Обучение акварельным техникам на кружковых занятиях учащихся начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Антоновская, К. А. Обучение акварельным техникам на кружковых занятиях учащихся начальной школы / К. А. Антоновская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40454/ (дата обращения: 16.11.2024).



На сегодняшний день, акварельная живопись занимает значительное место не только в учебной, но и внеурочной деятельности детей. Процесс изучения теоретических основ живописи вырабатывает культуру визуального восприятия, пространственного мышления. Акварельная живопись дает фундаментальные знания – знания истории изобразительного искусства, связанные со становлением и развитием живописи. Это знания теории и технологии, знания закономерностей изображения и технических приемов.

Цель работы – выделить способы обучения акварельным техникам на кружковых занятиях учащихся начальной школы.

Задачи исследования:

Рассмотреть кружок как форму организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы.

Изучить акварельные техники, выделить их виды и особенности.

Проанализировать варианты использования форм обучения работе в акварельных техниках на кружковых занятиях учащихся начальной школы.

Выделить методы обучения работе в акварельных техниках на кружковых занятиях учащихся начальной школы.

Объектом исследования является процесс обучения акварельным техникам на кружковых занятиях учащихся начальной школы.

Предмет исследования – способы обучения акварельным техникам на кружковых занятиях учащихся начальной школы

Гипотеза исследования определялась исходя из предположения о том, что обучение работе в акварельных техниках будет наиболее эффективным, если в процессе занятий предусматривается:

- практический опыт художников разных эпох и стилей;

- глубокое освоение теоретических и практических основ живописи;

- построение обучения от простого к сложному;

- применение разнообразных форм и методов обучения в проведении занятий.

Целью работы кружка является: формирование эстетического отношения к изобразительному искусству, развитие детского изобразительного творчества.

На основе теоретического исследования можем отметить, что кружок художественного творчества является одной из самых значительных форм дополнительного художественного образования. Это обуславливается следующим: кружковая форма работы является доступной для всех школ, так как ее реализация не требует больших материальных затрат, специального оборудования и позволяет охватить достаточно большее количество учащихся; по форме проведения кружковые занятия являются схожими с урочными, в то же время они имеют большие возможности, по сравнению с урочными занятиями, в приобщении учащихся к новым формам работы: деловым и ролевым играм, лекциям, лабораторным и практическим работам и т.д.; посредством организации занятий художественного кружка можно обеспечить функционирование дополнительного художественного образования в школе, оптимально учитывающее некоторые возрастные особенности учащихся начальных классов.

Акварель является уникальным художественным материалом, способствующим воспитанию культуры восприятия цвета, художественного вкуса, помогает овладеть пространством и формой. Чем лучше дети овладевают акварелью, тем легче и доступнее для них становится дальнейшее обучение.

Существуют следующие виды акварельных техник доступные детям начальной школы: Техника гризайль имеет свое очарование, иногда в одноцветном варианте у живописца, получается, подобрать настолько точное сочетание и соотношение оттенков, что работа способна передать ощущение цвета. Кроме того, гризайль-это не только техника, но и вид живописи, который дает возможность фантазировать и представлять картину в собственной цветовой гамме.

Техника написание «по–мокрому» – интересна, подвижна. Суть данной техники заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому». Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи.

Техника работы «лессировка» – кропотлива, неспешна – это техника обобщающего колорита, насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Основное значение данной работы акварелью – достигать особой легкости и звучности тона, вносить тонкие цветовые коррективы в детали живописи, что возможно благодаря законам оптического смещения. Яркие, свежие лессировочные краски придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость, нежность и лучезарность колорита.

Техника письма акварелью «а ля прима»«за один раз», позволяет раскрыть всю прелесть и уникальность такой краски, как акварель. Это быстрое письмо по мокрой бумаге, при котором создаются неповторимые эффекты переливов, разводов, перетекание краски, которые живут, дышат, и которые невозможно достичь никаким сколь угодно усердным прописыванием. Для успешного овладения этой техникой важно не только количество проб и работ, но и знание некоторых приемов классической акварели.

Необходимо подчеркнуть, что освоение приемов и возможностей акварельной живописи поможет детям научиться не только технике работы акварелью, но и решить ряд творческих задач, таких как – композиционное решение пейзажа, портрета или другого изображения; умение быстро схватывать основу сюжета; технически быстро справляться с плоскостью листа; раскрывать свои творческие возможности; развивать художественно-творческие способности, определенную художественную смелость.

Знание видов и особенностей акварельных техник дает свободу в выборе, решении и достижении цели творческого задания, получении желаемого результата. Проблемой исследования определяем – поиск и решение продуктивных способов обучения акварельным техникам на кружковых занятиях учащихся начальной школы. Способы обучения рассматриваем через формы, методы.

На основе теоретического анализа литературы, можем сказать, что в обучении работе в акварельных техниках на кружковых занятиях могут быть использованы следующие формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Фронтальная форма обучения – чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала. При проблемном, информационном и объяснительно-иллюстративном изложении, которое сопровождается творческими заданиями различной сложности, эта форма позволяет привлечь к активной познавательной деятельности всех детей.

Групповая форма обучения детей предусматривает создание небольших по составу мини групп, в пределах одной группы. Выделяют несколько форм группового взаимодействия. Парная форма работы предполагает, что двое детей выполняют некоторую часть работы вместе. При ознакомлении детей с акварельными техниками, парную работу, можно применять в подготовке фона в технике «заливка».

Данная форма работы может применяться для работы над симметричным натюрмортом, предположим ребенок пропустил изучение группой темы «Работа «по-сырому» в акварели» и один из детей может объяснить ему эту тему, демонстрируя приемы работы, поясняя технику выполнения.

В кооперативно-групповой деятельности дети, объединены общей учебной целью.

В дифференцированно-групповой форме работы объединены дети с различными учебными возможностями. Задача дифференцируется по уровню сложности или по их количеству.

Ланковая форма предусматривает организацию учебной деятельности в постоянных малых группах, управляемых лидерами.

Индивидуальная форма обучения детей предусматривает самостоятельное выполнение одного по цели и задачам задания без контакта с другими детьми, но темп работы един для всех. Индивидуальная форма работы может использоваться на всех этапах занятия, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повтора создание и обобщение пройденного материала. Преимущества этой формы обучения в том, что педагог осуществляет индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учитывая его особенности.

Выделяя методы обучения работе в акварельных техниках на кружковых занятиях учащихся начальной школы, педагог может использовать словесный методы обучения, наглядный метод, репродуктивные методы, метод стимулирования. Необходимо отметить, что педагог должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, расширять круг используемых методов и применять их на практике. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения. На основе теоретического исследования и проведенных практических занятий можем сказать, что выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась.

Знакомя в беседе с практическим опытом художников разных эпох и стилей, дети пытаются повторить выполнение различных видов техник художников.

Глубокое освоение теоретических и практических основ живописи, дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, композиционный ритм, изучение техник изобразительного искусства, это им поможет в дальнейшем.

Построение обучения от простого к сложному, заключается в том, что начать обучения акварельным техникам следует от простых прием: заливки, отмывки и постепенно переходить к сложным техникам: «А ля прима», «Гризайль» и другие. Научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.

Применение разнообразных форм и методов обучения в проведении занятий, в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный метод (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный метод (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический метод (выполнение работ и упражнений). Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Литература:

  1. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – С. 19-21.
  2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  3. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения [Текст] – М.: Народное образование, 2001. – 128 с.
  4. Киселева В. А. Акварельная живопись: Методические указания –2013. – C. 10-12.
  5. Манухов И. А – Акварель. Техники и материалы [текст]. – 2015 – C. 11-13.
  6. Ревякин, П. П. Техника акварельной живописи [текст] / П. П. Ревякин. – M.: «АСТ», 2009. – 187 с.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, кружковое занятие учащихся, техник, ребенок, метод обучения, работа, акварельная живопись, изобразительное искусство, способ обучения, глубокое освоение.


Задать вопрос