В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса копьеметателей массовых разрядов. Представлены данные о динамике показателей скоростно-силовой подготовленности метателей копья в годичном цикле подготовки
Ключевые слова: контроль, методика, тренировочные занятия, метание копья, общая и специальная физическая подготовленность
Стремительный рост достижений в мировом спорте настоятельно требует неустанного поиска новых все более эффективных средств, методов и организационных форм подготовки спортивного резерва.
В последние годы проведены исследования по вопросам комплексного контроля спортсменов, в которых большое внимание уделяется поискам информационных тестов для оценки отдельных качеств и сторон подготовленности. Особенно важным является своевременное определение уровня подготовленности спортсмена, анализ общей и специальной физической подготовленности копьеметателей.
Несмотря на многочисленные имеющиеся данные, проблема контроля подготовленности и поиск наиболее талантливых спортсменов как самостоятельное направление находится в стадии постоянного совершенствования и дальнейших разработок. В связи с вышесказанным данная тема исследований является актуальной.
Целью нашего исследования является определение наиболее эффективных средств контроля тренировочного процесса копьеметателей массовых разрядов.
В ходе исследования решались следующие задачи.
- Выявить общие закономерности и организационно-методические основы подготовки метателей копья.
- Определить исходный уровень и динамику показателей общей и специальной физической подготовленности метателей копья.
- Определить эффективность средств контроля тренировочного процесса копьеметателей с целью выявления слабых и сильных сторон подготовленности спортсменов.
Для определения средств контроля в метании копья и критериев оценки общей и специальной физической подготовленности спортсменов было проведено педагогическое тестирование. Из используемых в учебно-тренировочном процессе метателей копья разнообразных беговых, прыжковых и бросковых упражнений, исходя из анализа опыта практической работы и данных литературного обзора, был отобран комплекс контрольных упражнений для оценки уровня и динамики развития двигательных способностей спортсменов.
В исследовании была поставлена задача — определить динамику развития общей и специальной физической подготовленности у юных спортсменов в зависимости от возраста, двигательного опыта уровня спортивного мастерства и выявить показатели физической подготовленности, которые в наибольшей степени обуславливают результаты в метании копья. С этой целью методом педагогического тестирования были обследованы 20 метателей копья 13–18 лет различного уровня подготовленности.
В педагогическом эксперименте изучалось влияние различных средств и методов тренировочного процесса направленных на воспитание скоростно-силовых и силовых качеств у испытуемых, а также рациональное распределение их в планировании от начальной спортивной подготовки до начала этапа спортивного совершенствования.
Исследование проводилось в естественных условиях тренировочного процесса в 2014–2016 г.г. на группе метателей копья, занимающихся в ДЮСШ № 1 г. Ташкента.
На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы по теории и методике применения основных средств скоростно-силовой подготовки и контроля подготовленности метателей копья массовых разрядов.
Из анализа литературных данных и практики ведущих специалистов видно, что в подготовке метателей копья применяются разнообразные беговые, прыжковые и бросковые упражнения.
Спринтерский бег способствует развитию быстроты, укрепляет стопы ног, упругость которых обеспечивает быстрое овладение целостным движением соревновательного упражнения.
Прыжки в совершенствовании специальной физической подготовки в период становления двигательного стереотипа в возрасте 12–14 лет является средством развития скоростно-силовых качеств для нижних конечностей. В данном случае вес тела занимающего является тем отягощением, которое обеспечивает импульс силы, необходимый для увеличения градиента силы мышечных звеньев стопы, голени, бедра и тазовой области. Метания различных снарядов как средство для совершенствования специальной физической подготовки развивают скоростно-силовые качества тех мышечных групп, которые обеспечивают скоростно-силовые качества тех мышечных групп, которые обеспечивают техническое мастерство в избранном виде.
По данным исследований для метателей особое значение имеет такой антропометрический показатель, как размах рук, который значительно превышает длину тела на 10–22 см.
Так, анализ первого педагогического тестирования показал, что результаты у юношей 2–3 разряда были на одинаковом уровне. Динамика быстроты движения анализировалась по результатам контрольных упражнений — бег 30 м с ходу и в обоих группах показатели были в пределах 4,7 сек. В беге на 30 м с низкого старта средний показатель был 4,80 с. В прыжке в длину с места результат составил 2,04 м. В упражнении тройной прыжок с места юноши показали результат 6,50 м. При выполнении упражнения рывок штанги прослеживались показатели в группах 33,50 кг. В приседании со штангой на плечах уровень показателей был в пределах 45 м. При показе упражнения метание ядра двумя руками снизу прямо вперед (4кг) 10.10 и 10.50 м. В метании ядра двумя руками назад через голову (4 кг) результаты были 12.71 и 12.32 м. В метании набивного мяча двумя руками из-за головы с подбега (2 кг) были результаты 15.60 и 15.74 м. При выполнении подводящих упражнений: в метании копья с места показатели были 31.00 м, в метании копья с подбега — 32.70 м. При выполнении соревновательного упражнения — метания копья с разбега, средние показатели были 42.20 м. При втором обследовании в экспериментальной группе у юношей показатели достоверно улучшились по всем контрольным упражнениям.
Выводы:
- Результаты педагогического эксперимента позволяют говорить об эффективности разработанной программы построения годичного цикла тренировки метателей копья и необходимости систематичного использования комплекса показателей для контроля и оценки уровня специальной физической и технической подготовленности копьеметателей.
- В ходе исследований установлено, что физическая подготовленность копьеметателей развивается неравномерно. Определено, что уровень всех физических качеств в наибольшей мере возрастает в первые полтора года тренировок. Особенно заметно это проявляется по отношению к быстроте и скоростным качествам.
- Использование в качестве контрольных следующих упражнений: бросок ядра назад через голову, бег 30 м с ходу, прыжок в длину с места, тройной прыжок, приседание со штангой, рывок штанги на грудь, метание соревновательного снаряда. Данные упражнения являются высокоэффективными средствами при контроле тренировочного процесса копьеметателей массовых разрядов.