После обретения независимости большое значение стало уделяться изучению роли и места городов в истории государства. В истории узбекской государственности былые столицы, города располагались в удобном географическом рельефе для торговли, скотоводства и земледелия. Один из таких городов ‑ город Шахрисабз (Кеш). Пик развития и подъёма Шахрисабза пришелся на период правления Темура и темуридов, став самым крупным и красивым городом всего мусульманского востока. В городе было построено множество несравненных памятников архитектуры.
В середине XIV века Шахрисабз был городом областного значения. После того как к власти пришёл Амир Темур, он стал уделять огромное внимание благоустройству и облагораживанию города. В 1279 году была заново возведена разрушенная крепость. В источниках того времени отмечается, что сначала Шахрисабз был столицей государства Амира Темура, и основы системы управления великим государством заложены именно здесь, о чём пишет историк Шарофиддин Али Яздий в “Зафарнома” [1].
Певец Абру так характеризует Шахрисабз: “ Земля Кеша (Каш), который называют Шахрисабзом, в некоторые времена года покрыта зелёным-зелёным (поляна) цветом, особенно весной его дворы, крыши и улицы бывают зелёными, когда идёшь от Кеша (город) в сторону ему подвластных земель, проходишь многие и многие земли” [2].
Кеш был древним городом, но он был разрушен. Величественный Амир Сахибкиран (Темур) ‑ да освятит Аллах его мужество ‑ в 780 (1378–1379) году заново придал ему статус города и в тот же год отстроил его.
Находясь в государстве Сахибқирана (Амир Темур), Кеш стал благоустроенным, там были построены каменные здания. В частности, величественное здание Дорус-Саодат, к которому были присоединены благоустроенные земли, кишлаки и административная собственность. Его величество лично построил высокий кушк и назвал его Белым дворцом, построил здание из камня, его айван (портал) виден на расстоянии многих километров. Кроме того, в городе и в округе, присоединившейся к Кешу, часть земель принадлежала Его величеству, часть была поделена между амирами, где также были построены принадлежащие государству медресе, ханаки, караван-сарай [3].
Анализируя вышеуказанное мнение историка, отметим, что Темур, наряду с величественным Белым дворцом, построил очень высокие здания. По свидетельству Абдураззака Самарқандий, после взятия Ургенча “Темур переселил всех трудоспособных людей из Ургенча в Мавераннахр, дал приказ о размещении их в городе Кеш”. По мнению исследователей, если переселение мастеров из Хорезма было осуществлено в конце 1379 года, то строительство Белого дворца приходится на первую половину 1380 года. Эта дата также находит своё подтверждение в основе произведений Шарофиддин Али Яздий. “Пришедший на год мыши (хижрий) конец 781 года (наша эра ‑ 1380 год) стал годом раннего прихода весны. Расцвет зодчества и полей украшали город, после того Его величество Сахибкиран дал указ о строительстве крепости Шахрисабз и работы распределил между амирами и жителями, и согласно указу, требовавшему беспрекословного исполнения, была заложена основа замка” [4].
На главном фасаде Аксарая (Белый дворец) при входе построен величественный портал, перед ним с южной стороны располагается площадка, огороженная городским забором. Рядом с величественным куполом диаметром в 22 метра поверх восьмислойного фундамента построены сферообразные минареты. Радует глаз богатая многослойная роспись белым, синим, золотистым цветом, а также неописуемая красота узоров. Эту несравненную роспись и узоры исполнил взятый в плен азербайджанский мастер Юсуф Табризий [5].
Аксарай считается крупным архитектурным комплексом. Он состоит из трёх частей: дворец, большая площадь и мастерски выстроенный сад. На сегодняшний день сохранилась лишь входная часть.
Анализируя вышеуказанные источники, мы видим, что с первых лет правления Темур обращал огромное внимание на благоустройство города, где он родился и вырос, который также считался одним из самых величественных памятников зодчества. Аксарай построен именно в Шахрисабзе. Для этого строительства были привезены мастера из Хорезма, Тебриза (Азербайджан).
В юго-восточной части Шахрисабза в XIV-XV веке возведён крупный мавзолейный комплекс. При пристальном рассмотрении Дорус-Саодат стало известно, что разбросанные памятники назывались Хазрати Имом.
Значение Дорус-Саодат – “царство богатых”. Дворцовый историк Амира Темура Шарофиддин Али Яздий в 1394 году так описывает события: “...Темур перед зданием по правую руку с принцем Жахонгиром и другими чиновниками и деятелями даёт указания о строительстве надгробий и мавзолеев”. Младший сын Темура Жаҳонгир в возрасте
20 лет (в 1376 году) погиб, его тело было привезено в Шахрисабз [6].
Характеризуя город, все современные учёные-историки с восхищением говорят о комплексе Дорус-Саодат. Певец Абру пишет: “Сохибкиран в Шахрисабзе начал строительство величественных зданий, и среди них самое величественное здание Дорус-Саодат”.
А. Анарбаев в своей научной статье “Шахрисабз при Амире Темуре и Улуғбеке” приводит такое описание: ”Мавзолей Ходжа Ахмеда в Туркестане своим масштабом и художественной росписью Дорус — одно из красивых зданий” [7].
Во время проведения в 1950 году археологических раскопок обнаружилась протяжённость здания с севера на юг. В его длинной части были три ниши, на короткой стороне по одной нише. Стена покрыта цельным мрамором, своды ниш в соответствии со временем правления темуридов расписаны своеобразным резным ганчем. По остаткам разрушенных стен можно представить здания второго этажа. Такое здание может быть покрыто горизонтальным сводом и куполом, как мавзолей Аҳмада Яссавий, Халимхана и Аксарай, белая мечеть Туман в Шахи-Зинда. Такие своды были очень распространены в XV веке, они также имеются в медресе Улугбека в Гиждуване. Своды были обнаружены и в мечети рядом с медресе Улугбека в Самарканде, в длинных залах обсерватории Улугбека, а также в залах мечети при входе в Шахи-Зинда, в памятном комплексе мечети Қусам ибн Аббоса [8].
В качестве вывода можно сказать, что быстрое развитие города Карши в 1365 году под непосредственным контролем Амира Темура связано с его деятельностью. Зиму 1365–1366 года Амир Темур проведёт в Карши и здесь начнёт заново строить оборонительные стены. Кроме того, по официальным источникам подтверждается строительство Темуром в Карши большой Соборной мечети. Следует отметить, что Карши является первым городом, где Амир Темур установил власть без согласия ханов Чагатая (без соответствующей грамоты). Поэтому среди мусульманских правителей существовало мнение, что, если кто завоюет Карши, он будет управлять всем Мавераннахром. Это выражение также подтверждает, насколько высок был авторитет города.
Литература
- Роль города Шахрисабз в мировой истории. Тезисы международной научной конференции. Буриев. О. О политико-административном статусе Шахрисабза в XIV-XV веках – Т.: “Наука” 2002 год. – Ст. 65–66.
- Буриев. О. Центральная Азия в рукописных источниках периода темуридов – Т.: “Узбекистан” 1997 год. – Ст. 84.
- Буриев. О. Рукописные источники Центральной Азии времен темуридов.–Т.: “Узбекистан” 1997 год. Ст. 85.
- Яздий, Ш. А. Зафарнома. Перевод с фарси Уринбеков. А. –Т.: ‑ Ст. 45.
- Холиқулов. А. История Узбекистана в исследования молодых учёных – Т.: ‑ 2000 г. – Ст. .36.
- Роль города Шахрисабз в мировой истории. Тезисы международной научной конференции. Чориев. Т., Рашидова. Т. Фамильный склеп темуридов ‑ Дорус-Саодат –Т.: “Наука” 2002 год. – Ст. 112.
- Анарбаев. А. Шахрисабз при Амире Темуре и Улугбеке. Роль города Шахрисабз в мировой истории. Тезисы международной научной конференции.– Т.: “Наука” 2002 г. – Ст. 61.
- Маньковская, Л. Ю. Архитектурные памятники Кашкадарьи – Т.: 1971г. –
Ст. 44.