Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Профессионализация лидерства заключается в том, что лидерство сегодня — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага [1].
Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в Казахстане заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой — унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.
Особенности формирования современной системы государственной власти и управления определяют потребности дифференциации анализа ее эффективности на две взаимосвязанные составляющие — лидерскую и институциональную. Казахстан, традиционно относящаяся к государствам с сильными авторитарными традициями организации государственной власти, в условиях формирования правового государства характеризуется доминированием влияния на динамику развития политической системы ее политических лидеров. Вместе с тем, другой тенденцией современного периода ее развития является осуществление масштабного реформирования системы государственного управления, результатом которого является формирование его новой институциональной структуры.
Конституция Республики Казахстан стала конституционно-правовой базой строительства новой системы государственных органов: формы правления, формы устройства, окончательного закрепления принципа разделения государственной власти на ветви. Она продолжает служить государству, обществу и каждому гражданину, непосредственно воздействуя на общественные отношения, а также являясь правовым источником развития национальной системы права.
Система органов государственной власти в Республике Казахстан — это совокупность высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Единую систему органы государственной власти составляют, поскольку такое единство определяется унитарным характером государственного устройства РК, целостностью ее территории и производно от суверенитета народа.
Текст действующей Конституции Республики Казахстан был принят на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. Принятию Основного Закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением республики. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн. граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.
Конституция 1995 г., продолжая и развивая установки Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», фиксирует, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [2]. Согласно Конституции, Казахстан является унитарным государством, которое не имеет внутри себя иных национально-государственных или автономных образований. В республике устанавливаются единые гражданство, законодательство и система государственной власти.
На республиканском уровне государственную власть в РК осуществляют Президент РК, Парламент РК, Правительство РК и суды РК. Ключевое место в системе органов государственной власти Республики Казахстан занимает Президент РК — Глава государства. Глава государства выступает гарантом незыблемости Конституции, прав и свобод граждан. Президент РК формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РК тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение судей.
Более существенные поправки в Конституцию были введены в 2007 г. Нововведения придали импульс развитию казахстанской политической системы и ее качественному улучшению, предоставив большие возможности для активизации всего политического процесса в Казахстане:
– были созданы основы для более четкой и скоординированной работы системы государственного управления;
– произошло расширение полномочий и привилегий законодательной ветви власти;
– были сформированы условия для активизации развития партийной системы страны.
В этих переменах был заложен фундамент для более скоординированной работы системы государственного управления. Во-первых, сформировалась более эффективная и сбалансированная система сдержек и противовесов в виде властных полномочий и ответственности между ветвями власти при повышении роли Парламента.
Часть полномочий Президента перераспределялась в пользу Парламента, который получил возможность формировать Правительство, две трети Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и контролировать их работу. Повысился статус Сената, который наделялся полномочиями всего Парламента в период отсутствия Мажилиса. Были уточнены полномочия Президента в отношении Парламента, Правительства, Верховного суда, Центральной избирательной комиссии, Национального банка и акимов — глав местных исполнительных органов. Так, отныне Президент назначает выборы не только в Парламент в целом, но и в его Палаты по отдельности. Премьер-министра Глава государства назначает теперь с согласия только нижней Палаты, а министров иностранных и внутренних дел, обороны и юстиции, председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии — самостоятельно. На утверждение Президентом председателя Национального банка необходимо одобрение Сената.
Нижняя Палата Парламента получила большую степень влияния на судьбу исполнительной власти. Отныне Премьер-министр обязан ставить перед вновь избранным Мажилисом вопрос о доверии Правительству, а для вотума недоверия теперь достаточно простого большинства голосов депутатов. Устанавливаемая ответственность Правительства не только перед Президентом, но и всем Парламентом знаменует начало перехода от президентской к президентско-парламентской форме правления.
Если, до принятия данных поправок, политические институты в Казахстане во многом развивались по заданной исполнительной ветвью власти траектории развития, то теперь, в связи с возможностью участия Парламента в формировании Конституционного Совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и Центральной избирательной комиссии, политически и общественно активная часть населения, задействованная в деятельности политических партий, будет оказывать непосредственное влияние на механизм функционирования власти. Новая архитектура власти закрепила перераспределение полномочий и ответственности. Главная ставка делается на усиление роли представительной власти в центре и на местах. Парламент приобретает важные функции для принятия политических решений, а также полноценно участвует в формировании правительства и других конституционных органов нашей страны.
Создаваемый баланс власти и ответственности в оптимальной степени отвечает трем главным политическим задачам развития республики:
– эволюционному продвижению к демократии;
– повышению надежности и стабильности политической системы;
– укреплению эффективности государственного управления.
Двухпалатная структура Парламента оказалась политически состоятельной, стала принципиально новым элементом в политической действительности нашей страны и соответствовала общепринятым в мировой практике принципам парламентаризма.
Современный этап развития казахстанского парламентаризма характеризуется многопартийным форматом работы. Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан шестого созыва состоялись 20 марта 2016 года. В них приняли участие шесть политических партий, три из которых, набрав более 7 % голосов избирателей, прошли в состав Мажилиса Парламента. Это: партия «Нұр Отан» (82,20 %), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,18 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,14 %). От партии «Нұр Отан» в Мажилисе Парламента работают 84 депутата, от «Ак жол» — 7 депутатов, от КНПК — 7 депутатов. 9 депутатов были избраны от Ассамблеи народа Казахстана. В состав Мажилиса шестого созыва вошли 43 депутата прошлого созыва. В целом депутатский корпус обновился на 60 %. В новом составе Мажилиса: мужчин — 78 (73 %), женщин — 29 (27 %).
Средний возраст депутата — 55 лет (по состоянию на 31 марта 2016 г.):
– до 40 лет — 7 депутатов;
– от 40 и до 60 лет — 77 депутатов;
– свыше 60 лет — 23 депутата.
34 (32 %) депутатов имеют научные степени докторов и кандидатов наук. Депутаты представляют различные сферы деятельности: госслужбу, бизнес, неправительственные организации, образование, науку и др.
Национальный состав Мажилиса представлен казахами, русскими, украинцами, а также представителями азербайджанского, армянского, дунганского корейского, узбекского, уйгурского, чеченского и других этносов [3].
25 января 2017 года Президент Республики обратился к Нации и вынес представленные предложения на всенародное обсуждение, предоставив каждому казахстанцу, которому небезразлична судьба страны, возможность высказаться по ним и предложить свои пути решения современных задач. Одной из главных задач является повышение роли Парламента вообще и Мажилиса Парламента в особенности.
Это предлагается сделать путем расширения роли Мажилиса Парламента при формировании Правительства, а также усиления контрольных полномочий Парламента и его палат за деятельностью Правительства и членов Правительства.
В специальном выступлении Глава государства отметил, что мы идем на этот шаг для того, чтобы все ветви власти работали эффективно и ответственно, чтобы создать между ними соответствующие балансы и противовесы [4].
Нововведением является норма, устанавливающая сложение Правительством своих полномочий перед вновь избранным Мажилисом Парламента, а не перед вновь избранным Президентом Республики, как это имеет место сегодня. Это вполне логично, когда Правительство формируется совместно с политическими силами, представленными в Мажилисе. Отсюда отнюдь не следует, что теперь Глава государства остается в стороне. За ним сохраняется право по собственной инициативе принимать решение о прекращении полномочий Правительства (пункт 7 статьи 70 Конституции).
Повышению эффективности работы ветвей государственной власти служит усиление механизмов подотчетности и подконтрольности Правительства Парламенту и его палатам. С этой целью предложено установить, что Правительство в своей деятельности ответственно перед Президентом, Мажилисом Парламента и Парламентом в целом. Президентом Республики Рабочей группе поручено вести постоянный мониторинг предложений, высказанных в ходе всенародного обсуждения, обеспечить их обобщение, доработку проекта закона с учетом результатов и внесение его на рассмотрение Главы государства.
Литература:
- Алъбеков КА. Политическое лидерство в контексте повышения эффективности государственной власти / Современная политология: проблемы, поиски, решения. — Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010.
- Конституция Республики Казахстан. — Алматы, 1995.
- Оспанов С. Парламентаризм в Казахстане — новые реалии, новые возможности/http://www.centrasia.ru
- Обращение Президента Республики Казахстан по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти./ http://www.akorda.kz