Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.10.2017

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Крючкова А. А. Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 92-94. — URL https://moluch.ru/archive/173/45783/ (дата обращения: 21.02.2019).



В статье рассматривается содержание музыкального образования в развитии развития интеллекта детей младшего школьного возраста на уроках музыки и педагогические возможности урока музыки в общеобразовательной организации.

Ключевые слова: урок музыки, музыкальное образование

Под содержанием образования обычно понимается «педагогически ориентированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности» [1]. Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества и меняется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. В последнее время под влиянием идеи гуманизации образования его содержание ориентируется на личностно-ориентированный подход.

В содержании музыкального образования можно выделить 4 компонента:

1) когнитивный опыт личности (собственно знания, как ключевые, так и частные, подлежащие усвоению, запоминанию);

2) опыт практической деятельности (музыкальные умения и навыки, определяющие уровень исполнительской культуры, качество восприятия и слухового анализа, ценностную ориентацию, художественный вкус и т. д.);

3) креативный опыт (самостоятельное использование приобретенных знаний, поиск новых способов решения проблем, разнообразная творческая деятельность — подбор по слуху, импровизация, сочинение и т. д.);

4) опыт отношений личности (опыт эмоционально-нравственных отношений человека к окружающей действительности, способность к сопереживанию, сочувствию эмоциональному состоянию других людей, к эмпатии и эмоциональному заражению) [2].

Музыка окружает ребенка с первых дней жизни, воздействует на эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя и углубляя его. С одной стороны, взаимодействие с искусством открывает новые возможности для духовного становления интеллектуальной личности и ее самовыражения, с другой  коллективные виды музыкальной деятельности (хоровое и ансамблевое пение, инструментальное музицирование и др.) способствуют развитию чувства сопричастности учащихся к музыкально-творческой деятельности, их единению в процессе общения с музыкой.

Изучение музыкальное искусство направлено на определенные общественные функции. С позиции педагогики музыкального образования эти функции являются ориентировочными при определении направленности музыкального воспитания, обучения и развития ребенка. В содержательном отношении педагогике музыкального образования наиболее близок подход к классификации функций музыкального искусства, предложенный в работах В. Н. Холоповой. Исследователь выделяет следующие функции: коммуникативную, отражения действительности; этическую, эстетическую, каноническую (канонизирующую), эвристическую, познавательно-просветительскую, в итоге  общественно-преобразующую. Каждая из этих функций в музыкально-образовательном процессе, выступает во взаимосвязи со всеми другими функциями, и имеет свою направленность и специфику [3].

Каждый ребенок, чувствует, выражает, осознает музыку по-своему. Общение с ней процесс творческий. Каждый стремится услышать в ней то, что важно лично для него, что соответствует его внутреннему миру. Один воспринимает и слышит в ней красоту гармонии, музыкальных форм, у другого рождается круг образных ассоциаций, третий ищет и находит в общении с музыкой способ самовыражения и самопознания. Вот почему так важно знать музыкальные предпочтения, интересы, потребности учащихся, их отношение к музыке. Только при этом условии процесс музыкального образования может стать эффективным, а развитие интеллекта целесообразным.

Содержание музыкального воспитания можно условно разделить на три блока:

1) содержание искусства  оценочное осознание жизненных явлений;

2) творческая позиция;

3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского) [4].

Данные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании. Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б. Абдуллин рассматривал элементы содержания следующим образом:

‒ опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке;

‒ музыкальные знания;

‒ музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников. Для развития интеллекта школьников все это имеет важное значение. Компоненты программного содержания представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве, и оказывают большое влияние на развитие интеллекта у младших школьников на уроках музыки [5].

В процессе развития интеллекта на уроках музыки музыкальный материал является основой накопления младшими школьниками опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. В программах по музыке он представлен списком определенных музыкальных произведений, но критерии его отбора для всех программ одинаковы. Это знакомство с: ведущими музыкантами и музыкальными коллективами; образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа; различными музыкальными жанрами, формами и стилями; музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Музыкальное обучение, направленное на развитие интеллекта у детей предполагает определенные этапы формирования основных умений:

1) постановка учителем музыки на уроке проблемы;

2) открытие детьми нового знания на основе восприятия музыки и применение знания в практической деятельности;

3) самоориентирование учащихся в музыкальном искусстве и применение знаний в своей практической деятельности [4].

Основное средство достижения цели по развитию интеллекта систематические встречи младших школьников с музыкой, развитие у них потребности соприкосновения с высокими образцами художественного творчества. На уроках музыки ученики слушают музыкальные произведения, определяют характер, настроение музыки, значение различных элементов музыкальной речи в их совокупности; разучивают и исполняют песни, хоровые произведения, передают характер, ритмическую основу произведений в движениях (ритмики); получают определенный уровень музыкальной информации. При использовании на уроке этих видов музыкальной деятельности обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников.

Приучение детей к пользованию электронными образовательными ресурсами, словарями, специальной литературой при самостоятельном знакомстве с музыкальными произведениями способствует их личностному и интеллектуальному развитию.

Программа реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Виды музыкальной деятельности применяемые на уроках музыки направлены на осознание языка музыкального искусства и используются в творческом процессе, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности детей, проявляются их творческая активность и развивается интеллект.

Таким образом, работа учителя музыки направлена на то, чтобы рекомендуемые программой музыкальные произведения младшие школьники воспринимали ярко эмоционально и хорошо их запоминали, очень важно научить учеников «погружаться» в музыку, воспринятая ими красота ее послужит хорошей основой для развития у них интеллекта. Необходимо, чтобы постоянно увеличивалось количество полюбившихся ребятам произведений; они и станут «золотым фондом» их музыкального образования и воспитания, при этом нужно знакомить детей с классикой и с музыкой современных композиторов.

Литература:

  1. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России, 1998.
  2. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений в 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  4. Безбородова Л. Теория и методика музыкального образования: учебное пособие.- М.: издательство «Флинта»,2014 г.
  5. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М.: Академия, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное образование, урок музыки, музыка, музыкальное искусство, развитие интеллекта, музыкальная деятельность, музыкальное воспитание, практическая деятельность, музыкальное обучение, эмоционально-ценностное отношение.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет, подросток, Музыкальный инструмент, музыка, процесс обучения, музыкальный юношеский факультет, музыкальное обучение...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка. Современный российский социум характеризуется внедрением новейших компьютерно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности.

О принципах развития интеллекта у детей младшего школьного...

урок музыки, музыкальная деятельность, музыкальное образование, принцип, развитие интеллекта, процесс обучения, музыкальное искусство, музыкальное обучение, музыкальный материал, дифференцированный подход.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир.

Некоторые особенности современного музыкального...

С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных обществ, классов, сословий или групп.

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

Музыкальное образование значительно улучшает понимание и достижения учащихся в не-музыкальных предметах.

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет, подросток, Музыкальный инструмент, музыка, процесс обучения, музыкальный юношеский факультет, музыкальное обучение...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка. Современный российский социум характеризуется внедрением новейших компьютерно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности.

О принципах развития интеллекта у детей младшего школьного...

урок музыки, музыкальная деятельность, музыкальное образование, принцип, развитие интеллекта, процесс обучения, музыкальное искусство, музыкальное обучение, музыкальный материал, дифференцированный подход.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир.

Некоторые особенности современного музыкального...

С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных обществ, классов, сословий или групп.

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

Музыкальное образование значительно улучшает понимание и достижения учащихся в не-музыкальных предметах.

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения.

Задать вопрос