В статье рассматривается модель инновационного развития предприятия. Модель представлена набором из ключевых систем управления. К ним относятся: системы управления маркетингом, системы управления производственными процессами, системы управления персоналом и системы управления финансами.
Ключевые слова: система управления, модель, инновационный потенциал, конкурентоспособность
Повышение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, и всей российской экономики сегодня связывают с инновациями. Уже не вызывает сомнений тот факт, что без инноваций выйти на уровень мировой конкурентоспособности не представляется возможным. Этот выбор в полной мере соответствует как вектору развития теорий конкурентных преимуществ, направленному, на рост интеллектуального компонента в установлении стойкого конкурентного преимущества, так и принципам развития российской промышленности на ближайшую перспективу, заложенным в программах Правительством РФ.
Под конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта следует понимать его способность, используя наилучшим образом свои ресурсы и сформированное внутреннее и сложившееся внешнее институциональное обеспечение, создать конкурентные преимущества, позволяющие в настоящем и будущем быть более привлекательным, относительно конкурентов, для потребителей, поставщиков и инвесторов, сохраняя при этом свою финансовую устойчивость и положительную динамику стоимости своего бизнеса [1].
Условия для формирования инновационного потенциала в большей степени создаются факторами внутренней среды предприятия, а условия его реализации — внешними.
Учитывая, что формирование инновационного потенциала предполагает получение ответов на вопросы:
– что продвигать на рынок, т. е. какой инновационный продукт целесообразно разработать предприятию, и для кого он предназначен;
– как должно быть организовано производство этого продукта, т. е. какую технологическую политику необходимо выбрать;
– кто должен заниматься проблемой разработки и внедрения инноваций,
– за счет, каких источников эта работа должна быть профинансирована.
Соответствующие факторы представлены набором из ключевых систем управления предприятием: системы управления маркетингом, системы управления производственными процессами, системы управления персоналом и системы управления финансами (рис. 1) [1].
Рис.1. Модель инновационного технологического развития предприятия
Каждая из этих систем управления предприятием, направленная на формирование инновационной модели развития условно ориентирована на:
– Интерес. Отладка систем управления, направленная на формирование инновационной модели, прежде всего, необходима потребность в заинтересованности развитии инноваций со всех сторон.
– Источники. Для формирования инновационного потенциала, обязательным условием, является наличие источников необходимых ресурсов: финансовых, материальных и интеллектуальных.
– Инструменты. Инструментарий, позволяющий персоналу предприятия, осуществлять комплекс работ по разработке, производству и продвижению инновационного продукта. Этот фактор, в данном случае, используется в широком смысле, т. е. охватывающий все основные методы управления.
– Информация. Информационные ресурсы играет существенную роль в любом бизнесе и его развитии, что представляется безошибочным, выделить информацию в отдельный фактор.
Анализ показал, что вектор развития теории конкуренции направлен на рост интеллектуального компонента в установлении устойчивого конкурентного преимущества [2]. Т. е. главным источником благосостояние экономики, в современных условиях, становятся систематизированные и уникальные знания. В большинстве развитых стран мира, на сегодняшний день, конкурентное преимущество составляет 67–97 % за счет знаний, умений и творческих решений.
Данная модель дает возможность оценить инновационный потенциал предприятия как совокупность оценок сложившихся условий его формирования (факторов внутренней среды) и условий реализации (факторов внешней среды).
Литература:
- Вайсман, Е. Д. Управление конкурентоспособностью предприятия на основе упреждающего решения / Е. Д. Вайсман // Вестник университета (Государственный университет управления). — М.: Издательский дом ГУУ. — 2010
- Вайсман, Е. Д. Генезис конкурентных преимуществ фирмы / Вайсман, Е.Д. // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Экономика и менеджмент». — 2010