития личности будущего...

будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное время, педагогическая деятельность, воспитательный процесс, отношение.

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки.

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

будущий учитель, педагогическая практика, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, самореализация личности, профессиональная подготовка...

Профессионально-личностное становление будущего учителя...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема. Авторы: Арымбаева Кулимхан Маликовна, Кенжебаев Жакип Амангельдиевич, Аяпов Молдабек. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Психологическая характеристика структуры...

Проблема содержательной стороны профессионально-ценностных ориентаций в науке отнюдь не нова. Изучением профессионально-ценностных ориентаций педагогического труда, как наиболее социально важного вида профессиональной деятельности...

Профессиональная подготовка педагога...

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки. Современное российское общество ориентировано на динамичное экономическое и социальное развитие.

К вопросу о профессионально-педагогических ценностях

В педагогике нередко поднимался вопрос ценностей, ценностных ориентаций будущего специалиста. Большинство ученых обращаются к аксиологическому подходу в вопросе раскрытия понятия педагогических ценностей.

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников...

профессиональное самоопределение, современное общество, профессиональная деятельность, подход, будущий специалист, сложившаяся ситуация, профессиональная ориентация, молодое поколение, жизненный путь...

Педагогические проблемы развития личности будущего...

будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное время, педагогическая деятельность, воспитательный процесс, отношение.

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки.

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

будущий учитель, педагогическая практика, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, самореализация личности, профессиональная подготовка...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Профессиональная подготовка педагога...

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки. Современное российское общество ориентировано на динамичное экономическое и социальное развитие.

Задать вопрос