Особенности развития психомоторных реакций в спортивных единоборствах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 06.03.2017

Статья просмотрена: 942 раза

Библиографическое описание:

Киливник, И. А. Особенности развития психомоторных реакций в спортивных единоборствах / И. А. Киливник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 370-372. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40279/ (дата обращения: 17.12.2024).



Диагностика уровня развития и одаренности отдельных психических и психомоторных качеств [9, 10], который обеспечивает эффективную деятельность при решении конфликтных ситуаций имеет важное значение для тренировки спортсменов стиля ушу. Развитие двигательного интеллекта спортсменов позволяет создать прочный фундамент для проявления эффективных способов конфликтной деятельности и устойчивости психики.

Психодиагностика спортсменов, специально ориентированная на решение проблемы оценки как двигательного интеллекта в целом, так и проявлений отдельных психических механизмов, позволяет установить взаимосвязи и влияние как на целостную структуру индивида, так и на отдельные психические свойства.

Относительно психических и психомоторных качеств человека нет такой достаточно четкой систематизации и классификации, как в отношении физических качеств.

А. Ц. Пуни [10] подчеркивал, что процесс борьбы требует от спортсмена изощренно развитой, ориентирующей функции сознания, связанной с необходимостью непрерывного наблюдения за противником с целью разгадывания его тактического плана, антиципации его действий и состояний; а в результате совокупность информации служит основой для принятия частых (ситуативных) решений. Индивидуальный уровень развития физических и психических качеств по существу является проявлением специальных способностей к такой деятельности.

Психические качества спортсмена в процессе спортивного совершенствования демонстрируют еще более гетерохронную динамику, чем физические качества. Объясняется это тем, что в психических качествах проявляются процессы более высокого иерархического уровня по отношению к индивиду. Особую роль в дееспособности представителей спортивных игр и единоборств имеют психомоторные качества, проявляющиеся в сенсомоторной культуре спортсмена, в его способности к точным антиципирующим реакциям, к быстрому принятию решений, прогнозированию наиболее вероятных событий.

В процессе многолетней тренировки с повышением спортивного мастерства у спортсменов изменяются не только функциональные возможности организма, но и взаимосвязи и взаимокомпенсации отдельных двигательных способностей, а также свойств внимания и оперативного мышления. Если у юных спортсменов на первом месте стоят двигательные, то у взрослых превалируют умственные способности [11].

Среди психических качеств спортсменов наиболее подробно изучена быстрота сенсомоторных реакций. Это вполне объяснимо. По мере роста тренированности спортсмена наблюдается увеличение подвижности и уравновешенности нервных процессов, возрастает лабильность двигательных функций, что улучшает латентное время сенсомоторных реакций. Кроме того, в таких видах спорта, как игры и единоборства быстрота и точность сенсомоторных реакций является важным компонентом специальных способностей. Исследования А. Б. Мацака и А. В. Родионова [11] показали, что различная по характеру тренировочная работа закономерным образом проявляется в динамике физических и психических, в частности, психомоторных качеств спортсменов.

Умение спортсмена управлять процессом моторного взаимодействия с объектами восприятия позволяет быстро и точно ориентироваться, а значит успешно вести соревновательные действия. Отсюда — роль такого психического качества, как точность сенсомоторной координации [1, 2, 3, 4, 7].

Анализ литературных источников, посвященных анализу роли психических качеств в деятельности спортсменов, показывает, что в большинстве случаев они достаточно «специализированы», т. е. определенному виду или группе видов спорта соответствует определенный круг психических качеств.

Из всего многообразия информационных воздействий, присущих для деятельности единоборца, наибольшую трудность представляют те, которые вызваны ускоренным темпом последовательно выполняемых соперником действий (стимулов); увеличением количества одновременно предъявляемых стимулов; возрастанием смысловой неопределенности предъявляемых стимулов [12]. Поэтому, развивая способность спортсмена преодолевать альтернативную неопределенность боевой ситуации с помощью средств психологической подготовки, например, средств визуализации, мы одновременно создаем условия для более рациональной моторной деятельности, в процессе которой совершенствуются и двигательные способности.

Е. В. Калмыков [5] установил типовые варианты проявлений двигательных качеств у боксеров. Уровень общей физической подготовленности (ОФП) и специальной физической подготовленности (СФП) боксёров характеризует как индивидуальные, врождённые особенности развития двигательных способностей боксёра, так и степень влияния тренировки на спортсменов, т. е. тренировочный эффект. У боксеров, более склонных к атаке, лучше выражена тренируемость быстроты двигательной реакции, а у контратакующих боксеров — совершенствование дифференцировок мышечных усилий.

В ряде исследований на материале бокса изучались механизмы и возможности развития быстроты и точности двигательных реакций боксёров, правильности восприятия малых временных интервалов при специфической оперативной деятельности. В этих исследованиях была установлена зависимость скорости и точности реагирования от степени тренированности спортсменов, от уровня их квалификации, а также от уровня их эмоционального возбуждения.

В. А. Карданов [6] выполнял комплексное исследование на материале кикбоксеров, однако его результаты в одинаковой мере согласуются с закономерностями деятельности боксеров. Он установил, что показатели сенсомоторных реакций дифференцированно отражают характер адаптации спортсменов к нагрузкам, в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов. Для разных типов индивидуальности существуют собственные варианты сенсомоторной адаптации к нагрузкам, а, следовательно, динамики тренированности.

Литература:

  1. Белов, А. С. Сравнительная оценка факторов, определяющих точность движений спортсменов в специальных заданиях и экспериментальное обоснование методик их совершенствования. — М.: ГЦОЛИФК, 1972. — 164 с.
  2. Геллерштейн, С. Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции / С. Г. Геллерштейн. — М.: Медгиз, 1958. — 148 с.
  3. Голомазов, С. В. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий. — Автореф. дисс....доктора пед.наук / С. В. Голомазов. — М.,1997. — 55 с.
  4. Гордеева, Н. Д. Функциональная структура действия / Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 208 с.
  5. Калмыков, Е. В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах / Е. В. Калмыков. — М.: РГАФК, 1996. — 129 с.
  6. Карданов, В. А. Формирование состояния готовности к поединку в зависимости от индивидуальных особенностей кикбоксеров-юниоров: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / В. А. Карданов. — М., 1998. — 24 с.
  7. Липинский, Э. Ч. Управление тренированностью боксеров в связи адаптации к физическим и психическим нагрузкам: Автореф. дисс. … канд. пед.наук / Э. Ч. Липицкий. — М., 1998. — 25.
  8. Мацак, А. Б. Функциональные и генетической факторы динамики психических качеств на этапе становления спортивного мастерства / А. Б. Мацак, А. В. Родионов //Тезисы докладов XI Всесоюзной научно-практической конференции психологов спорта. — Минск, 1990. — С. 35–37.
  9. Платонов, К. К. О системе психологии / К. К. Платонов. –М.: Мысль, 1972. -216 с.
  10. Психофизиология Текст.: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб.// Под ред. Ю. И. Александрова, Спб. Литер, 2003, — 496 с.
  11. Родионов, А. В. Психодиагностика спортивных способностей / А. В. Родионов. — М.: Физкультура и спорт, 1973. — 203 с.
  12. Barht, В. Probleme einer theorie und Methodik der Strategle und Taktik des Wetthampfes in Sport // Theorie und Praxis der Korperkultur. — 1980. — N 2. — P.26–29.
Основные термины (генерируются автоматически): качество, процесс, реакция, способность.


Похожие статьи

Особенности личности и психической саморегуляции легкоатлетов в связи с их спортивной специализацией

Психологическое состояние студентов-спортсменов в соревновательный период

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Влияние силовой подготовки с использованием аэробных упражнений на повышение физической работоспособности

Методы развития силовых качеств на уроках физической культуры

Методические особенности специальной физической подготовки в армрестлинге

Особенности самореализации и отношение спортсменов к бодибилдингу

Особенности самореализации и социализации спортсменов в спортивной пулевой стрельбе

Похожие статьи

Особенности личности и психической саморегуляции легкоатлетов в связи с их спортивной специализацией

Психологическое состояние студентов-спортсменов в соревновательный период

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Влияние силовой подготовки с использованием аэробных упражнений на повышение физической работоспособности

Методы развития силовых качеств на уроках физической культуры

Методические особенности специальной физической подготовки в армрестлинге

Особенности самореализации и отношение спортсменов к бодибилдингу

Особенности самореализации и социализации спортсменов в спортивной пулевой стрельбе

Задать вопрос