Данная статья посвящена особенностям преподавания акварельной технике в программе изучения живописи в общеобразовательной школе. В ней рассмотрены характерные черты акварельной живописи, особенности преподавания этой технике и влияние изучения акварели на личностные качества учеников.
Ключевые слова: акварельная техника, акварельная живопись, акварель, живопись, обучение.
Keywords: Watercolor on technique, watercolor painting. watercolor, painting, training.
Многие из тех, кто начинал свой путь художника, пробовали свои силы в акварели. Все потому, что акварельные краски очень удобны в использовании. Для того, чтобы написать картину вам понадобится лишь бумага, кисти, краски и вода. В общеобразовательных школах довольно часто знакомят детей с акварелью, однако основное внимание уделяется гуаши. Все потому, что акварельная техника является достаточно сложной, она не прощает ошибок художника и требует большой концентрации.
Целью статьи является рассмотрение характерных черт акварели, основных особенностей обучения акварельной технике детей в общеобразовательных школах, а также влияния изучения этой техники на развитие каких-либо личностных качеств учеников.
Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности) [1].
Акварельная техника является очень своеобразной, с ее помощью художники пишут атмосферные картины, наполненные воздушностью, светом и легкостью. Основной особенностью краски является ее водная основа. Благодаря этому цвета ложатся на бумагу полупрозрачными оттенками. Бумага для этой техники используется особой плотности, а также на ней часто присутствует рельефность. Это нужно для того, чтобы была более точная цветопередача, рельефность позволяет показать фактурность предметов, а краска ложится ровным слоем и не так быстро впитывается, как например, на обычно бумаге.
При работе с акварельными красками художник должен наперед продумывать свои действия, так как исправить какое-либо движение кистью почти невозможно.
Как говорилось ранее, акварельная техника не получила большого внимания у учителей изобразительного искусства в общеобразовательных школах, в основном предпочтение отдается гуаши. Несмотря на это многие педагоги очень любят эту технику и стараются обучать школьников работе с акварельными красками. Основным отличием гуаши и акварели является их состав: гуашь производится на клеевой основе, а акварель на водной. Обе краски легко растворяются в воде, но гуашь ложится плотными слоями, способными перекрывать друг друга.
Акварель же ложится на бумагу водянистыми, почти прозрачными слоями, дает нежные тона. При работе с ней смысл как раз и состоит в смешивании нескольких слоев краски, «перетекании» их друг в друга. Равномерности слоя в акварели достигнуть достаточно трудно, в то время как гуашь практически не растекается и позволяет придать рисунку четкость [2].
Самым главным аргументом в пользу обучения школьников акварельной технике является то, что акварель более сложный материал, который не так легко освоить. В процессе обучения дети получают очень важные навыки и умения. Рассмотрим, что же дает изучение акварельной живописи:
– Развивается усидчивость, ведь при работе с акварелью необходимо долгое время упражняться в технике письма;
– Развивается аккуратность, так как в акварели нельзя допускать ошибок;
– Повышается концентрация внимания;
– Развивается правильная и твердая постановка руки;
– Расширяется кругозор;
– При работе с акварелью, ученик полностью погружается в процесс творчества, что позитивно сказывается на эмоциональном состоянии.
Для занятий акварельной живописью в общеобразовательной школе используются мольберты или столы с наклоном, это нужно для того, чтобы краска не скапливалась на листе большими каплями, а ложилась равномерным слоем. Парты без наклона подойдут для изучения техники «по-сырому». Акварельную краску лучше выбирать ту, где нет белого цвета в палитре, либо ограничить его использование на занятиях по изобразительному искусству, так как в качестве белого цвета в акварели используется вода — чем сильнее ей развести краску, тем более светлый оттенок получится.
В основном используются кисти «белка», круглой формы, потому что данные кисти очень мягкие и оставляют ровные мазки, круглая форма очень универсальна, потому что ей можно проводить и толстые и тонкие линии. Бумага используется небольших форматов. В основном для акварельных красок применяют бумагу с зернистой поверхностью, папки с ней подписаны «для акварели» или «акварельная бумага», также можно использовать бумагу горячего прессования (ватман) — она более плотная, но поверхность у нее гладкая. Не рекомендуется использование офисной бумаги, например, «Снегурочка», так как под воздействием большого количества воды она коробится и быстро начинает просвечивать. Вода подойдет любая.
В акварельной живописи существует большое количество различных техник и приемов. Для изучения в общеобразовательной школе вполне подойдет метод лессировок.
По данной теме был проведен комплекс уроков в общеобразовательной школе. Уроки проводились для учеников 7 класса. В ходе занятий ученики знакомились с историей акварельной живописи, участвовали в обсуждении и изучении различных техник акварели, а также выполняли упражнения и практические задания. В результате изучения истории акварельной техники было отмечено, что ученики расширили свой кругозор в области исторических знаний, так как акварель имеет довольно богатое историческое наследие. Так же дети с интересом изучали разнообразие различных способов, методов и приемов акварельной техники.
При выполнении упражнений методом лессировок, ученики со старательностью и аккуратностью отнеслись к заданию, они с головой погрузились в процесс, так как техника была им незнакома и тем самым заинтересовала детей. После того, как ученики освоили технику они приступили к выполнению натюрморта методом лессировок. В процессе работы была отмечена заинтересованность учеников, они часто обращались с вопросами к учителю, а также проявляли креативность в выполнении натюрморта. По итогу большинство учеников заявили о желании и дальше изучать техники акварельной живописи на занятиях по изобразительному искусству, для них это было новым и очень занимательным опытом.
Преподавание акварельной техники в общеобразовательных школах положительно сказывается на множестве факторов развития личностных качеств учеников, а также их практических навыков и умений. Благодаря внесению данной техники в учебный план по изобразительному искусству можно разнообразить учебную деятельность детей, привлечь их к изучению нового материала, активизировать активную деятельность на занятиях по живописи. Акварельная живопись имеет богатую историю, при изучении которой, ученики будут расширять свой кругозор.
Литература:
- Браун, К. Акварель. Цветы. Энциклопедия [текст] / К.Браун. — M.: «Арт-Родник», 2011. — 192 с.;
- [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-guash-ot-akvareli/. — (Дата обращения: 11.05.20);
- Н. Антипьева «Акварельный мир. Пособие для начинающих художников» [Электронная книга]: / Н.Антипьева. — «Издательские решения» 2017–45с.
- Инфоурок [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-vozmozhnosti-akvareli-pri-obuchenii-detej-4084388.html. — (Дата обращения 12.05.20).