Диагностика потребности детей в визуализации учебного материала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калыбек, Н. К. Диагностика потребности детей в визуализации учебного материала / Н. К. Калыбек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40410/ (дата обращения: 17.12.2024).



Всем учителям сейчас известно, что способы обучения школьников весьма разнообразны. У каждого учащегося есть свои сильные и слабые стороны, которые могут быть сформированы и развиты благодаря эффективному управлению. Особое место в решении проблемы формирования учебных способностей занимает исследование возможностей визуализации обучения. Существует немало исследований влияния визуального компонента на результативность процесса обучения.

Понимание, в свою очередь, в значительной степени зависит от соответствия преподавательской подачи материала по типологическим особенностям интеллекта и является одним из условий успеха в учебе. Таким образом, новые методики и новые методы, позволяющие детям понять, запомнить учебную информацию, направлены на оказание поддержки учителям, ищущим пути обеспечения высокого качества образования. Поэтому мы начали этап программной модернизационной деятельности в школе с поиска новых технологий развития качества преподавания.

Целый ряд современных исследователей считает, что единственным ограничением развития ума являются наши способности. Мы рождаемся с определенными умственными задатками, способностями, но каждый обладает безграничной оригинальностью. Что такое интеллект? На этот вопрос нет единого ответа. Вот несколько высказываний известных психологов и социологов:

«Интеллект – это способность решать проблемы незапрограммированным (творческим) образом», – пишет Стивен Гулд.

«Это способность действовать целесообразно, думать рационально и действовать эффективно в отношении окружающих», — считает Д.Векслер.

Толкование слова «интеллект» больше всего связано с понятием IQ, которое определяет умственное развитие. Однако открытие того, что интеллект- это не только знания, полученные в результате образования, принадлежит гарвардскому психологу Говарду Гарднеру, который с командой исследователей дал понятие многостороннего интеллекта. Нами были изучены потребности учащихся школы в визуализации учебной информации с опорой на теорию Г.Гарднера. при этом использовалась диагностическая методика под руководством кандидатом педагогических наук, доцентом В. Т. Тихомировой.

Говард Гарднер (англ. HowardGardner, род. 11 июля 1943, Пенсильвания) — американский психолог, известный как автор понятия множественный интеллект (MultipleIntelligences), специалист в области клинической психологии и нейропсихологии.

По мнению Г.Гарднера, преобладающим может быть один из пяти типов интеллекта, что проявляется в видимых способностях.

- Вербально-лингвистический тип интеллекта

- Логико-математический тип интеллекта

- Визуально-пространственный тип интеллекта.

- Музыкально-ритмический тип интеллекта

- Телесно-кинестетический тип интеллекта

Давайте разберем специфические характеристики каждого из типов интеллекта, а затем посмотрим, как можно применить данные знания в рамках процесса обучения.

Множественные типы интеллекта

Вербально-лингвистический тип интеллекта. Если у вас преобладает вербально-лингвистический интеллект, то, скорее всего, у вас высокоразвитые аудиторные навыки, вам нравится читать и писать, играть в игры со словами. У вас наверняка хорошая память на имена, даты и места. Вам нравится рассказывать истории, и вы умеете дискусировать. Люди с вербально-лингвистической доминантой часто становятся поэтами, авторами, ораторами, политиками, юристами, лекторами и учителями.

Логико-математический тип интеллекта. Если у вас преобладает логико-математический интеллект, то вам нравится моделирование и исследование отношений, а также строго упорядоченная деятельность. Вам нравится математика и экспериментирование с теми вещами, которых вы не понимаете,вы любите работать с числами, задавать вопросы, исследовать модели и отношения. Вам интересно решать задачи и использовать логику. Для наиболее эффективного обучения вы предпочитаете классифицировать информацию, вы мыслите абстрактно и стараетесь понять основные принципы. Люди с прекрасно развитыми логико-математическими способностями — это, как правило, математики, биологи, медики-технологи, геологи, инженеры, физики, исследователи и другие ученые.

Визуально-пространственный тип интеллекта.Если ваша интеллектуальная ориентация — визуально-пространственная, то вам нравятся: визуальное искусство, карты, диаграммы и графики. Вы мыслите посредством образов и картинок, когда вы о чем-то думаете, вы можете представить это в форме четкого образа, вы легко собираете пазлы, вам нравится представлять и мечтать, вам также нравится проектировать и создавать. Для наиболее эффективного обучения вам необходимо: смотреть на картинки и слайды, видеопродукцию и киноленты, а также представлять то, о чем идет речь. люди с прекрасно развитыми визуально-пространственными способностями — это, в большинстве своем, скульпторы, художники, хирурги и инженеры.

Музыкально-ритмический тип интеллекта. Если у вас преобладает музыкально-ритмический интеллект, вы чувствительны к звукам в окружающей среде, вы предпочитаете учиться или работать под музыку. Вы цените чувство ритма и размера. Вам нравится петь. Вы лучше всего обучаетесь с помощью музыки и мелодии. Музыкальным интеллектом обладают не только певцы, дирижеры и композиторы, но и те люди, которым просто нравится музыка, которые понимают и используют различные музыкальные элементы.

Телесно-кинестетический тип интеллекта. Если у вас преобладает телесно-кинестетический интеллект, то вы обрабатываете информацию через тактильные сигналы и владеете своим телом. У вас отличное чувство баланса, прекрасные, умелые руки. Вы лучше всего чувствуете себя в ситуации, где много времени посвящается физической деятельности, ремеслу, вы легко управляете предметами, для максимально эффективного обучения вам необходимо прикасаться, двигаться и обрабатывать поступающую информацию через тактильные ощущения.

За 2015–2016учебный год были проведены исследования «Типа интеллекта», всего участвовало 263учащихся. Был предложен опросник из 70-ти вопросов, позволяющий выявить, какой тип интеллекта развит в большей мере.Это позволяет определить учащихся с преобладанием визуально-пространственного интеллекта, у которых потребность в визуализации учебного материала более высокая,чем у детей с преобладанием других типов интеллекта. Пользуясь данным диагностическим инсрументом, учащиеся сами могут оценить свои способности, указанные в опроснике по трехбалльной системе.Оценка проводится по следующей шкале:

3-качество выражено сильно; 2-качество выражено средне; 1-качество выражено слабо; 0-качество не наблюдается. Баллы нужно выставить в колонке «степень выраженности» в специально подготовленном бланке для фиксации ответов. Суммируя баллы по типологическим группам в соответствии с представленным ключом, можно определить, какой тип интеллекта является ведущим (или какие типы интеллекта выражены более ярко) у того, чьи способности оценивались по опроснику.

Обработка полученных индивидуальных данных:

Суммируя баллы, умноженные на их вес, по типологическим группам в соответствии с представленныи ниже ключами, можно определить, какой тип интеллекта является ведущим (или какие типы интеллекта выражены более ярко) у человека, чьи способности оценивались по опроснику.

Таблица1. Ключ для определения типа интеллекта

Тип интеллекта

№ № качеств

Всего качеств

Вес балла

Лингвистический

1,9,14,22,24,39,46,49,53,58,62

11

3,03

Логико-математический

2,12,18,31,37,44,50,59,65

9

3,71

Визуально-пространственный

3,13,17,33,41,52,60,66,67

9

3,71

Музыкальный

8,23,36,68

4

8,33

Идеомоторный

4,11,15,20,25,29,30,38,40,45,47,51,56,61,69

15

2,22

Межличностный (социальный)

5,7,16,21,26,28,32,42,48,54,57,70

12

2,77

Внутриличностный (интуитивный)

7,10,19,27,34,35,43,55,63,64

10

3,33

Например: Результаты исследования ученика Умарова Алидена

Результаты исследования 2015- 2016 уч.года

Таблица 2

Количество учащихся

Лингвистический тип

Логико-математический тип

Визуально-пространственны й тип

Музыкальный тип

Идеомоторный тип

1

263

44%

14%

26%

12%

4%

Перспективность исследования в том, что на его базе могут быть пересмотрены отдельные подходы к визуализации учебного материала на средних и старших возрастных параллелях с учетом возрастной и индивидуальной специфики учащихся. Выявлена связь между рядом индивидуальных особенностей школьников, характером наиболее результативной для развития их учебных способностей наглядности и общей результативностью процесса обучения, способы и принципы конструирования целевых методических систем визуализации обучения.

Функции визуализации также разнообразны. Она может применяться с целью:

— выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;

— создать необходимый учебный настрой;

— активизировать познавательный интерес;

— вызвать определенные ассоциации;

— развить способности к анализу и сравнению;

— организовать тренировку внимательности и наблюдательности;

— сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;

— сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал.

Одним из способов повышения эффективности обучения школьника и развития его учебных способностей является визуализация изучаемого материала. От того, какие цели преследует учитель в процессе визуализации, зависит способ и характер того методического решения, которое он принимает для реализации соответствующего фрагмента урока, и те приемы, которые он для этого использует.

Дж.Уотсон считает, что наиболее правильно представлять себе процесс визуализации как создание внутреннего образа воспринимаемого ребенком объекта. В этом понимании границы понятия " визуализация» значительно шире традиционно понимаемого понятия " наглядность». В создании внутреннего образа объекта может участвовать не только наглядность, но и другие средства, подключающие различные органы чувств и формирующие особый язык познания.

Дети со всеми вариантами интеллектуального профиля могут учиться весьма успешно. Но разным типам нужны разные дидактические стратегии и тактики. В обучении математике оптимальны следующие способы подачи материала:

—играть в математические игры;

—использовать логику;

—вдохновлять и помогать ставить практические эксперименты;

—использовать таблицы и графики.

В учебном процессе учителю необходимо научить ребенка понимать язык визуальных средств, обучать визуальной грамотности. Хороший пример такого обучения показан учителем высшей категории Искаковой М. М. Она использует на своих уроках логические схемы, обучает анализу мысли посредством анализа средства выражения.

Люди с лингвистическим интеллектом лучше всего усваивают знания, когда:

— учебный материал подан в виде истории, рассказа;

— по изученной теме даются творческие задания;

—участвуют в дискуссиях;

— игры со словами (кроссворды, ребусы, и т.д.);

—закрепление пройденного материала происходит в игровой форме;

Было обнаружено, что целенаправленное применение системы визуализации обучения повышает способности зрительного восприятия, развивает зрительную память, воображение, пространственные представления и делает обучение более осмысленным. Развитие зрительной памяти путем применения комплексной системы визуализации дает положительный результат.

Разнообразие организуемых учителем видов деятельности, в которые вовлекается школьник, обуславливает широту и разнообразие его способностей как составляющих более широкого интегративного образования-одаренности к определенным видам деятельности. К настоящему времени визуализация стала важной дидактической тенденцией, фактором развития и модернизации образования как ценности, как системы, как процесса, как результата, а также средством обеспечения качества образования.

Литература:

  1. Буянов В. И. Визуализация учебного материала в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин// Молодой ученый, 2016
  2. Методика изучения учебных способностей младших школьников. Казань: 1998, — 32 с.
  3. Роль визуализации учебного материала на ранних этапах формирования физико-математических способностей школьников. /В сб.: Совершенствование урока и внеурочных занятий в средних общеобразовательных учебных заведениях с углубленной естественно-математической подготовкой. Альметьевск: 1998. – С. 21–22.
  4. Методика изучения учебных способностей и умственной одаренности учащихся средней возрастной параллели. Учебно-методическое пособие. Казань: 1998. — 38 с. (в соавторстве с Мочаловой О. Б.)
Основные термины (генерируются автоматически): способность, какой тип интеллекта, тип интеллекта, учебная информация, учебный материал, эффективное обучение, вербально-лингвистический тип интеллекта, визуально-пространственный тип интеллекта, внутренний образ, зрительная память.


Задать вопрос