Проблема формирования ценностей и смыслов в художественном творчестве детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 09.04.2014

Статья просмотрена: 522 раза

Библиографическое описание:

Бутенко, Н. В. Проблема формирования ценностей и смыслов в художественном творчестве детей дошкольного возраста / Н. В. Бутенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5435/ (дата обращения: 19.04.2024).

Художественное творчество как особая форма процессов развития и саморазвития детей дошкольного возраста является ведущим способом освоения мира через самопознание. В силу своей яркой и чувственно-эмоциональной основы творческий процесс для ребёнка обладает большой притягательной силой, выступая основой формирования острой потребности в разных видах детской творческой деятельности.

Огромное значение для общего развития ребёнка имеет его участие в разных видах художественно-творческой деятельности, направленной на самовыражение, самораскрытие и совершенствование его творческих способностей. Художественное творчество ребёнка как путь познания и освоения окружающего мира наполнен особой эмоциональной насыщенностью, что, по мнению Н. Н. Поддъякова [5, с. 101], существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребёнка и способствует формированию его эвристической культуры. Художественное творчество успешно развивается в тех оптимально созданных педагогом условиях обогащения культурного опыта и личностного роста ребёнка, где обеспечена планомерность и систематичность обучения, и ребёнок имеет определённый уровень художественного развития.

В начале XXI века формирование личностных ценностей и смыслов стало рассматриваться как нормативно заданная цель современного образования и воспитания. В концепциях Б. Н. Боденко, И. Я. Зимней, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, Г. К. Селевко и др. ценности как ценностные отношения или ценностные ориентации рассматриваются как цели воспитания. В педагогической деятельности ценности, как и цели в образовании, воспитании и саморазвитии человека отражают гуманистический смысл образования. Учёные (Л. С. Выготский, Я. Э. Голосовкер, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев и др.) рассматривают человеческую психику как смыслообраз мира, создаваемый силой воображения субъекта, что согласуется с идеями о смысловом строении знания, его представлении о природе «смыслового поля» в отличие от «видимого». В результате работы над концепцией базового содержания общего образования в отечественную педагогику в 80-е гг. XX в. И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др. ввели категорию «ценность» в отечественную педагогику. Одной из задач образования определялась задача формирования у личности системы ценностей, адекватной общественной. В исследованиях Н. Л. Худяковой [7, с. 211] выделено две сферы ценностного мира человека — культурные ценности, которые человек присваивает в процессе жизнедеятельности и личностные ценности как структуры индивидуального сознания.

Принципиально новый подход в понимании смысла был осуществлён в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев и др.), рассматривающей проблему смысла как психологическое понятие. Эта проблема была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта. В исследованиях Д. А. Леонтьева [2, с. 69] указывается на то, что задача образования на любой ступени обучения заключается в том, чтобы развить такие личностные смыслы подрастающего поколения, которые помогли бы ему преобразовать себя, свои отношения с миром и в дальнейшем, творчески преобразовывать общество. В концепции личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская) основу личностного развития составляет развитие субъектности, которое управляется ценностно-смысловой сферой сознания личности. Отметим, что в процессе личностного развития происходят внутренние изменения личности: в потребностях, интересах, мотивах, её ценностях и личностных смыслах, то есть формируется позитивная «Я-концепция» и устанавливаются интегративные связи меду основными сферами личности, в результате чего личность становится интегральной и целостной.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) впервые было использовано понятие «ценность» для обозначения нормативных требований, которые предъявлялись в системе образования (В. В. Давыдов, А. В. Петровский) и основной задачей воспитания определено «формирование ценностных основ отношений». В Концепции по иному формулировался процесс воспитания «воспитывать, значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей». В мире детства одновременно соединяются и перекрещиваются в особую картину ценности и смыслы культуры и искусства, истории и личности. При этом ребенок может видеть больше культурных смыслов, чем взрослый. Именно в дошкольном возрасте закладывается ценностная матрица культуры, культурное поле собственной деятельности, поэтому опора на специфику процесса вхождения современного ребёнка в культуру, ментальность народа способна помочь становлению будущих ценностей всего народа. Ценности и смыслы пронизывают каждый вид детской деятельности. Внутренний мир ребёнка, формирующийся под воздействием усвоенных ценностей культуры и искусства, благодаря развитию ценностных ориентаций, позволяющих ребенку ориентироваться в пространстве жизни приобретает определенную целостность. Ценностно-смысловое пространство детства, как утверждает Н. А. Платохина [4, с. 25], является порождением личностей, вступивших в диалог, совместную деятельность, сотворчество, благодаря которым происходит открытие мира ценностей и смыслов. Таким образом, ценности и смыслы другой личности побуждают ребёнка к самостоятельной деятельности и способам выражения самосозидания. в продуктах собственного творчества. Роль взрослого заключается не только в том, чтобы осуществлять подготовительный период, который «вводит» детей в новый вид творчества и ориентирует в нём, но и в том, чтобы в образах окружающего мира ребёнок открывал черты прекрасного и гармоничного, приобщался к доступным видам художественно-эстетической деятельности (в повседневном общении, в совместной деятельности детей и взрослых). Созданный продукт художественно-творческой деятельности должен доставлять удовольствие не только ребёнку, но и окружающим, что является важным эстетическим качеством продукта творчества. О реальных результатах педагогической работы можно говорить в том случае, если у детей сформируется потребность доставлять удовольствие другим людям продуктами творческой деятельности по собственной инициативе.

На современном этапе развития общества процесс образования и воспитания ребёнка ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия и приобретение нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни. В процессе освоения целостного культурного опыта человека смыслообразование реализуется на основе взаимосвязанных уровней:

-          I уровень — актуализация субъектного опыта, предшествующая обучению и воспитанию;

-          II уровень — когнитивное понимание как освоение предметной стороны культурного опыта;

-          III уровень — интерпретирование через выработку осмысленной личностной целостной позиции на основе значимых ценностей;

-          IV уровень — бытийное понимание в процессе реализации обучающимися своей ценностно-смысловой позиции в творческой культуросообразной деятельности на основе смысленного знания и полученного опыта.

В психологии понятие «смысл» рассматривается в научных исследованиях (А. Бине, Ван дер Вельт, Э. Титченер, Ф. Бартлет и др.) как системное качество, приобретаемое индивидом в его жизненном пространстве, определяя феномен его личности, самого человека и его жизни. В общих концепциях психологов была предпринята попытка понять «смысл» как явление сознания, не выходя за пределы самого сознания. Создавая творческий продукт, ребёнок выражает своё внутреннее состояние через эмоционально-ценностное отношение к самому себе, другим и окружающему миру, приобретая опыт творческой деятельности, определяемый И. Я. Лернером, И. Ф. Харламовым как гармоничное объединение групп личностных новообразований:

-                   знания о самом себе и о мире, обеспечивающие формирование в сознании ребёнка научно обоснованной целостной картины мира;

-                   умение пользоваться этими знаниями на основании выполнения умственных и практических действий;

-                   личностные смыслы, определяющие эмоционально ценностное отношение личности к миру.

Практика работы в ДОУ показывает, что формирование опыта творческой деятельности возможно лишь при условии высокого уровня развития индивидуального опыта, который позволит ребёнку самостоятельно генерировать новые культурные тексты. Возникшие в процессе художественно-творческой деятельности смыслы, по мнению А. Н. Леонтьева [2, с. 82], становятся «единицами человеческого сознания и его образующими». В каждом продукте художественно-творческой деятельности ребёнка заложен ценностно-смысловой компонент образа «Я», который формируется на основе «Я-концепции», включающей компонент самооценки. Главная задача педагога состоит в том, чтобы сделать искусство пространством возможной творческой самореализации Высшего «Я» растущего человека (А. А. Мелик-Пашаев).

Тема смысла в научных исследованиях становится актуальной для решения многих современных проблем в обществе и во взаимодействии людей. Смысл, так или иначе, связан с пониманием и обнаруживается в общении и взаимодействии педагога и ребёнка. В рамках смыслового взаимодействия педагог понимает или стремится понять действие ребёнка, т. е. рассматривает это действие как осмысленное, а понимание выражается в ответном действии ребёнка. В исследованиях Г. Б. Гутнера [1, с. 421] справедливо отмечено, что, когда понимание имеет место, все участники общения принимают действия друг друга, знают, как на них реагировать, т. е. находят в них смысл. Смыслы заложены в системы коммуникации и результаты деятельности ребёнка. Смысл артикулируется ребёнком в речи, интерпретациях, рассуждениях, а педагог для ребёнка является своеобразным воплощение тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребёнок ещё не обладает. В процессе деятельности ребёнок стремится к достижению цели, в результате чего, по мнению Е. О. Смирновой [6, с. 263], его отдельные действия могут приобретать «отражённый смысл», определяющийся тем, в какой мотив они включены. Смысловое моделирование и мысленный эксперимент инициируют нестандартные ситуации деятельности, требующие от ребёнка поисково-исследовательской активности (И. Т. Красавин).

В современном образовании особое внимание обращается на вопросы раскрытия потенциала личности, ориентаций ребёнка на ценности мир общества через творческое эмоциональное содействие и переживание другому человеку. Принятие детьми дошкольного возраста эстетических норм и формирования художественных умений, рассматривается как часть общего процесса активного «вхождения» в смыслы мира культуры и искусства через их ценности. В исследованиях Р. М. Чумичевой отмечено, что гностическая функция в образовательном процессе выступает ретрансляцией и передачей ценностей мира ребёнку дошкольного возраста.

Результатом художественно-творческой деятельности является продукт, созданный ребёнком, отражающий самоценность его творческого «Я». Культура и искусство как совокупность ценностей, как определенная система их воспроизводства выступают фактором смыслового целеполагания, обусловливающего рождение эстетической личности ребёнка. Педагогический смысл ценностных ориентаций в образовательном процессе направлен на свободное владение педагогом широким кругом знаний и умений в области искусства, художественного и эстетического развития ребёнка. Формированию ценностно-смысловых ориентаций во многом способствует процесс развития личности в целом.

Анализ различных психолого-педагогических и философских оснований формирования ценностей и смыслов в художественном творчестве детей дошкольного возраста позволяет констатировать следующее: динамика смыслообразования в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, обусловленная субъективной потребностью в построении личностных смыслов глубоко индивидуальна и предусматривает необходимость использования вариативных форм образовательно-воспитательного взаимодействия педагога с ребёнком. Внутренний мир ребёнка, формирующийся под воздействием усвоенных ценностей, смыслов культуры и искусства приобретает выраженную целостность благодаря развитию ценностно-смысловых ориентаций, помогающих ребёнку ориентироваться в пространстве жизни. Как многоаспектное явление ценностно-смысловое целеполагание выступает ядром мотива художественно-творческой деятельности ребёнка в соотнесении личностных ценностей с его индивидуальным сознанием как определённой формой активности и показателем развития творческой личности ребёнка, ориентированных на художественно-эстетические способы познания мира.

Литература:

1.                  Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации [Текст] / под ред. И. Т. Касавина, В. Н. Поруса. — М.: Альфа-М, 2012. — 464 с.

2.                  Леонтьев, Д. А. Личность в психологии искусства [Текст] / Д. А. Леонтьев // Творчество в искусстве — искусство творчества. — М.: Наука; Смысл, 2000. — С. 69–85.

3.                  Лыкова, И.А., Буренина А. И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии [Текст] / И. А. Лыкова, А. И. Буренина. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. — 144 с.

4.                  Платохина, Н. А. Ценностно-смысловая концепция мира детства в современной социокультурной ситуации [Текст] // Детский сад: теория и практика. — № 1. — 2011. — С. 22–27.

5.                  Поддъяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство [Текст] / Н. Н. Поддъяков. — СПб.: Питер, 2010. — 210 с.

6.                  Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов [Текст] / Е. О. Смирнова. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.

7.                  Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования: учеб. пособие [Текст]: / Н. Л. Худякова. — Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. — 230 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, смысл, художественно-творческая деятельность, ценность, окружающий мир, творческая деятельность, индивидуальное сознание, культурный опыт, личностное развитие, образовательный процесс.

Похожие статьи

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности. Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного...

О значении развития художественно-эстетических способностей...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Особенности художественно-творческого развития детей...

художественное творчество, художественный образ, художественно-творческое развитие детей, художественно-творческое развитие, творческая деятельность, дошкольный возраст...

Актуальность проблемы развития творческих способностей...

Индивидуальный опыт ребенка, проявляемый в самостоятельной деятельности, может позволить построить изобразительную деятельность на занятии на репродуктивно-вариативном и творческом уровне.

Значение художественной культуры и народного искусства для...

художественная культура, народное искусство, художественное образование, творческая активность личности, развитие, художественное просвещение, художественная деятельность...

Творческая деятельность как основа формирования...

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия, проблемная ситуация, изобразительная деятельность...

Развитие творческих способностей посредством приобщения...

ребенок, творческая деятельность, родной край, игрушка, народное искусство, художественное творчество, ранний возраст, национальная культура, специфический процесс, исторический опыт.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Описывается процесс социально личностного развития дошкольников, который включает различные виды деятельности, отличаются выдвигаемые требования, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях и обязательный минимум содержания...

Творчество как форма самоутверждения личности

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия

Творческая деятельность как основа формирования... творческая деятельность, художественное творчество...

Похожие статьи

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности. Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного...

О значении развития художественно-эстетических способностей...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Особенности художественно-творческого развития детей...

художественное творчество, художественный образ, художественно-творческое развитие детей, художественно-творческое развитие, творческая деятельность, дошкольный возраст...

Актуальность проблемы развития творческих способностей...

Индивидуальный опыт ребенка, проявляемый в самостоятельной деятельности, может позволить построить изобразительную деятельность на занятии на репродуктивно-вариативном и творческом уровне.

Значение художественной культуры и народного искусства для...

художественная культура, народное искусство, художественное образование, творческая активность личности, развитие, художественное просвещение, художественная деятельность...

Творческая деятельность как основа формирования...

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия, проблемная ситуация, изобразительная деятельность...

Развитие творческих способностей посредством приобщения...

ребенок, творческая деятельность, родной край, игрушка, народное искусство, художественное творчество, ранний возраст, национальная культура, специфический процесс, исторический опыт.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Описывается процесс социально личностного развития дошкольников, который включает различные виды деятельности, отличаются выдвигаемые требования, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях и обязательный минимум содержания...

Творчество как форма самоутверждения личности

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия

Творческая деятельность как основа формирования... творческая деятельность, художественное творчество...