В работе рассматриваются вопросы содержания объема и средств общей и специальной физической подготовки метательниц молота высокой квалификации.Представлены данные о динамике показателей общей и специальной физической подготовленности метательниц молота высокой квалификации.
Ключевые слова: многолетняя подготовка, объемы, средства, контрольные нормативы, общая и специальная физическая подготовленность, соревновательная деятельность и результаты метательниц молота высокой квалификации
Актуальность. Построение годичного плана тренировочного процесса, с оптимальным соотношением общей, специальной физической и технической подготовки, а также его последующая реализация являются одним из важнейших этапов в подготовке высококвалифицированных спортсменок в метании молота. В зависимости от того, насколько рационально будет построен этот процесс, то соответственно будут реализованы все потенциальные возможности спортсменок, и будет различной эффективность выполненных им тренировочных упражнений ((Г.Рудерман, 2007).
Степень изученности. В метаниях, несмотря на большое количество проведенных исследований, вопросы скоростно-силовой подготовки метательниц молота недостаточно изучены, в связи с тем, что этот вид в легкой атлетике у женщин самый молодой.
В исследованиях О. С. Возняк (1997), Е. Врублевского (1998) выявлено, что в основе успеха метателей молота является проведение тренировочного процесса в сравнении с модельными характеристиками и рациональное соотношение средств физической и технической подготовки на всех этапах многолетней тренировки. Высокий уровень современных достижений в легкоатлетическом спорте и, в частности в метании молота, жесткая конкуренция на соревнованиях требуют разработки новых форм и методов тренировки (В.Попроцкий, 2002).
Цель работы. Совершенствование общей и специальной физической подготовки в метании молота у женщин высокой квалификации.
Задачи работы:
- Выявить динамику показателей общей и специальной подготовленности метательниц молота высокой квалификации.
- Изучить особенности изменения скоростно-силовых качеств у метательниц молота.
- Определить оптимальные тренировочные нагрузки метательниц молота.
Организация исследования.
В исследовании приняли участие спортсменки высокой квалификации сборной Узбекистана г. Ташкента в возрасте от 18 до 22 лет. Педагогические наблюдения проводились в 2013–2016 годах.
В показателях общей и специальной физической подготовленности нами рассматривался уровень развития основных физических качеств спортсменок. Он определяется с помощью тестирований, в состав которых входили основные упражнения тренировочного процесса. В данном случае использовались следующие упражнения:
‒ броски ядра назад и вперед (4 кг), метание гири назад через левую сторону (8 кг), прыжок в длину и тройным с места, присед со штангой на плечах, рывковая тяга и взятие штанги на грудь.
Результаты тестирования позволяют увидеть, какие физические качества спортсменок недостаточно развиты, на основании чего и следует корректировать направленность тренировочного процесса.
В технических показателях нами рассматривался уровень владения техникой метания молота с поворотов. В метании молота наглядно проявляются скоростные способности метательниц, их умение развить более высокую скорость при меньшем сопротивлении, что существенно влияет на координацию движений.
При хорошей технической подготовленности, разница между максимальными результатами метания облегченного и утяжеленного снарядов должна составлять от 14 до 16 метров. Таким образом, метание молота — это сложно координационное движение, и по большей части, важную роль здесь играет чувство снаряда, скорость и координация движения.
Для определения динамики развития физических качеств у спортсменок были использованы следующие контрольные испытания: для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств — прыжок в длину, тройной и прыжок в высоту с места; для оценки уровня развития динамической силы использовались принятые в тренировочной практике упражнения такие как бросок ядра через голову назад, рывок штанги, подъем на грудь, приседание со штангой на плечах, жим лежа; для оценки статической силы — измерение силы отдельных мышечных групп при помощи кистевой динамометрии.
Таблица 1
Динамика результатов специальной физической подготовленности МС Асланиду А.
№ |
Контрольные тесты |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
1 |
Бег 30 м (сек) |
4.87 |
4,76 |
4.62 |
4.25 |
2 |
Бег 60 м (сек) |
8.76 |
8.61 |
8.20 8.93 |
7.94 |
3 |
Бег 100 м (сек) |
15.14 |
15.02 |
14.97 |
14,90 |
4 |
Бег 400 м (сек) |
1:33.02 |
1:20.02 |
1:16.02 |
1:15.6 |
5 |
Прыжок в длину с места (м.см) |
2.30 |
2.44 |
2.50 |
2.53 |
6 |
Тройной (м. см) |
6.25 |
7.17 |
7.25 |
7.50 |
7 |
Броски ядра вперед (3 кг), м.см |
12.20 |
12.50 |
12.90 |
13.20 |
Броски ядра вперед (4 кг), м.см |
12.73 |
12.37 |
13.44 |
13.60 |
|
8 |
Броски ядра спиной (3 кг), м.см |
14.75 |
15.05 |
15.15 |
16.27 |
Броски ядра спиной (4 кг), м.см |
13.02 |
13.13 |
14.20 |
15.00 |
|
9 |
Рывок штанги (кг) |
40 |
40 |
50 |
55.5 |
10 |
Взятие штанги на грудь (кг) |
50 |
55 |
60 |
65 |
11 |
Становая тяга (кг) |
90 |
90 |
95 |
95 |
12 |
Присед со штангой (кг) |
100 |
110 |
120 |
120 |
13 |
Толчок от груди (кг) |
50 |
50 |
55 |
55 |
14 |
«Швунг» (толчок штанги из-за головы (кг) |
60 |
60 |
70 |
70 |
15 |
Жим лежа (кг) |
60 |
65 |
70 |
70 |
16 |
Полуприсед (кг) |
130 |
140 |
150 |
150 |
Нами выявлено, что для метательниц молота большое значение для достижения спортивных результатов имеют: результат бега на 30 и 10 метров с хода, прыжков в длину и тройного прыжка с места, как показателей уровня скоростно-силовых качеств.
Из представленных сравнительных данных наших исследований метательницы мастера спорта Асланиду А. следует, что результаты в прыжках в длину и тройного с места имеют наибольшую связь со спортивным результатом в метании у спортсменок высокой квалификации.
Наблюдения за динамикой результатов МС Асланиду А. показывают, что у нее наблюдается постепенное и систематическое повышение спортивного результата. Этот факт говорит о надежности спортсменки и оставляет надежду что она покажет еще более высокие результаты.
Анализ показывает, что чем выше показатели специальной физической подготовленности и вес отягощений в различных контрольных нормативах, тем выше показатели в основном виде метаний — в метании молота. Также прослеживается и положительная динамика результатов в метаниях других снарядов — ядро, диск.
Анализируя многолетний тренировочный процесс высококвалифицированных метательниц молота, мы отмечаем, что метание молота — это сложнокоординационное движение, и по большей части, важную роль здесь играет чувство снаряда, скорость, сила и координация движения. Каждая из этих спортсменок обладала индивидуальной техникой и особенностями построения тренировочного процесса, но у всех важная роль отводилась работе над совершенствованием скоростно-силовых качеств.
Выводы
- Анализ литературных источников показал, что метание молота — это сложнокоординационное движение, и по большей части, важную роль здесь играет чувство снаряда, скорость, сила и координация движения.
- Как видно из результатов исследований у мастеров спорта Асланиду А. наблюдается взаимосвязь между показателями контрольных нормативов и ростом результатов в метании молота. Каждая из этих спортсменок обладает индивидуальной техникой и особенностями построения тренировочного процесса, но у всех важная роль отводилась работе над совершенствованием скоростно-силовых качеств.
- Анализ показывает, что чем выше вес отягощений в различных контрольных нормативах, тем выше показатели в основном виде метаний — в метании молота.
- На основании полученных данных можно сделать вывод, что если результаты спортсменок соответствует всем требованиям модельных норм и его тренировочный процесс построен правильно, то можно с 90 % точностью прогнозировать выполнение требуемого разрядного норматива. В подготовке квалифицированных метательниц молота, следует уделять внимание работе не только на повышение скоростно-силовых качеств, но и равной степени на улучшение координации движений и обострении чувства снаряда.
Литература:
- Возняк О. С. Параметры индивидуализированной системы соревнований высококвалифицированных легкоатлетов-метателей: дис.... канд. пед. наук / Возняк О. С.; РГАФК. — М., 1997. — 166.
- Врублевский Е. Тренироваться много или правильно?: Управление тренировочным процессом квалифицированных метательниц молота/ Врублевский Е., Селезнев А., Свирин А. // Легкая атлетика. — 2002. — N 6. — С. 19–22.
- Желобкович М. П. Экспериментальное обоснование тренировочных программ метателей молота высокой квалификации / Желобкович М. П., Клим Р. И., Масловский Е. А. // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: 7 Междунар. науч. конгр.: Материалы конф., 24–27 мая 2003 г. — М., 2003. — Т. 3. — С. 167–168.
- Попроцкий В. Повышение общей физической подготовки метателей молота высокой квалификации // Физическое воспитание и здоровье молодежи: сб. науч. тр. / Междунар. ассоц. по спорт. моторике; под ред. Анатолия Д. Скрипко, Влодзимежа Старосты. — Варшава; Минск, 2002. — С. 76–77.
- Рудерман Г. Многолетняя тренировка метателей / Григорий Рудерман // Легкая атлетика. — 2007. — N 4–5. — С. 26–27.